Здравствуйте, уважаемые читатели электронного периодического издания "Открытый текст".
Мы знакомим Вас с материалами, опубликованными к памятной дате, - дню создания Главлита, главного цензурного органа в СССР с 1922 по 1991 гг.
6 июня 2010 г. Размещено "Положения о Главном Управлении по делам литературы и издательства (Главлит)" (1922. 6 июня) в разделе "Цензура и текст".
3. Главное Управление по делам литературы и издательства и его органы воспрещают издание и распространение произведений:
а) содержащих агитацию против советской власти,
б) разглашающих военные тайны Республики,
в) возбуждающих общественное мнение путем сообщения ложных сведений,
г) возбуждающих националистический и религиозный фанатизм,
д) носящих порнографический характер.
Каким образом создавался этот декрет, что происходило во время его принятия можно узнать в главе 5 из книги М.В. Зеленова "Аппарат ЦК РКП (б) – ВКП (б), цензура и историческая наука в 1920-е годы" (Нижний Новгород, 2000): "Аппарат ЦК и Главлит: 1921-1929 гг."
Пункт 6-й говорил о руководящем составе Главлита и его назначении. Первоначально он выглядел таким образом: «Во главе Главного Управления по делам литературы и издательства стоит заведующий, назначаемый Коллегией Народного Комиссариата Просвещения, и два помощника по соглашению с Революционным Военным Советом Республики и Государственным Политическим Управлением и находящиеся в подчинении как заведывающему (так в тексте – М.З.), так и назначившему их органу по принадлежности». Главные изменения этого пункта касались назначения и отчетности помощников заведующего Главлитом: в конечный текст этого нормативного документа была включена фраза, что они назначаются Коллегией НКПроса, но подчиняются не «назначившему их органу», а «соответствующему» органу, что можно трактовать не как стилистическую или редакционную правку, не меняющую смысл документа, а как содержательное изменение, ведущее к прямому подчинению помощников РВСР и ГПУ (чего и добивались последние). Эта правка Рыкова по тексту проекта Положения о военно-революционной цензуре была зафиксирована в тексте постановления СНК о создании ГКП.
Открылась новая рубрика "Заместители начальника Главлита" в разделе "Цензура и текст". Первые материалы: "1931-1934 Сольц Исаак Григорьевич", "1922-1924 Сперанский Николай Николаевич".
СОЛЬЦ Исаак Григорьевич (1892-?), заместитель начальника Главлита в 1931-1934 гг.
Родился в семье приказчика. Член РСДРП (меньшевиков) с 1912 по 1917 г. Член РСДРП (интернационалистов) с июля 1917 г. по январь 1920 г. Окончил гимназию в Вильно в 1911 г., 3 курса медицинского факультета Юрьевского университета (1916), окончил Историко-Партийный Институт Красной Профессуры в 1931 г. По образованию историк. (...) С августа 1931 по 30 апреля 1934 заместитель начальника Главлита РСФСР Б.М.Волина. Предшественник - Мордвинкин В.Ю. Преемник – Таняев А.П.
С апреля 1934 по 20 сентября 1936 г. заместитель ответственного руководителя ТАСС (СЗ СССР. 1936. №28. Ст.287). В апреле 1937 г. исключен из партии. Дальнейшая судьба не известна.
СПЕРАНСКИЙ Николай Николаевич (1886-09.07.1951) - заместитель заведующего Главлитом в 1922-1924 гг.
Родился в семье начальника судоходной дистанции Министерства путей сообщения. Окончил гимназию в Рыбинске в 1904 г., Петербургский университет в 1909 г, учился 2 года в Московском сельскохозяйственном институте (1914). По образованию метеоролог. Входил в большевистскую партию в 1904-1911 гг., и был восстановлен в ней в сентябре 1917 г. (...)
В ноябре 1923 г. А.М.Горький писал В.Ходасевичу: «Из новостей, ошеломляющих разум, могу сообщить, что… в России Надеждою Крупской и каким-то М. Сперанским запрещены для чтения: Платон, Кант, Шопенгауэр, Вл. Соловьёв, Тэн, Рёскин, Ницше, Л. Толстой, Лесков, Ясинский (!) и ещё многие подобные еретики. И сказано: «Отдел религии должен содержать только антирелигиозные книги». Всё сие — отнюдь не анекдот, а напечатано в книге, именуемой «Указатель об изъятии антихудожественной и контрреволюционной литературы из библиотек, обслуживающих массового читателя»…» (Ходасевич Владислав. Воспоминания о Горьком. М., 1989. С.23.). Этим М.Сперанским и был Н.Н.Сперанский. (...)
В апреле 1938 г. исключен из партии «за антипартийные высказывания». В сентябре 1938 г. Парткомиссией по Московской области восстановлен в партии с объявлением строго выговора. В июле 1939 г. Партколлегией КПК исключен из партии повторно. После этого занимался литературной работой...
Несколько материалов впервые знакомят читателя с тем, каким образом становилась система цензуры на местах: в Воронеже, на Урале и на Украине. Опубликованы материалы: 1) А.А. Белобородова "Воронежское областное управление по охране государственных тайн в печати (обллит)" 2) М.В. Зеленов "Терновой Филипп Андреевич". 3) Дианов С.А. Организационное строительство местных органов Главлита на Урале 4) и Позднякова И.С. Державне видавництво РСФСР та контроль над видавничою справою у 20-х рр. ХХ ст.
За цензором сохранялась обязанность выписывать клиенту квитанцию на оплату, после чего он вносил указанную сумму денег непосредственно в расходную кассу финансового отдела (27). Размеры ставок полистного и других цензурных сборов часто менялись, их утверждение проходило специальным постановлением СНК РСФСР. Так, в постановлении от 8 апреля 1924 г. «О сборах по Главлиту Народного Комиссариата Просвещения» ставки сборов выглядели следующим образом:
«I. На право напечатания и распространения.
а) с рукописи по 1 рубл. 50 зол. рубл. с печатного листа / 40 000 букв, считая не полный лист за полный.
б) с отдельно издаваемых рисунков, карт и вообще всяких изображений по 0,10 з.р. с рисунка или изображения.
в) с плакатов, афиш и листовок по 0,50 з.р.
2. За право постановки и публичного исполнения.
а) с драматических, музыкальных произведений /драмы, комедии, оперы и т.д./ по 3 з.р. с акта /действия/.
б) с произведений эстрадного характера /пьесы-миниатюры/, романсы, песенки, куплеты по 1 рубл. зол. с каждого произведения.
3. На право демонстрирования.
а) с кино-картины по 3 зол. рубл. с каждых 100 метров картины.
б) с диапозитивов для проэкционных фонарей по 0,10 зол. рубл. с основного негатива.
в) с картин, скульптур и вообще всяких художественных произведений, изображений, выставляемых на выставках и салонах для публичного обозрения по 0,10 зол. рубл. с экземпляра…» (28).
Данный документ позволяет убедиться, что кроме полистного сбора цензоры Главлита собирали так называемые репертуарные сборы.
Цензурой репертуара (театры, кино, музыка) руководил созданный в 1923 г. Главный Репертуарный комитет. Новое имя в рубрике "Руководители Главреперткома": "июнь 1937 - июнь 1938. Васильевский Владимир Николаевич".
Васильевский Владимир Николаевич (1893, село Воскресенское Ковровского уезда Владимирской губернии - 1957, Москва) – государственный деятель, работник печати. Родился в семье земского врача. В КП с 1912 г. Образование высшее незаконченное. Учился 3 года в Московском университете. (...) В июле 1917 г. с маршевой ротой Васильевский отправлен на Северо-Западный фронт. С сентября — в Петрограде. В канун Октябрьского вооруженного восстания был назначен Петросоветом комиссаром огневых складов. Вместе с рабочими, солдатами и матросами участвовал в штурме Зимнего дворца. После победы Великого Октября — заведующий Бюро военных комиссаров при Комиссариате по военным делам, помощник командующего Петроградским военным округом (октябрь-ноябрь 1917), член губкома партии и Комитета революционной обороны города. Редактор газет «Красная Армия» и «Вооруженный народ» (с ноября 1917 по январь 1918 г.). (...) С 4 июня 1937 г. по 1 июня 1938 г. начальник Главреперткома при Всесоюзном комитете по делам искусства при СНК СССР. Предшественник – О.С.Литовский. Преемник – В.Г.Вдовиченко.
В последние годы деятельности — начальник Управления по контролю за кинорепертуаром Государственного комитета по делам кинематографии при СНК СССР.
Тему персоналий цензоров продолжает публикация биографических справок о цензорах XIX в.: Вильде Михаил Густавович, Витте Константин Карлович, Враский Борис Алексеевич.
Два документа размещены в рубрике "Нормативные акты Главреперткома": Циркуляр Главреперткома № 6375 «О порядке приема на просмотр драматических произведений» (1929, 19 августа), Циркуляр Главлита и ГРК № 8004/14 «О регистрации зрелищ на местах» (1932, 11 мая).
Ряд материалов делают доступными для всех интересующихся, что же именно было запрещено. Началось размещение "Сводного списка книг, подлежащих исключению из библиотек и книготорговой сети" (М., 1961) в "Библиотеке" раздела "Цензура и текст": "А", "Б".
А. В. Луначарский в Омске. Омск, Губоно, 1923. 38 с. 3 000 экз.
А. П. Чехов. М., «Никитинские субботники», 1928. 251 с. (Б-ка писателей для школы и юношества. Под ред. Е. Ф. Никитиной. 3 серия. Классики в марксистском освещении). 5 000 экз.
А. П. Чехов. (Сборник). М., «Никитинские субботники», 1930. 208 с. (Б-ка писателей для школы и юношества. Под ред. Е. Ф. Никитиной. 3 серия. Классики в марксистском освещении). 5 000 экз.
А. С. Пушкин в советской художественной литературе. 1922—1936 гг. Антология и библиографический указатель литературы на русском и украинском языках. Сост.: Габель М. О. [и др.]. Киев, Держ. лiт. вид., 1937. 298 с. (Гос. научная б-ка им. В. Г. Короленко). 10 000 экз.
Абаев В. Д. С.-х. кооперация национальных республик и областей СССР. М., Книгосоюз, 1928. 164 с. 3 000 экз.
Абакумов С. И. Русский язык. Рабочая книга. (Шестой год обучения). М.—Л., Гос. изд., 1930. 140 с. 20 000 экз.
Абакумов С. и Клюева В. Знаки препинания. Пособие для школы-семилетки и для самообразования. Изд. с 1-го по 12-е включительно. М.—Л., Гос. изд., 1926—31 гг.
"О музыкальной деятельности короля Пруссии Фридриха II Великого" рассказывает Софья Корсунская в подразделе "Музыкальные эпохи".
Иоганнес Брамс как-то сказал: «Никогда не критикуй произведения Королевских Высочеств, ты не знаешь кем они могли быть написаны». Подобное недоверие музыкальным претензиям королей не лишено оснований. В музыкальной истории короли и аристократы, часто покровительствующие музыке и слывшие щедрыми меценатами, сами оставались не более чем дилетантствуюшими любителями. Фридрих II - явное исключение из этого правила. Музыкальное дарование сделало его необычным покровителем, чьи запросы базировались на собственном творческом опыте. Он был больше чем дилетант и больше чем просто хороший исполнитель. (...)
Фридрих не был обычным меценатом, он не только содержал капеллу и руководил ее деятельностью, но и регулировал сложные взаимоотношения между музыкантами и разрешал придворные интриги и конфликты:
«Эта человеческая порода (речь идет о музыкантах — С.К.) очень трудно управляема, что требует больше ума, чем управление государством. Как только художник чуть менее одарен, его искусство проникается гордостью и высокомерием, и от этих не слишком достойных спутников его таланта страдает их господин (тот, кто должен выслушивать все это). К этим прекрасным качествам примешивается еще крупинка низкой ревности, которой обычно присваивают высокий титул "благородного соревнования". Таковой "благородный соревнователь" рассматривает соперников по славе как врагов, и начинается война»
Козьма Прутков как-то сказал: "Можно запретить себе быть человеком. Можно разрешить себе быть нечеловеком. Легко быть цензором самого себя, трудно быть автором самого себя".
Впрочем, это частное мнение.
Михаил Зеленов
24 июля 2010 г.