Материалы сайта с 13 по 17 апреля 2009 г. (10.95 Kb)
Совершенно неочевидно, что если кто-то ищет, то он ищет себя. Вот этого-то многим и не хотелось бы.
Здравствуйте, уважаемые читатели ЭПИ "Открытый текст".
Мы посвящаем эту рассылку материалов, опубликованных на сайте, поискам древностей на "А". Понятно, что до "Я" далековато, хотя... путь можно сократить, оставив интригующее путешествие далеко снаружи.
Статьи "Археография", "Археографические экспедиции", "Археографическая комиссия" из "Большой советской энциклопедии" (2-е изд. М., 1950) пополнили Глоссарий археографического подраздела.
Археографические экспедиции – экспедиции, посылавшиеся в 19 в. Академией наук и частными лицами для выявления и собирания повествовательных и документальных исторических памятников. Первая Археографической экспедиция была организована Академией наук в 1809 для обследования некоторых северных и украинских городов и изучения документальных археографических памятников русского прошлого. Несколько позднее, на средства канцлера Н. П. Румянцева при участии начинавшего в то время свою деятельность П. М. Строева, была организована экспедиция для обследования Московских архивов, а затем – архивов монастырей Московской и Новгородской губерний. Во время этой экспедиции были обнаружены древнейшие памятники истории России – Изборник Святослава 1073 года и несколько ценных в научном отношении памятников 15 и 16 вв.
В рубрике "Археография" размещен Каталог рукописных книг из собрания Нижегородской государственной областной универсальной научной библиотеки им. В.И.Ленина. Часть 1: XV - XVII вв.
Ветры времени занесли на страницы книг и отголоски религиозных баталий. «Книга таинств» - алхимический переводной трактат XVII века удостоилась высокой оценки одного из читателей: «Сия книга издревле изданная. По ее разуму цены ей нету». Другой не согласился: «А такой ее разум, чего хочешь – того не сыщешь». Итог дискуссии подвел анонимный цензор, поставив резолюцию: «Староверская. Прошу уничтожить». (...)
Но не всегда всё было так мрачно. Казалось бы, серьезная книга Евангелие. А улыбнуться иногда хочется, и – то ли писец, то ли – читатель подрисовал к заглавной букве «Д» ноги.
Кроме того, следует упомянуть о рукописи (также 16 века), на полях которой дошел до наших дней необычайно редкий в археографической практике комплекс записей и рисунков нижегородского школьника 17 века. Многим со школьной скамьи памятен мальчик Анфим - создатель нескольких новгородских берестяных грамот, но мало кому известен его нижегородский «коллега» - аноним, друзей своих прославивший отменно: он автор целой галереи юмористических портретов с подписями - «Иванова рожа», «Микифорова рожа», и т.д.
В Архивной рубрике продолжена публикация описей Центрального архива Нижегородской области: Фонд 570. Нижегородская духовная консистория. Опись № 556. 1820 г.
16 |
Дополнение к книге «История российской иерархии» о Макарьевском Желтоводском монастыре, составленное по указу Синода архимандритом Гавриилом. |
1820 г. |
17 |
Рапорт протоиерея Нижегородского Архангельского Собора о переходе Ивановой из лютеранского вероисповедания в православное. |
14 апреля – 16 июня 1820 г. |
18 |
Списки раскольников деревень Балахнинской округи и бывших и небывших у исповеди в 1820 году. |
1820 г. |
19 |
Реестр раскольников с. Бор, г. Семенова и сел Макарьевской округи за 1820 год. |
1820 г. |
20 |
Дело о незаконном браке малолетнего раскольника дер. Кошелева, Семеновского уезда, Якова Афанасьева. |
7 октября 1820 г. – 7 октября 1838 г. |
Архив же подготовил (а "Открытый текст" опубликовал) 4-й выпуск материалов Фотодокументальной выставки, посвященной истории ополчения 1611-1612 гг. "В благодарной памяти Отечества".
Кроме новостей о 20-летии Архивной службы, на главной странице раздела "Археология" появилась Юбилейная выставка одной картины в галерее «Археологической Службы» - «Ночной дозор - 2009»
Эта, самая знаменитая из копий известной работы Рембрандта носит название «Ночной дозор-2009». Поводом для ее создания послужили пышные торжества, устроенные в Нижнем Новгороде в честь 20-летия «Археологической Службы» в апреле 2009 года. Корпорация археологов решила к этой торжественной дате украсить свою штаб-квартиру большой, впечатляющей картиной.
Двадцать лет назад постоянно действующей профессиональной археологической организации, занимавшейся охранной археологией, в Нижнем Новгороде не было. Археологическое наследие Нижегородской области защищали добровольцы, объединившиеся в секцию археологии при Нижегородском отделении ВООПИиК. От них «Археологическая Служба» унаследовала дух патриотизма и чувство гражданской ответственности. Учитывая это, художник внес в изображаемое элемент героики, усилив его развевающимися флагами, барабанами, пиками и мушкетами.
И теперь, после путешествия и поисков древностей на букву "А" (Археография, Архив, Археология), мы подходим к таинству "Я": в библиотеке археологического раздела - статья В.Л. Янина "Новгород: раскопки 1990 – 1993 гг."
На протяжении следующих десяти лет грамоты XI в. в руки археологов не попадали. Слабым утешением было твердо сложившееся мнение о сугубой сухости и прагматической деловитости ранних берестяных текстов: денежные расчеты, записи долгов, исчисление процентов...
Тем сильнее оказался эмоциональный удар, испытанный участниками раскопок, когда в слое рубежа XI-XII вв. была обнаружена грамота 752, Получивший ее человек разорвал ее на продольные полосы (ее длина около 46 см) и выбросил. К сожалению, среди найденных полос отсутствует начало первой строки (но оно восстанавливается по смыслу) и средняя полоса. Фрагментарность документа не препятствует восприятию его смысла, совершенно исключительного. В первой строке читается конец начальной фразы: «... къ тобе тришьдъ». Длина утраченной части фразы такова, что дает возможность уверенно говорить об отсутствии в письме адресной формулы – ни автор письма, ни его адресат не были названы, а фраза, исходя из дальнейшего контекста, восстанавливается однозначно: «Сълала есмь къ тобе тришьдъ», т.е – Я посылала к тебе трижды. Далее следует текст: (...) «Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю ко мне не приходил? А я к тебе относилась как к брату! Неужели я тебя задела тем, что посылала к тебе? А тебе, я вижу, не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под (людских) глаз и пришел...»
Этот всплеск страсти воплощен в аккуратные строки, написанные красивейшим подчерком, однако нервная эмоциональность прорывается в исправлениях описок, искажающих смысл упреков. Далее следовала отсутствующая часть, после которой на, втором уцелевшем фрагменте сначала читаются обломки фраз: «ныне къдь инодь. Въспиши жь ми про...» – теперь где-нибудь в другом месте. Отпиши же мне про...; «тьбь хаблю.» – ... тебя отвергаю (может быть: не думай, что я тебя отвергаю). И, наконец, заключительная фраза письма: «Ци ти боудоу задела своимъ бьзоумьемь, аже ми ся поцьнеши насмихати, а соудить Б(ог)ъ и моя хоудость» – Буде даже я тебя по своему неразумию задела, если ты начнешь надо мною насмехаться, то судит (тебя) Бог и моя худость (=я).
Стоило ли пускаться в путешествие, привлекая древности на "А", если можно было просто влюбиться и попасть сразу в "Я"?!
Михаил Зеленов.
21 мая 2009
(0.2 печатных листов в этом тексте)
|