Материалы, размещенные с 16 по 21 января 2010 г. (11.49 Kb)
Здравствуйте, уважаемые читатели электронного периодического издания "Открытый текст".
Ничего так не внушает безграничного доверия к миру, как собственная монументальность, некоторая парковость и корректная садовость. Чувствуешь себя произведением искусства. И то не всякого, а самого вечного - мифологического.
Пятый выпуск серии "Ленин в монументальном и садово-парковом искусстве" подготовлен А.И. Давыдовым для раздела "Текст пространства".
Нижегородская область, г. Ветлуга. Улица Ленина. Фото Б.С. Извекова, август 2008 г.
Нижегородская область, г. Ветлуга. Улица Ленина. Фото Б.С. Извекова, август 2008 г.
Нижегородская область, г. Бор. Парк культуры. Фото Т.В. Гусевой, август 2005 г. |
Работа И.В. Нестерова «… звалась Татьяной» (О главной героине романа Н. И. Кочина «Нижегородский откос») опубликована в подразделе "Семейные архива".
Центральный архив Нижегородской области. В нем, а также в Центральном Московском архиве-музее личных собраний волею наследников Писателя нашел пристанище его личный архив. Разделенный на две части, он имеет по одной рукописи «…Откоса» в каждой из частей. Рукопись ЦАНО – более ранняя, но неполная – с утраченной первой половиной (гл. 1–16 из тогдашних 37). Рукопись ЦМАМЛС создана позднее, непосредственно примыкала к окончательному варианту, потому – менее интересна, но дошла целиком. Впрочем, самое существенное в ней тоже есть – изъятая глава.
Как известно читателям «…Откоса», прáва выступить на юбилее института Снежинка не получила – суровой цензуре не понравился репертуар этой «неясной, в общем, особы»: Есенин тогда был не в чести.
Но на институтском вечере, по первоначальному замыслу – предшествовавшему юбилею, – чтение Снежинки произвело фурор. Обезумевшая от восторга толпа студентов преследовала героиню. Сенька даже подрался с «группой товарищей», не проявивших, по его мнению, должного уважения к выступавшей (слишком откровенно обсуждали ее «женские» достоинства). После схватки Пахарев вернулся в общежитие взбудораженный, скрипя зубами от переполнявшего его чувства.
Помимо «зависшего» – после изъятия главы – книжного фрагмента, стало неясно и происхождение прозвища «Снежинки». Стихи, прочитанные героиней, звучали так:
«Летит пушистая снежинка белая
Такая чистая, такая смелая…».
Новая биографическая статья в рубрике "Руководители Главреперткома": Шумяцкий Борис Захарович.
ШУМЯЦКИЙ Борис Захарович (04 (16).11.1886, Г.Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ) – 28.07.1938) – деятель революционного движения в Сибири и на Дальнем Востоке, работник печати, книжного дела и кинематографии, председатель Главреперткома с февраля по июнь 1927 г.
Родился в семье ссыльного рабочего-переплетчика. Вынужденный зарабатывать себе на жизнь с 12 лет, специального образования не получил. Член коммунистической партии с 1903 г. С 1904 г. работал в железнодорожном депо на ст.Иннокентьевская и в Красноярске. (...) «Утверждая свои художественные требования, начальник ГУКФа зачислял в «секту» формалистов Довженко (в его Звенигоре (1927) Шумяцкий усмотрел «кинематографическое знамя буржуазных националистов»), без особых церемоний требовал вырезать сцены и эпизоды из Чапаева (1934) братьев Васильевых, Последней ночи (1936) Юлия Райзмана, Партийного билета (1936) Ивана Пырьева, Поколения победителей (1936) Веры Строевой и горой стоял за Григория Александрова, Григория Козинцева, Леонида Трауберга и Михаила Рома. Благодаря его ярой защите на экран вышли Веселые ребята (1934), которых критика обвиняла во всех «буржуазных» грехах. Благодаря его деятельному участию появились Юность Максима (1934) и Петр I (1937—1938)».
В 1931 г. правительством Монгольской республики награжден боевым орденом Красного Знамени. Награжден Орденом Ленина (1935 г.). Автор воспоминаний о революционном движении в Сибири.
18 января 1938 арестован. 28.7.1938 приговорен к смертной казни. Расстрелян.
Реабилитирован в 1956.
Открылась новая рубрика в Глоссарии - "Этнография". Первая интерпретация этого понятия позаимствована из издания "Русский энциклопедический словарь, издаваемый профессором С.-Петербургского университета Н.И. Березиным" (СПб., 1879).
Этнография или Этнология (греч.), описание народов, две родственные, но самостоятельные науки, коих научное развитие относится к новейшему времени. Этнология или Антропогеография, чисто естественная наука, рассматривает распространение рода человеческого на земле по его физическим различиям, его происхождение, единство и местожительство, обусловливающие ему физическую жизнь. Этнография, напротив, чисто историческое изучение. Она занимается исследованием распространения человечества по народностям, старается познать национальный дух, проявляющийся в языке, вере, литературе и государственных устройствах всякого народа.
Книга И.Г. Воробьёвой "Профессор-славист Нил Александрович Попов. Научная, педагогическая и общественная деятельность" размещена в подразделе "Историография".
Итак, книга Попова воспринималась именно как история политического возрождения сербов, рецензенты подчеркивали ее политическую актуальность и значимость. В дальнейшем историк был вынужден думать о своих читателях и включать в повествование рассказ о политических событиях. Именно так написаны его последующие работы о Сербии - "Вторичное правление Милоша Обреновича в 1859-1860", "Сербия и Порта в 1861-1867 гг."
Цикл капитальных трудов профессора Н.А. Попова по новой истории сербов стал знаковым для тогдашней русской историографии. Он открыл глаза многим коллегам и обществу на то, что история - не только седая древность, но и современность, показал, что ученые, наряду с политиками, военными и дипломатами, могут влиять на судьбы государств, на тенденции их социального и культурного развития. Славянская тематика этих исследований делала их особенно привлекательными и убедительными.
Окрылась новая персональная рубрика в музыкальном разделе, посвященная Дж. Краму. Здесь можно ознакомиться с работой Виктории Адаменко "О мифологическом в творчестве Крама".
Во многих из этих круговых партитур создается некое ритуальное пространство - исполнитель вынужден вращать партитуру вокруг себя, чтобы прочесть ее, и невольно представить себя заключенным в этот круг - посмотрите, например на партитуры под названием «Волшебный круг бесконечности» («The Magic Circle of Infinity») и «Спиральная Галактика» («The Spiral Galaxy»). Подобно тому как в ритуальных мандалах происходит отождествление символа и объекта - феномен мифологического сознания, описанный Кассирером, - символичными становятся круговые партитуры Крама из цикла «Макрокосмос», каждую из которых сам автор озаглавил: «символ».
Мифологема круга выражена у Крама не только на уровнях формы, звуковысотности, динамики и нотации, но также в самой манере исполнения некоторых сочинений. Например, в сочинении «Свет вечный» («Lux Aeterna», 1971) Крам рекомендует зажечь свечу в центре сцены, вокруг которой солист танцор возобновляет танец каждый раз в моменты музыкального рефрена. Театральность такого рода точнее было бы обозначить как ритуальность, следуя разграничению этих двух категорий в работе Рональда Граймса «Критика ритуала», а именно - присутствие устойчивых форм и традиционных элементов по контрасту с новоизобретенными формами. В данном случае, маски и робы исполнителей, свеча и поза лотоса - это всё традиционные элементы древних ритуалов, в то время как рефрен - одна из устойчивых музыкальных форм. С другой стороны, неожиданность этих форм в контексте позднего модернизма - скажем, в ситуации, когда в одном концерте могут быть исполнены пьесы Булеза и Крама, - может вызвать противоположный эффект. Тогда уже тот устоявшийся концертный ритуал строгого модернизма окажется обновленным, и архаические элементы могут быть восприняты в данном контексте как новоизобретение, и следовательно, как театрализация. (...)
Всё же, можно найти общий знаменатель для разных манифестации мифологического в композиторском языке Крама. На мой взгляд, это его попытка восстановить некую первородную цельность мира и связь человека с природой в этом мире - к чему стремились и древние рассказчики космологических мифов, служивших для излечения болезней и изгнания вредных духов.
Особенно мне нравятся слова про попытки востановить цельность мира... человека и природы... облака и неба... дождя и тучи... нитки и костюма...
Эх, купить костюм и сходить в театр!
Михаил Зеленов
23 января 2010 г.
(0.3 печатных листов в этом тексте)
|