Блажен, у кого раз в году бывает День Юмора. Вечно блажен тот, кто живет в Вечности, которая и есть Юмор. Невыносимая тонкость бытия является нам юмором, который мы воспринимаем как шутку.
Ничто так не веселит, как понимание мнимости анекдота - история вполне правдоподобная, но мнимая.
Здравствуйте, уважаемые читатели ЭПИ "Открытый текст". Мы подготовили материал о юморе, т.е. мнимости.
В новой рубрике "Круг чтения русского средневекового человека. Литература 13–15 вв". размещена "Летописная повесть о побоище на Калке"
Центр влияния в 12 веке переместился с юга Руси на северо-восток, где под руководством вальяжного Юрия Всеволодовича держава неторопливо подминала под себя поволжскую этническую мелкоту. В других направлениях у нее даже не было нужды расширяться. Без лозунгов «выхода к морю», без «русской идеи», Россия жила, как Емеля в нирване.
В 1223 году, с усмешкой принимая разбитых татарами половцев, князья не чуяли беды. Подогретые половецкими подарками в виде верблюдов и девок, они собирались на неведомого супостата как в очередной Игорев поход. Наверное, с таким настроением ходят сейчас мужики на охоту или рыбалку.
Да и противник поначалу не казался грозным. (...) Калка одному только Киеву обошлась средними цифрами в 30 000 погибших. От войска в целом на Русь вернулся лишь каждый десятый. (...) На Юге отплакали и забыли.
Северо-восточной Руси это не коснулось вовсе. (...) В общем, "татары ушли – и ладно, а проблемы хохлов нам по барабану"!
В фольклорном подразделе Этнографического музея опубликованы сказки: Три аршина земли, Верное средство, Не всякая правда – истина.
Не всякая правда – истина.
Пошел мужик причащаться. А поп у них в деревне был рыжий да жадный. Вот причастился мужик. Подает попу две копейки. Поп говорит: «Что так мало?» - «Нету больше, взять негде». – «Унеси, а попу дай!» - «Где ж я унесу?» - «А где хошь».
Вот мужик пошел, украл у попа жеребенка и продал его. На другой год приходит причащаться. Причастился. Подает попу пять рублей. Поп спрашивает: «Что много?» - «Да ты, батюшка, в прошлом годе сказал: унеси, а попу дай, вот я у тебя жеребенка-то и украл!» - «Да разь это ты?» - «Я». – «Ну, я твоих грехов простить не могу, кайся перед всеми». Это ему, попу-то, свидетелей надо заполучить. «Я, -Говорит,- сейчас возглашу, а ты кайся!»
Вот выходит поп из алтаря и говорит: «Православные, всё, что счас мужик скажет, - истинная правда, всё, что скажет – правда, всё правда истинная!» Вот мужик выходит и говорит: «Все, - грит, - ребятишки рыжие, у кого есть в деревне, все от нашего попа Семена».
А поп-то три раза говорил: «Всё, мол, что мужик скажет – истинная правда»…
В цензурном разделе новая публикация: Из постановления Оргбюро ЦК ВКП (б) «О журнале «Крокодил» 1929, 23 сентября.
13. а) принять к сведению примечание в редакции «Правды» (№ 214 от 17.IX.29 г.) по поводу помещенного в «Крокодиле» (№34 за сентябрь 1919 г.) рисунка и надписи о Демьяне Бедном.
б) Снять т.Межеричера Л.П. из состава редколлегии «Крокодила» и признать целесообразным не предоставлять ему в ближайшее время (не менее года) ответственной работы.
Размещена часть "Сводного списка книг, подлежащих исключению из библиотек и книготорговой сети" ( 1961) на букву "Ч".
Черная книга. Сборник статей и материалов об интервенции Антанты на Украине в 1918—1919 гг. Под ред. и с предисл. А. Г. Шлихтера. Харьков, Гос. изд. Украины, 1925. 433 с.
Чернин О. В дни мировой войны. Мемуары. Пер. с нем. М. Константиновой. С предисл. М. Павловича. М.—Пг., Гос. изд., 1923. 296 с. (Б-ка современных мемуаров).
Чернов Виктор. Земля и право. Пг., 1917. 240 с. (Партия социалистов-революционеров). Все книги и брошюры данного автора подлежат списанию в макулатуру.
Статья Г. Григорьевой "Комическое в опере Прокофьева «Любовь к трем апельсинам»" размещена в музыкальном разделе.
«Любовь к трем апельсинам» Прокофьева (1919)—первая русская комическая опера послереволюционного периода. Она сразу же выделилась своим жизнерадостным, светлым колоритом, кипучей энергией, здоровым весельем.
Как известно, в основу либретто положена одноименная сказка К. Гоцци, представляющая собой лишь схему действия; по обычаю итальянского театра XVIII века, диалоги в таких пьесах импровизировались актерами во время спектакля. В либретто оперы сохранены все основные положения и ситуации, но значительно усилена пародийная окраска пьесы благодаря введению новых персонажей — Трагиков, Лириков, Комиков и Пустоголовых; более развиты также образы фантастические с целью противопоставить их «устрашающий» условно-театральный характер переживаниям реальных действующих лиц. (...)
Сложный жанровый облик оперы обусловил оригинальность ее драматургии. С другой стороны, не менее существенна и общая направленность в содержании: как указывалось, именно благодаря введению Трагиков, Комиков, Чудаков и Пустоголовых все перечисленные выше жанровые признаки выступают в виде гротеска и пародии. Эти персонажи, по мысли автора, должны каждый раз своим появлением на сцене напоминать слушателю, что разыгрываемое перед ним действие—.всего лишь театральная условность, что ничто из происходящего не следует принимать всерьез. Устами Чудаков, Комиков и прочих представителей различных театральных категорий Прокофьев высмеивает нарочито традиционные оперные ситуации и шаблонные интриги. Этих персонажей, как уже говорилось, нет в сказке Гоцци. Однако они органично вплетаются в спектакль и стилистически тесно связаны с самой природой народного представления, где нередко резюме вкладывалось в уста подобного «наблюдателя со стороны»...
В разделе "Человек и текст" размещена книга П.А.Флоренского "Мнимости в геометрии: расширение области двухмерных образов геометрии (опыт нового истолкования мнимостей)"
Думается, предложенное здесь истолкование мнимостей, в связи со специальным и с общим принципами относительности, по-новому освещает и обосновывает то Аристотеле-Птолемее-Дантово миропредставление, которое наиболее законченно выкристаллизовано в «Божественной Комедии».
Напомним, для начала, самый остов Дантовой космологии. Сделать это тем более необходимо, что в комментариях на «Божественную Комедию» обычно дается изображение: сфера Земли, окруженная сферами небесных светил, небом неподвижных звезд, кристалльным небом и, наконец, эмпиреем, причем Дантов путь, по выходе его из недр Земли, начерчен ломанной линией, спирально переходящей по концентрическим сферам и загибающейся на 180°, к зениту Сиона. Но этот чертеж не соответствует ни повествованию Данта, ни основам его космологии. Картина этой вселенной неизобразима эвклидовскими чертежами, как Дантовская метафизика несоизмерима с философией Канта. Математиками, — Хальстедом (1905), Вебером (1905), Симоном (1912), — уже отмечено предвосхищение Дантом неэвклидовой геометрии, например, в вопрошании явившегося Господа царем Соломоном, домогающимся узнать:
... можно ль треугольник начертить в полукруге, без «прямого» при процессе черчения?... (...)
Как можно относиться к мыльному пузырю, который воинственно уверен в серьезности своего положения и вечности полета? Как можно относиться к человеку, который не чувствует вечной мнимости своей жизни?
Может быть, с юмором?
Михаил Зеленов