Новости обновлений с 25 по 31 декабря 2008 г. (13.29 Kb)
Здравствуйте, уважаемые читатели ЭПИ "Открытый текст".
Рады Вас поздравить с Новым годом! (простите за навязчивость). Оказывается, ошибки в мироздании никакой не было! И все материалы размещались по плану. Просто мы дураки, сами ошиблись. Поэтому рассылка посвящена умным в канун новогодних праздников. С удовольствием делимся с читателями наблюдениями над умными. А они делятся с нами наблюдениями над дураками.
Отношение умных и дураков к праздникам четко определил Конфуций. Книга Н.В. Абаева "Чань-Буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае" появилась в разделе "Человек и текст".
Сам Конфуций призывал тщательно экзаменовать себя, оценивая свое морально-психическое состояние и в том случае, когда подобные изъяны обнаруживаются в другом человеке: "Когда видишь мудреца, думай о том, чтобы уподобиться ему; когда видишь глупого человека, подвергни себя внутреннему анализу". (...)
Праздник, таким образом, глубоко эмоционален, демократичен и антиинтеллектуален, поэтому становится вполне понятным и объяснимым то резко негативное отношение, которое проявила интеллектуальная элита древнего Китая к народным праздникам в частности, и ко. всем формам проявления "смехового" начала вообще. Как отмечал М.Гране, даже во времена Конфуция, несмотря на протесты "образованных людей", народные праздники приобретали "характер оргий" и сопровождались " не менее скандальной (с точки зрения интеллектуальной элиты – Н.А.) атмосферой шутовства" [154, с. 168]. Однако сам Конфуций все же признавал определенную общественную пользу праздника, – впрочем, пытаясь ввести его в официально признанные рамки (т.е. лишить народности и стихийности) и усматривая в нем эффективное средство эмоциональной разрядки (но только для низших слоев населения), т.е. опять-таки средство управления, народ ом. Так, утверждая, что праздник является изобретением правителей древности (!?) и что правители сами должны его санкционировать и организовывать, он говорил: "Нельзя держать лук постоянно натянутым, не расслабляя его [время от времени], как и нельзя держать постоянно расслабленным, не натягивая его" [154, с. 190-191].
Умные, как правило, не принимают сами каких-то принципиальных решений. Они кидают варежку за дверь. Куда варежка покажет, там и находится тот, кто решение примет. А дураки им в этом мешают. Подборку "Из рассказов о Рождестве и Святках в Первомайском районе" предлагает Т.В. Гусарова в "Этнологическом музее".
Гадали. Это приходят гадать. В сени гадать. «Ну, давайте!» Кто на улицу выходит, варежку дают или крышку. Куды носом – там и жених. Ну вот. Ну так вот и пойдут – а кто знат, где жених-то. А то на пруд пойдут. На пруд пойдут, глаза завяжут, закрутят: куды пойдешь, там жених. К окошку подойдут там: «Тетенька, скажи, кака судьба». Ну, кто скажет – хороша, а кто – «Негодна! Бедна!» Это ще до нас вот, у меня мамка рассказывала, каки-то овины раньше были, яма там была, сушили, это, зерно там сушили. Ну вот, договариваются девки: «Пойдемте в овин гадать!» Вот подол подымем, если ударит мохнатой рукой, то богатый жених, а если бедный – то голой. А брат послушал, грит, и туды. Вот они пошли. Скинули…штанов-то не было, подняли, он лопатой как урезал одну… без памяти летели, мохнатой, голой ли… Деревянной лопатой. Все было интересно. Всё убито, топерь ничаво…
Умные думают, чем бы им заняться, какую культуру укрепить, а музыканты - путешествуют по культурам и пишут о внутреннем содержании действия. О "Поздннем периоде творчества Шимановского и судьбе романтической эстетики в ХХ веке" И. Родионова в разделе "Текст музыки".
Неустанные поиски идеала, который видел Шимановский прежде всего в Красоте, явились причиной его принципиального отказа от фольклора как бытовой категории в первом и втором творческих периодах. Но в третьем периоде формой возвышенного, источником поэтизации и одновременно мерой лиризма становится для него по-новому услышанный архаический фольклор как явление вневременное, устоявшееся, объективизированное и — следовательно — идеальное. (...) Взгляд на историю сквозь призму культуры — характерная черта романтического, в особенности, символистского сознания. «История человечества, — писал Шимановский, — собственно история его искусства. Это таинственный свет, изнутри (курсив Шимановского. — И. Р.) озаряющий подлинный смысл явления». (...)
В нем отражается и другая сущностная примета той же традиции — мотив скитальчества в поисках идеала. Он входит не только в сюжеты сочинений Шимановского. Собственно, весь путь художника можно представить как скитание — по различным культурам. В общении с духовным наследием Шимановский хотел — шаг за шагом — приблизиться к идеалу, постичь Красоту. Но путь его к красоте был не эмоционален, а интеллектуален. Он отрицал своеволие чувств романтиков, не интуитивно, а сознательно, на основе строгого отбора и самоограничения создавая концепции своих сочинений. И в этом он тоже был близок лирикам символизма.
Умные ездят в Суздаль отдыхать. Ученые - общаться, делиться своими наблюдениями и открытиями. Е.Э. Лебедева с рассказом "II (XVIII) Всероссийский археологический съезд – знаковое событие в научной жизни российского археологического сообщества" в подразделе "Археология".
Ни комфортабельные условия проживания в Суздальском Гостиничном Туристическом Комплексе “ТУРЦЕНТР” в современных номерах, из окон которых открывались сказочные виды города, ни тренажерные залы и боулинг, ни манящие сувенирные лавки не смогли отвлечь участников съезда от плотной совместной работы.
А работа проходила не только на заседаниях и секциях, но также и в перерывах между ними, и во время кофе-брейков, за обеденным столом, и поздно вечером уже в гостиничных номерах: столько из услышанного нужно было обсудить, стольким поделиться, обменяться своими наблюдениями (да и координатами для дальнейшего общения), получить консультации специалистов, сфотографироваться на память.
5. Во время работы секции № 13 “Охранная археология в современной России”.
Умные философствуют, а философов выгоняют из философских обществ. Новая страница справочника Б.С.Извекова и А.В.Кессель "Мемориальные доски Нижнего Новгорода": "Розанов. Ул. Ульянова, 1".
Василий Васильевич Розанов родился в г. Ветлуге Нижегородской губернии в семье коллежского секретаря Василия Федоровича Розанова. Его крестили в Вознесенской церкви, о чем сохранилась запись в метрической книге. (...) Им написаны книги: «О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки, как цельного знания» (1886), «Красота в природе и ее смысл» (1894) «Сумерки просвещения» (1899), «Уединенное» (1912), «Опавшие листья» (1913-15), «Апокалипсис нашего времени» (1917-19). Им написаны литературно критические работы о Н.В. Гоголе, Ф.М. Достоевском, М.Ю. Лермонтове, опубликованы сборники эссе «Библейская в поэзия» и «Литературные изгнанники». (...) В 1913 году он был исключен из петербургского Религиозно- философского общества по инициативе Мережковского.
Историк делится со студентами опытом, как стать умным, одновременно демонстрируя, как работают неопытные. Работа А. Шестакова "Методика исторического исследования (из опыта для опытов)" размещена в разделе "Текст истории".
Методы собирания материалов чрезвычайно многообразны. Вы видите часто в библиотеках, в архивах, в научных кабинетах людей, которые читают книги, статьи, документы и пр., и все наиболее важное для них они записывают в тетради разного сорта, типа и вида; другие пишут на клочках, в записных книжках и т. п. Многие очень одобряют систему конспектирования источников, другие, наоборот, выписывают только важнейшие мысли изучаемых авторов, иногда отмечают даты, географические названия, имена и т. п.
На основании личного опыта рекомендую от всей этой системы, или вернее – бессистемья, отказаться. Еще за несколько лет до появления книжки немецкого профессора Кунце «Техника умственного труда» (вышла в Харькове, в 1923 году) я начал применять метод карточек для всех моих записей по научной работе. Толчком к этому послужили мои еще довоенные наблюдения над исследовательской работой в Америке, с ее широко разработанной карточной системой на все случаи жизни.
Для тех, кто устал от умных, и хочет немного отдохнуть за игрой в "дурака", мы публикуем "Краткий курс игры в «дурака»" И.В. Нестерова на страницах раздела "Человек и текст".
2. «Дурак» - игра интеллектуалов. Это одна из немногих карточных игр, в которой есть возможность выработки четкого плана действий. По богатству различных комбинаций, «дурак» оставляет далеко позади шашки, и отчасти сопоставим с шахматами.
3. «Дурак» - игра ума, а не случая. Выше уже говорилось о том, сколь малое значение при игре в «дурака» имеет случай. Даже вооруженный всеми козырями дилетант может не устоять против профессионала, сила которого - в знании. Конечно, 1-2 раза фортуна в состоянии помочь «чайникам». Но ничто не спасет того, кто, не освоив всех тонкостей игры, вздумает сесть за стол с сильным противником на 10 партий и более.(...)
Если Вы играете многодневный матч и крупно выигрываете - забывайте об этом всякий раз, когда вновь возобновляете игру. Помните: каждый новый день для Вас начинается с нуля.
То же самое правило может быть полезным в случае временных неудач. Нe горячитесь, не спешите отыграться - такие дела делаются только с холодной головой. В полосе невезения всякий срыв переживается тяжелее, чем в обычные времена. Важно уметь отрешиться от прошлого. Если дела совсем не идут, постарайтесь прервать игру, или, во всяком случае, не требуйте ее продолжения. Это был не Вaш день. Вот и все. Причины поражений не ищите вовне, и никогда не сетуйте на невезение. Если полоса неудач слишком затянулась - покопайтесь в сeбe самом! В ходе партии, а особенно в ее концовке, исследуйте каждую карту /Вашу или противника/. Выжмите из нее все, что она сумеет Вам дать, рассмотрите возможность самых парадоксальных решений. Ведь мысль способна творить чудеса. Сосредоточьтесь, и Вы найдете брешь в кажущейся непробиваемой защите противника. И наоборот: имея все возможности легкого выигрыша, не раздувайтесь, как индюк. Самая большая ошибка - забыть, что перед тобой - равный тебе.
Хорошо, что большинство людей на Земле - умные. Большинство, так как дурак - профессия редкая и трудная. Она требует мастерства и внимания. Ведь умные много думают о том, кем им быть, как показаться умнее, как заработать деньги, какую выгодную профессию выбрать. На это, конечно, требуется много умнющего ума. Только дураки знают, что не имеет значения, чем занимается человек, кем он работает и что он делает, если действия человека освящены изнутри абсолютно неумным Светом.
Михаил Зеленов
18 января 2009 г.
(0.3 печатных листов в этом тексте)
|