Материалы сайта с 19 по 23 февраля 2009 г. (14.12 Kb)
Здравствуйте, уважаемые читатели ЭПИ "Открытый текст".
Материалы, опубликованные на сайте с 19 по 23 февраля посвящены военной тематике, а точнее - освобождению Родины.
Размещена информация, подготовленная Б.М. Пудаловым "Нижегородское Поволжье в 1608-1612 гг. и действия ополчения под руководством К. Минина и Д.М. Пожарского".
Источники о событиях, происходивших в Нижегородском Поволжье в начале XVII в., в так называемое «Смутное время», сохранились фрагментарно. Причины малочисленности письменных источников, по-видимому, объективны: 1) нехватка кадров с опытом канцелярской работы; 2) гибель архивов во время так называемого «Большого пожара» в Москве в 1626 г., когда огнем были уничтожены почти все находившиеся в Кремле столичные приказы с их документацией. Поэтому события 1608-1612 гг. приходится реконструировать по всему комплексу сохранившихся источников – прямым свидетельствам и косвенным упоминаниям (разумеется, после проверки их достоверности). (...) 27 января (6 февраля) 1611 г. – в Нижнем Новгороде была получена грамота патриарха Гермогена с призывом собрать ополчение для освобождения Москвы («собрався с околными и с Поволскими городы, однолично идти на польских и на литовских людей к Москве вскоре»). Одновременно была получена грамота из Рязани от Ляпунова о том же. Эти призывы нижегородцы разослали по городам, уведомив о своей поддержке. (...)
Вторая декада (или середина) февраля 1612 г. – из Нижнего Новгорода выступил передовой отряд ополчения во главе с князем Дмитрием Петровичем Лопатой–Пожарским (дальний родственник Д.М.Пожарского) и дьяком Семейкой Самсоновым.
Конец февраля или первая декада марта 1612 г. (не ранее 23февраля (4 марта) 1612 г. – начало похода основных сил ополчения из Нижнего Новгорода по маршруту: Балахна – Юрьевец – Решма – Кинешма - Плесо-Кострома – Ярославль. Время начала похода определяется по ряду косвенных свидетельств: в частности, в разрядных записях Баима Болтина упомянуто о выступлении в начале «великого поста» (начавшегося в 1612 г. 23 февраля по «старому стилю»; год високосный). Благодаря быстрым и решительным действиям Д.М.Пожарскому удалось опередить одного из руководителя подмосковных «таборов» И.М.Заруцкого и установить контроль над «верховыми» городами.
Опубликован второй выпуск Фотодокументальной выставки 2005 г., посвященной истории ополчения 1611-1612 гг. "В благодарной памяти Отечества".
29 Отношение епископа Нижегородского и Арзамасского Моисея о доставлении из с. Пурех знамени князя Д. М. Пожарского для установки его в Кафедральном Спасском Соборе на время Отечественной войны, 11 сентября 1812 г.
47 Указ Императора Александра III об открытии всероссийской подписки на сооружение в Нижнем Новгороде памятника гражданину Минину и князю Пожарскому. 1865 г.
"Письма с войны Гаранина Алексея Васильевича и два письма от его товарища об обстоятельствах его гибели" из книги В.Н. Нефёдова, Е.В. Нефёдовой «Семейные хроники» (Н. Новгрод, 2008)
Справка из Центрального архива Министерства обороны Российской федерации от 19 июня 2008 года, № 9/65939-7.
По документам учета безвозвратных потерь сержантов и солдат Советской Армии установлено, что командир отделения 647 артиллерийского полка 229 стрелковой дивизии сержант Гаранин Алексей Васильевич, 1907 года рождения, уроженец Горьковской области, Муромского района, села Монаково, призван в СА Муромским РВК, погиб 16 февраля 1944 года.
Похоронен: деревня Б.Угороды, Шимского района, Ленинградской (ныне Новгородской) области. (...)
Письмо № 3-9-23. 7 апреля 1943 года.
Добрый день веселый час.
Нюра, посылаю тебе и детям Коли, Нине, Шуре по низкому поклону и целую вас и пожелаю наилучших успехов в вашей повседневной жизни. А также кланяюсь своим родным. Мамаше, Мани, Марфи, Наташи и в Чудь бабушке и всем остальным вообще по низкому поклону и желаю быть всем здравым и в хорошим настроении.
Нюра, хочу сообщить тебе о том, что я живу на фронте, но сейчас в бою не участвую. Находимся хоть и на фронте, но в настоящее время на отдыхе. Сколько продлится это время сказать очень трудно, может день, а может неделю, а может час. Живем конечно в землянках в лесу. Жизнь вообще ничего, но и хвалится не чем. Так в общем жив пока что, больше ничего и не нужно. Ты писала как моя нога, все по-старому, как и была когда поехал. Вот и все что о себе я хотел сообщить. В настоящее время выполняю работу командира орудия. В этой части служу как приехал из Мурома, часть … (не разборчиво – В.Н.) в ней не так слишком опасно как где был раньше. Я из своего орудия все же отчасти жару давал фрицам, а теперь пока отдыхаем, ждем нового приказа. За прошлые бои от командования со своим орудийном расчетом получили благодарность и подарки. А теперь жду подарка от тебя. Вот пока что и все про свою жизнь. (...) Остаюсь жив и здоров, того и вам желаю. Передавай привет ближним и знакомым. С приветом, целую ваш друг А.Гаранин.
Пиши по адресу – полевая почта 37265-В и мне.
Когда ему было три года, семья переехала на жительство в наш город, и поселилась в Канавино в доме на 35-36 линии (ныне ул. Обуховская), но дом не сохранился. В начале в 1918 года здесь открылась Народная консерватория, в которой проводилось бесплатное музыкальное обучение нижегородцев всех возрастов, а в 1921 г. она была преобразована в музыкальный техникум, директором назначается молодой музыкант и композитор Александр Александрович Касьянов (1891 -1982), только что окончивший Петербургскую консерваторию. Мокроусов Б.А. учился в классе Н.Н. Полуэктовой (1884 - 1974), воспитавшей многих блестящих музыкантов и композиторов. Учебу он совмещал с музыкальным сопровождением немых фильмов, играл на пианино (был тапером), в клубе железнодорожников "Спартак", располагавшемся на месте нынешнего Канавинского универмага. После окончания учебы молодой музыкант поступает на рабфак при Московской консерватории, а затем заканчивает консерваторию. Мокроусов Борис Андреевич - композитор, Заслуженный деятель искусств Чувашской АССР, лауреат Государственной премии СССР, автор оперы "Чапаев" (постановка 1942 г.). Он был создателем популярных песен, в том числе "Заветный камень (1944г.), "Одинокая гармонь" (1947 г.), "Песня фронтового шофера" и многих других, ставших любимыми песнями не одного поколения жителей нашей страны.
Работа Генриха Орлова "«Военный реквием» Б. Бритена" размещена в музыкальном разделе.
Чтобы узнать местонахождение корабля в океане, навигатор поднимает взор к звездам. Великие образы древности — это звездное небо искусства, стремящегося избежать ошибок личных впечатлений и оценок, ходячих аффектов и пристрастий, столь же зыбких, изменчивых, как формирующие их сегодняшние события и обстоятельства, которые были иными вчера и будут иными завтра.
Хлебные зерна, поднятые со дна Эгейского моря, где они пролежали в амфорах более двух тысячелетий, проросли и дали всходы. Образы древних легенд — это тоже готовые прорасти спустя века зерна мудрости, накопленной сотнями забытых поколений. Достигнутое ими совершенное знание нравственных начал, управляющих человеческими судьбами, обладает непреходящей ценностью.
(...) Заслуга Бриттена не будет преуменьшена, если сказать, что Уилфред Оуэн не только дал замечательные стихотворные тексты для Военного реквиема, но и предвосхитил самую идею произведения – сочетание традиционной литургии с образами современной антивоенной поэзии.
4 июля 1918 года он писал своему другу, поэту Осберту Ситуэллу: «Вчера в течение 14 часов я работал — учил Христа поднимать крест по счету, подгонять по голове терновый венец и не помышлять о жажде до последней остановки. Я присутствовал при его Вечере, чтобы знать, что он ни на что не жалуется. Я проверял его ступни, чтобы они были достойны гвоздей. Я следил за тем, чтобы он молчал и стоял навытяжку перед своими обвинителями. За серебряную монету я покупаю его каждый день и по картам знакомлю с топографией Голгофы». Поэт уподобляет Христу тех, кто на языке газетной публицистики назывался «пушечным мясом»: в июле 1918 года он был в Англии, где обучал новобранцев перед отправкой на фронт.
Это уподобление не было экстравагантностью, ни даже особенно оригинальной мыслью. (...)
Мой друг, я враг, тобой убитый.
Твое лицо я узнаю, как будто.
Ты так смотрел, когда я был заколот.
Я штык занес, но руки сжал мне холод.
Уснем же вместе.
Как на войну В июле 1961 г. я, как младший лейтенант запаса после окончания военной кафедры Горьковского госуниверситета, был призван на военные сборы на полтора месяца. И стал командиром огневого взвода в составе двух 100-милиметровых зенитных пушек и орудийных расчётов.
Офицеров призвали на 15 дней раньше, чем солдат, чтобы напомнить, как обращаться с людьми и техникой. Показали им огневые позиции батарей - в чистом поле за г. Горьким на месте нынешних Черемушек-2 недалеко от психбольницы. Она теперь - среди зданий.
Сборы были приближены к боевым. Солдат запаса неожиданно вытащили на грузовиках из деревень. На сборных пунктах призывников обмундировали и дали НЗ - неприкосновенный запас продуктов на два дня. И отвезли на грузовиках к ж/д станции. Сразу погрузили в теплушки военного эшелона.
Недавно войска Варшавского военного блока, в основном советские, усмиряли пехотой и танками Венгрию и Чехословакию. Народ решил, что началась война. Провожали призывников со слезами и пьянкой. (...)
Нет войны!
Я спал мёртвым сном.
Меня разбудили - растолкали сержанты, командиры моих двух пушек.
Они уголовники, но дельные парни. Меня предупредили, чтобы я был с ними осторожнее! После сборов они не вернулись в деревню, а поступили в милицию.
Сержанты возмутились: - Пушки надо расконсервировать (очистить от смазки)! –
-Зачем? –
-Стрелять нельзя! –
-Не надо. –
-Налетят самолёты! –
-Не налетят. –
До меня дошло, что они уверены - началась война. Я еле-еле их разубедил. Сержанты радостно матюгнулись. И побежали обрадовать солдат.
Нет войны. Да будет так.
Михаил Зеленов.
17 марта 2009 г.
(0.3 печатных листов в этом тексте)
|