Обновление с 13 по 17 января 2011 г. Что такое человечность (11.43 Kb)
Что такое человечность?
Здравствуйте, уважаемые читатели ЭПИ "Открытый текст".
Может быть, это человечьи праздники? Размещены "Крещенские сказания" А.А.Коринфского.
Шумят веселые Святки - от самого дня Рождества Христова до праздника Крещения Господня играми да плясками, да песнями на святорусском просторе привольном потешаются, вещими гаданиями честному люду православному тайные веления судеб открывают. Гудят пиры-беседушки затейные, зеленым вином поливаются, плещут пивом, брагою, медами ставлеными. Что ни день на Святках - то свои поверья, что ни час - новый сказ, корнями живучими приросший к сердцу народному. Гуляет - «святошничает» любящая веселие матушка-Русь; положено дедами, прадедами заповедано гулять-веселиться широкой русской душе по святочному обычаю. И словно воскресает на эти дни, сбрасывает с тысячелетних плеч саван векового забвения старина стародавняя. День Крещения Господня (Богоявление) Святки кончает, над праздничными гулянками крест ставит, до широкой-разгульной Масленицы с многошумным весельем прощается.
Канун Крещенья, как и рождественский, слывет сочельником и тоже - день постный, по уставу Православной церкви; но одновременно это - главный день святочных гаданий. Проводит его русский народ не только в посте да молитве, но и в сыновнем общении с неумирающими пережитками язычески-суеверного былого-минувшего.
Может быть, человечность - это переход от "я" к "мы"? Монодрама «Ожидание» и кантата «Уцелевший из Варшавы» из кн. Н.Власовой "Творчество Арнольда Шенберга"
Присущие искусству экспрессионизма черты: крайний субъективизм, порождающий бредовые видения, господство чувства страха и безысходности, — воплощены в «Ожидании» в абсолютно чистом, концентрированном виде, что позволяет считать «Ожидание» «апофеозом шёнберговской экспрессионистской эстетики». (...)
История «Уцелевшего из Варшавы» для чтеца, мужского хора и оркестра ор. 46 начинается с предложения танцовщицы и хореографа российского происхождения Коринны Хохем (Chochem) сделать обработку партизанской песни «Sog nit kejnmol», возникшей в гетто Вильнюса, для создаваемой ею антологии еврейских танцев и песен в современных обработках (...) В кантате речь идет об эпизоде из жизни концлагеря: подъем затемно, избиения, приказ пересчитаться («Я хочу знать, сколько пойдет в газовую камеру!» — кричит фельдфебель), — и вдруг приговоренные к смерти все как один начинают петь древнюю еврейскую молитву «Schema Yisroel» («Слушай, Израиль»), признание в вере в «единого, вечного Бога». Рассказ производит впечатление своей психологической правдивостью. Мы слышим отрывочную, взволнованную речь человека — очевидца и участника всех событий, его фрагментарные воспоминания, воскрешающие весь ужас пережитого. Он как будто боится объединять себя с теми, кто принял мученическую смерть, и постоянно противопоставляет «я» и «они», и лишь ближе к концу, отдавшись воспоминаниям, говорит «мы».
Может быть, это двор и сад, которые продержались с 17 по 20 в., чтобы быть снесенными в 21 веке? Опубликован "Раздел «Обеспечение сохранности объекта археологического наследия – культурного слоя г. Нижнего Новгорода» для проектной документации на строительство административного здания с подземной парковкой по ул. Б. Печерской, между домами № 1 и № 3 в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода", подготовленный Т.В. Гусевой и Ю.В. Зарубиным.
Сведений о застройке этой территории ранее XVII в. нет. Но Писцовая книга Нижнего Новгорода 1621-22гг. фиксирует Большую Печерскую улицу как уже существующую, которая шла «от нового острогу и осыпи от Печерских острожных ворот к старым к острожным воротам» (от совр. ул. Пискунова до ул. Семашко). Застройка носила усадебный характер (дворы с садами и огородами) и располагалась по обе стороны улицы. Она показана и на планах вт. пол. XVIII в., отразивших дорегулярную планировку городской территории (Илл.15).
Так же как и другие средневековые русские города, Нижний Новгород в конце XVIII - начале XIX веков претерпел кардинальную перестройку по новым регулярным принципам. Сопоставительный анализ исторических данных XVII века и картографических материалов конца XVIII –XIX вв. дает основание считать, что градостроительные изменения не повлияли на трассировку улицы Большая Печерская: на отрезке внутри бывшего Большого острога она сохранила свое дорегулярное направление и усадебный характер застройки (Илл.17,18,19). В 1621-22 гг. в начале улицы «против нового острогу и осыпи, от новых от Печерских ворот… подле рву к Варварской улице» располагался «двор с садом посадцкого человека Кипреяна Офонасьева», рядом с ним по этой же стороне улицы «двор с садом Спасского протодьякона Ивана Дмитреева, его старинное место», «дворишко с огородом Юрки Лукьянова плотника».
Илл. 4. Местоположение участка под строительство на ул. Б. Печерской, между домами № 1 и № 3. Вид с востока.
Может быть, человечность - это разделение мира на классы? Статья "Архитектура" из Большой советскаой энциклопедии (2-е изд. М., 1950) размещена в Глоссари.
АРХИТЕКТУРА, или зодчество (от латинского architecture и греческого άρχιτεχτων — главный строитель), — искусство строить здания, сооружения и их комплексы для обслуживания социально-бытовых и идейно-художественных потребностей человеческого общества. Выражая социальную сущность той или иной общественной формации, архитектура классово-антагонистического общества служит, прежде всего, интересам правящих классов, являясь одним из орудий их материального и духовного господства; при социалистическом строе, свободном от эксплуатации человека человеком, архитектура освобождается от классовой ограниченности и впервые приходит в соответствие с подлинными материальными и идейными запросами всего народа.
Может быть, человечность - это подвиг? Новые "Мемориальные доски Героям СССР и Кавалерам орденов Славы" (Нижний Новгород): Москвичев В.А., Мочалов В.Н., Нестеров С.Е.
В августе 1944 года был ранен в воздухе,, посадил самолет в тылу противника и пять суток добирался до своего полка. После выздоровления снова сел за штурвал самолета. В начале 1945 года выполнил ответственное задание – уничтожил железнодорожный мост через реку Скрунду в Курляндии.
Может быть, человечность - это помнить о том, что ты - человек? Повесть В. Стефаника"Вор" размещены в разделе "Человек и текст".
Посреди хаты стояли два крепких, здоровых мужика. Рубахи на них были порваны, лица окровавлены.
— Ты, человече, не думай, что я тебя из рук выпущу... Оба сопели, были измучены и шумно захватывали ртами воздух. У постели стояла испуганная и заспанная молодая баба.
— Не стой, иди за Михаилом и Максимом, скажи, чтоб скорее шли, я вора держу в руках.
Хозяйка вышла, и они остались вдвоем. (...)
Максим не находил места и не знал, что делать. Он стыдился, как девушка:
— У мягкого всегда так, он всегда посмешище для людей, — такая паскудная у него натура. Вы же знаете, что когда я выпью, то плачу, знаете же... Не надо было звать меня, знаете же, что я — прядево...
Вор пытался взять Максимову руку и поцеловать ее,
–– Этот вор хочет обойти нас фокусом. Идите, Максим, прочь от него, отступитесь...
–– Давайте, Георгий, выпьем сразу по три рюмки, чтоб злее быть, — сказал Михайло.
–– Не уходите, Максим, не уходите, дяденька, от меня, я сейчас умру. Я не боюсь, ей-богу, не боюсь, но меня такое беспокойство тря...
Вор стал дрожать всем телом, губы его прыгали. Михайло и Георгий пили водку и не глядели на него.
— Да чего ты боишься? Нечего. Я дам тебе руку поцеловать, уж дам, пускай и меня побьют, на уж, на, целуй, как тебе хочется...
Вор припал к руке, а Максим мигал веками так, будто его раз за разом били по лицу:
— Мягким никогда не следует быть, мягкий человек ни на что не способен...
Михайло растопырил пальцы и показал их Георгию:
— Человече, пальцы у меня крепкие, к драке охочие; что схватят, с мясом рвут.
Георгий ничего не говорил, лишь плевал на ладони и наливал водку.
–– Хватит уже, голубчик, хватит, пусти, я пойду, здесь нет бога, я на такое дело не могу глядеть, вынь руки из-за пазухи. Не гладь меня, пусти, мне так стыдно, что я не знаю, куда деваться...
–– Я хочу еще икону поцеловать, порог еще хочу, я хочу всех, всех, где кто на свете есть!.. — кричал вор.
Хозяйка спрыгнула с печки и убежала из хаты. Михаило встал из-за стола, пьяный и темный, как ночь. Георгий стоял и раздумывал, с чего начинать.
Михаил Зеленов
17 января 2011 г.
(0.3 печатных листов в этом тексте)
|