Новости сайта с 7 по 12 сентября 2008 г. (12.3 Kb)
70 лет назад в газете "Правда" началась публикация "Истории ВКП (б). Краткий курс", изменившая облик исторической науки, и всерьез направленная на изменение исторического сознания советских граждан. Одновременно с трансформацией исторической науки проходили похожие изменения в музыке, в политике, архитектуре, литературе... Редакция решила познакомить читателей с эпохой 1930-х годов.
Открылась новая рубрика в разделе "Цензура и текст" - "Бюллетени Главлита". Размещаем данные "Из бюллетеня Главлита 1932 г.".
ИЗУЧАЙТЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИЦО ТЕХНИЧЕСКОЙ КНИГИ.
Решающее значение техники в период социалистической реконструкции, специальные постановления ЦК партии о техпропаганде - предъявляют к технической книге особые требования в отношении ее содержания и воздействия на широкие рабочие массы.
(...) Техническая литература (книги и журналы) в своей массе аполитичны, страдают голым технициазмом, мало доступны широкому кругу рабочих читателей. (...) Мы имеем ряд фактов пассивного и формального отношения политредактуры к выпуску технических журналов, не отражающих на своих страницах важнейших директив партии (журнал "Советский сахар", "Консервная промышленность", "Анилино-красочная промышленность"). В указанных журналах отсутствует проработка вопросов о техпропаганде, шести условий тов.Сталина, итогов октябрьского пленума ЦК партии и т.п. Или же наблюдается безобразное запаздывание с этими вопросами. (...)
Необходимо вытравить весьма распространенный взгляд, будто техническая книга не особенно нуждается в политико-идеологическом контроле, что техническая книга "безобидная" область книжной продукции.
Вопрос о политическом лице технической книги назрел. Техническая книга берется под усиленный обстрел нашей партийной общественностью и печатью. И органы Главлита должны быть застрельщиками в этом деле.
Сумбур вместо музыки - редакционная статья в газете «Правда» от 28 января 1936 года об опере Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда».
Статья была опубликована без подписи, однако по стилистике и терминологии (включая ключевое слово «сумбур») в значительной мере перекликалась с опубликованной днём раньше статьёй «Заметки о конспекте учебника “Новая история”», подписанной именами И. В. Сталина, А. А. Жданова и С. М. Кирова. По воспоминаниям С. Волкова, сам Шостакович был уверен в личной причастности Сталина к авторству статьи. (...) Через шесть дней в газете «Правда» появляется следующая критическая статья, посвященная балету Д.Шостаковича «Светлый ручей». На сей раз композитора обвиняют в излишней легковесности. (...)
Балет — это один из наиболее у нас консервативных видов искусства. Ему всего труднее переломить традиции условности, привитые вкусами дореволюционной публики. Самая старая из этих традиций — кукольное, фальшивое отношение к жизни. В балете, построенном на этих традициях, действуют не люди, а куклы. Их страсти — кукольные страсти. Основная трудность в советском балете заключается в том, что тут куклы невозможны. Они выглядели бы нестерпимо, резали бы глаза фальшью.
Это налагало на авторов балета, на постановщиков, на театр серьезные обстоятельства. Если они хотели представить колхоз на сцене, надо изучить колхоз, его людей, его быт. Если они задались целью представить именно кубанский колхоз, надо было познакомиться с тем, что именно характерного в колхозах Кубани. Серьезная тема требует серьезного отношения, большого и добросовестного труда. Перед авторами балета, перед композитором открылись бы богатейшие источники творчества в народных песнях, в народных плясках, играх.
"К вопросу об интерпретации одной сталинской вставки в «Краткий курс истории ВКП (б)»" всерьез подошел М.В. Зеленов в рубрике "Историография".
В июне-июле 1938 г. И.В.Сталин получил третий вариант макета «Краткого курса истории ВКП (б)». Он испещрил замечаниями несколько глав, часть текста с замечаниями вырезал и отдал для, перепечатки в качестве окончательного варианта. В ряде случаев он сделал вставки не только на полях страницы; но и на листах блокнота или на отдельных листах небольшого формата. (...) Он достал отдельные листы бумаги и написал большой раздел о реакции, книге Ленина и подвел читателя к второму параграфу «О диалектическом и историческом материализме», который, как считается, был написан им самим (рукописей в архиве обнаружить не удалось)... (...)
Иерархия категорий. В приведенном тексте встречаются главные и вторичные категории. Писатели - вторичная категория по отношению к интеллигенции. Интеллигенция, как представляется, - вторичная по отношению к части.
Упадочничество является второстепенной категорией по отношению к неверию. Неверие есть нечто, что также свойственно части.
Логическое и психологическое в категориях. «Часть» является не физической, не количественной категорией, а логической. Это некий порождающий принцип, «отец ущерба». Это качественное явление, отражающее взаимодействие человеческого мира с миром объективной реальности, термин скорее психологический, поскольку он связан с восприятием человека событий и явлений.
Опубликованы Повестки дня заседаний бюро Горьковского обкома ВКП(б) за 1937 г. в подразделе "История Государственного управления после 1917 г."
Заседание бюро от 15 октября 1937 г. (протокол № 17)
Присутствовали: члены бюро – Каганович, Пересторонин, Буров, Хаймс, Мельников; кандидаты – Бердичевская, Лебедев; зав. отделами – Жаднов, Нелюбов, Келлер, Трапезников; уполномоченный КСК – Гей; секретарь партколлегии – Соколов; «Советская деревня» - Красильников; зам. зав. отделами – Деревянкин, Нконоров, Балыбердин; обком ВЛКСМ – Флаксман; горсовет - Боронин; председатель ревкомиссии – Окунев.
1. Информация о пленуме ЦК ВКП(б).
2. О политучебе учителей.
3. Решение Политбюро ЦК ВКП(б) от 10 октября 1937 г. о бронировании сортовых семян яровой пшеницы, овса и ярового ячменя.
4. О созыве курсов подготовки и переподготовки литсотрудников райгазет.
5. Об организации школы повышения квалификации колхозных работников в Муроме.
6. Решение Дзержинского ГК ВКП(б) о снятии редактора газеты «Дзержинец».
7. О т. Власове П.В.
8. О железнодорожной аварии на Гидроторфе.
9. О секретаре парткома Горьковского строительного института.
10. О секретаре парткома Горьковского института инженеров водного транспорта.
11. Об управляющем трестом Гидроторф.
12. О политических ошибках в газете «Муромский рабочий».
13. О заметке в газете «Волжская магистраль» № 204 от 5 сентября 1937 г.
14. Решение ЦК ВКП(б) о порядке подписи партдокументов секретарями райкомов и горкомов ВКП(б).
Статья А.И. Давыдова и В.В. Краснова "К истории Сталинского преобразования городов (план уничтожения Кремля и перестройки г. Горького в 1935 - 1937 гг.)" опубликована в разделе "Текст пространства".
Грандиозность коренных социально-политических преобразований 1930-х годов нашла свое отражение и в градостроительных проектах, касающихся города Горького. Им был присущ нигилизм по отношению к наследию прошлого и почти полное отрицание какой-либо ценности архитектуры «купеческого Нижнего». Это в полной мере раскрылось в первом генеральном плане «социалистического города Горького», разработанного в 1935 – 1937 годах ленинградским институтом Гипрогор (руководитель авторского коллектива – архитектор-художник Н.А. Солофненко). Для него была характерна гигантомания, предполагавшая поголовное уничтожение исторической застройки и коренную ломку существовавшей планировочной структуры.
Абсолютно четкая его идеологическая подоплека наглядно проявилась, в частности, в предусмотренной реконструкции исторического ядра города. Так, площадь Минина и Пожарского, тогда носившая название Советской, была запроектирована круглой. Размеры ее увеличивались до Дома Советов, приобретая гигантские масштабы за счет сноса здесь значительной части стен и башен кремля (за исключением Дмитровской башни). Сам Нижегородский кремль воспринимался тогда не как памятник истории и градостроительства, а как символ «алчного феодализма и царского самодержавия, свидетель жутких страниц кровавого прошлого» (Л.М. Каптерев). (...)
Воплощение в жизнь этих «грандиозных» градостроительных замыслов было прервано начавшейся Великой Отечественной войной…
Проект застройки площади Советской (ныне площадь Минина и Пожарского) перед зданием Дома Советов. 1936 г. Аксонометрия, перспектива. Коллектив Ленинградского Гипрогора под руководством Н.А. Солофненко
Памятник Горькому – Вид на Окский мост и на монумент М. Горькому на правом берегу реки Оки. 1936 г. Коллектив Ленинградского Гипрогора под руководством Н.А. Солофненко
Как известно, Сталин - это не человек, а политика. А у политики, как и у человека, есть наследники.
Однако не стоит забывать, что политика - вторичная категория по отношению к человеку.
Михаил Зеленов
(0.3 печатных листов в этом тексте)
|