Поскольку рассылки с новостями обновлений материалов в ЭПИ "Открытый текст" не выходили давно (а работа по обновлению велась каждый день), то сегодняшняя рассылка будет посвящена паузе, т.е. некоторой остановке (прекращению) и ее роли в искусстве.
Здравствуйте, уважаемые читатели.
"О музыке" из "Краткого понятия о всех науках, для употребления юношеству" (2-е изд. М., 1774) можно узнать в Глоссарии. Одна из страниц словаря говорит о музыкальной паузе.
Продолжено размещение справочника Б.С.Извекова, А.В.Кессель "Мемориальные доски Нижнего Новгорода": "Богданович М.А. Ул. Ульянова,1". Отсутствие литературной паузы как судьбы. Прекращение жизни на Родине - как включение литературного творчества.
БОГДАНОВИЧ М.А. (1891 - 1917)
Улица Ульянова,1, Нижегородский государственный педагогический университет.
"В этом здании бывшей Нижегородской гимназии в 1902 - 1908 годах учился выдающийся
белорусский поэт Максим Богданович". На боковой поверхности даты "1891 -1917".
Доска из бронзы с горельефным портретом поэта. Доска изготовлена белорусским скульптором С.М. Вакаром в городе Минске. Установлена - в 1984г.
Максим Адамович Богданович (1891- 1917) классик белорусской литературы родился в семье учителя в городе Минске. (...)
В 6 лет он послал в город Вильно в белорусскую газету «Наша нива» свой первый рассказ «Скрипач», который был опубликован летом 1907 года. Рассказ понравился в редакции глубиной чувства автора и никто не догадывался, что его написал гимназист. И дальше газета продолжала печатать стихи и рассказы Максима, которые он написал на хорошем белорусском языке.
Максим Богданович – это удивительное явление в литературе. Он живет с пяти лет в Центральной России, на берегу Волги и еще юношей думает о возрождении белорусской литературы, о пробуждении духовности белорусского народа.
В археологическом подразделе опубликовано Приложение 2 к публикации Гусевой Т.В., Зарубина Ю.В., Лебедевой Е.Э., Яблокова М.А. “Охранные археологические работы на площадке строительства на пересечении ул. Ильинской и Зеленского съезда в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода в 2007 году”. К чему этот материал в этой рассылке? Как пример прекращения повествования об остановке (паузе).
Таблица распределения массового материала с объекта обследования на
Зеленском съезде в г. Нижнем Новгороде в 2007 году.
|
Искусственное разрытие |
Шурф 1 |
Зачистка 1 |
|
|
№№ пакетов |
29
|
1-5 |
6-28 |
Виды массового материала |
|
|
|
Керамика: |
|
|
|
С грубыми примесями |
- |
2 |
107 |
С тонкими примесями |
- |
17 |
230 |
Красногл.тонкая/ с лощ. |
-/- |
-/3 |
25/52 |
Красногл. с ангобом |
- |
- |
8 |
Статья А.И. Давыдов "Троицкий собор Выксунского Иверского монастыря" появилась в "пространственной" рубрике "Культовое зодчество".
Судьба собора в советское время во многом типична для подобных культовых сооружений. Богослужение в нем было прекращено в 1919 году в связи с закрытием монастыря новыми властями. Летом 1927 года, в преддверии десятой годовщины Октябрьской революции, храм был взорван. У него были уничтожены верхняя часть, своды, поддерживающие их подпружные арки и столбы, хоры. Тем не менее, основной объем собора (42,4 х 42,4 м в плане) с западным притвором (около 16,2 х 20,5 м) выдержал силу взрыва и до настоящего времени сохраняется в руинированном состоянии.
В конце 1980 -х – начале 1990 -х годов ансамбль Выксунского Иверского монастыря, включая Троицкий собор, привлек внимание исследователей. Сотрудниками Научно-исследовательской лаборатории прикладных историко-культурных исследований Горьковского государственного университета он был паспортизирован. Постановлением Законодательного собрания Нижегородской области от 21 июня 1994 года № 41 Троицкий собор в составе архитектурного ансамбля монастыря взят на государственную охрану как памятник истории и культуры регионального значения. (...) В настоящее время возобновлено богослужение в отреставрированном западном притворе Троицкого храма.
Троицкий собор на гравюре с изображением Выксунского Иверского монастыря начала ХХ века
Повестки дня заседаний Пленумов Горьковского Областного комитета за 1957 г. опубликованы в подразделе " История Государственного управления после 1917 г.". Политическая пауза, или прекращение деятельности одного политического лидера и замена его другим (вместо присланного из Москвы Н.Г.Игнатова Первым стал нижегородец Н.Н.Смеляков).
Заседание VII пленума от 23 декабря 1957 г. (протокол)
Присутствовали: члены обкома КПСС, кандидаты в члены обкома, члены ревизионной комиссии – 202 чел.
1. О первом секретаре Горьковского обкома КПСС.
ГУ ГОПАНО. Ф.3 Оп.2 Д.529 Л.1.
Глава 7 ("Начальные формы полифонии. Народная и церковная многоголосная музыка. Органум. Сольмизация и буквенная нотопись. Теоретическая мысль в IX -ХII веках") первого тома книги Е.М. Браудо "Всеобщая история музыки" размещена в музыкальном разделе. В ней говорится о некоторой тайне паузы, о том, что без прекращения старого нового случиться не может.
Появление полифонии составляет, одно из чудес в истории искусства, над истолкованием которого изощрялись лучшие исследователи его судеб. Несмотря на то, что многоголосная музыка следует непосредственно за периодом одноголосия (гомофонии), новый стиль не находится в преемственной связи с ним. Одноголосная музыка создала свои совершенно законченные мелодические формы, и для многих ранних историков музыки применение к этим мелодиям сопровождения представляла своего рода «готическое» художественное варварство. (...) Примитивная форма церковной полифонии заключалась в импровизации второго голоса к данной мелодии или в комбинации нескольких голосов в одно созвучное целое, и такой способ композиции может быть обозначена, термином, который возник только в XIV столетии, но, несомненно, знаком читателю, а именно «контрапунктом». (...) Дело шло лишь о первых неуклюжих попытках одновременного ведения нескольких голосов, причем преобладал принцип мелодический, а не гармонический, как в наши дни. При полной своей зависимости от античной теории, совершенно неверно понятой, средневековая музыкальная мысль обречена была на долгое бесплодное блуждание в поисках новых художественных форм.
При таком положении дела великим благодеянием для искусства было появление в начале XI века высокоодаренного музыканта, который смело, провозгласил преимущество живого музыкального ощущения над мертвой догмой. То был бенедектинский монах Гвидо Арентинский, живший от 995-1050 года, (даты установлены не совсем точно)... «Боэций вполне хорош для философов», так говаривал Гвидо, «но едва ли годится для певцов». Подобное, во всяком случае, смелее отрицание авторитета, пред которым благоговейно преклонялись поколения музыкантов, и который являлся для средневековья своего рода музыкальным оракулом античной теории, свидетельствуете о новом веянии в области художественной мысли, для нас более интересном, чем отдельные завоевания теории.
С исходом первого тысячелетия кончается период зависимости старо христианской музыки от античной художественной теории. В области зодчества наступаете господство романского стиля с его богатством архитектурных форм, и нельзя не уловить аналогии между постепенным усложнением форм церковных зданий с новым принципом многоголосия, проникшего в богослужебную музыку. Между заветами античности и новыми возможностями развития, открывавшимися перед искусством звуков, разверзлась непроходимая пропасть. Второе тысячелетие в музыке развивается под знаком самостоятельных художественных идей, но для того, чтобы расчистить пути творческой мысли необходима была коренная реформа музыкальной практики и упрощение спутанной и недоступной исполнителю музыкальной теории.
Конечно, напрашивается вывод о том, чтобы сделать паузу, что мол, она даст возможность (не может не дать по своему принципиальному устройству) оставить свое моноголосие и жить с Миром в полифоническом контрапункте, или же гармонии, НО... вместо вывода будет пауза.
До новых встреч!
Михаил Зеленов
25 октября 2008 г.