И осел, конечно, в определенном смысле роскошь, а не только средство предвижения.
Мы продолжаем тему Земли и Неба. Сегодняшняя рассылка посвящена различным Жинеописаниям.
Здравствуйте, уважаемые читатели ЭПИ "Открытый текст".
«Костромским житием» великого князя Юрия Всеволодовича продолжена серия материалов китежской тематики в археографическом подразделе.
Несколько лет тому назад петербургский исследователь А. В. Сиренов обнаружил так называемое «Костромское житие» великого князя Юрия Всеволодовича – героя легенды о граде Китеже. Для науки это не прошло незамеченным. Выяснилось, что для создателя Китежского летописца (литературной основы китежской легенды) «Костромское житие» являлось едва ли не главным источником вдохновения – заимствовались не только базовые элементы сюжета, но и словесные обороты.
Хотящу ми во имя Христово и пречистыя его Богоматере поведати житие угодника их сего святааго и благочестиваго князя Георгия Всеволодовича. Прежде подобает сказание сотворити о блаженных родителех его и о достоинстве их, к тому же мало воспомянути о богоспасаемом граде Въладимире, когда и како господоначалство киевское в он прииде. Начало же сотворим сице.
В лето 6633 месяца маиа в 19 день преставися в Киеве благоверный и великий князь Владимир Манамах всея России самодержец.
По смерти же его Российское царство нача разделятися на многая начала, первоначальство
л. 11 же // киевское ис честию преходити начинаше.
Открылась еще одна страница справочника Б.С.Извекова и А.В.Кессель "Мемориальные доски Нижнего Новгорода": Дмитриев М.П. (1858 -1948). Ул. Пискунова, 9.
В 1893 году он выпустил альбом «Неурожайный 1891-1892 год в Нижегородской губернии», отпечатанный в своей фототипической мастерской, положив начало отечественному публицистическому фоторепортажу. Затем фотограф выпустил альбом, посвященный промышленной и художественной выставке в Н. Новгороде 1896 года. Здесь он зарекомендовал себя как фоторепортер. Многие снимки Дмитриева посвящены городу и горожанам, им созданы «типы», на которых изображены представители Нижнего базара (грузчики, торговцы). Большое количество снимков посвящено Волге, по которой фотограф путешествовал на пароходе и оставил богатый материал по многим городам Поволжья, которые составили огромную «Волжскую коллекцию». (...) В 1927 году общественность города отметила пятидесятилетие его творческой деятельности. Фотоателье на Осыпной, д.9 просуществовало более 40 лет. В 1929 году оно стало государственным, но Дмитриев работал еще художественным директором до 1940 года.
Знаменитое произведение Ромен Роллана "Кола Брюньон" размещено в разделе "Человек и текст".
Я не смею думать, чтобы в обществе моего Кола Брюньона читателям было так же весело, как автору. Во всяком случае, пусть они примут эту книгу такой, как она есть, прямой и откровенной, без всяких притязаний на то, чтобы преобразовать мир или объяснить его, без всякой политики, без всякой метафизики, книгой «на добрый французский лад», которая смеется над жизнью, потому что находит в ней вкус и сама здорова. (...)
И мы беседуем об ее муже. Как женщина разумная, она считает его честным малым, в общем пригодным, хоть и не удалым. Супружество создано не для забавы.
– Всякий это знает, – говорит она, – и ты лучше всех. Так уж оно есть. Приходится мириться. Искать любви в муже – черпать воду в луже. Я не дура, зря слез не трачу, о том, чего нет, я и не плачу. Я довольствуюсь тем, что у меня есть; и то, что есть, хорошо и так. Жалеть не о чем… А все ж таки я теперь вижу, как мало похоже то, чего хочешь, на то, что можешь, то, о чем мечтаешь в юности, на то, чему бываешь рад, когда состаришься или готов состариться. И это трогательно, а может быть, и смешно: не знаю, что из двух. Все эти чаяния, все эти отчаяния, эти стремления, эти томления, эти желания и эти пылания, – чтобы потом подогревать на них кастрюлю и находить похлебку вкусной!.. И она вкусна, право же вкусна; как раз для нас; большего мы не заслуживаем. Если бы мне это когда‑нибудь сказали!.. И потом, на худой конец, чтобы было вкуснее, у нас есть смех; а это изрядная приправа, с ней съешь и камень.
Великая подмога, – мы с тобой хорошо это знаем, – уметь смеяться над самим собой, когда сглупил и видишь это.
Биографическая справка о А.М. Саланове опубликована в рубрике "Председатели Исполнительного комитета Горьковского областного Совета".
Саланов Алексей Михайлович (март 1907, Курмыш Симбирской губернии - 25.10.1968, Горький)
Родился в семье крестьянина-бедняка. Член партии с мая 1928 г. Член ВЛКСМ с января 1921 по 1930 г. Окончил экономический ф-т Казанского государственного университета им. В.И.Ленина в 1930 г. по специальности экономист-плановик.
До 1925 г. работал в сельском хозяйстве отца и одновременно учился в школе II ступени. (...) Май 1947 - отозван в ЦК ВКП (б). С сентября 1947 (решение ЦК 01.09.1947, пр.319) – Представитель Совета по делам колхозов при Правительстве СССР по Горьковской области. С 09..03.1950 (решение IX Пленума Горьковского обкома ВКП (б) от 15.02.1950) по 02.09.1955 – Председатель исполкома Облсовета. Освобожден Сессией исполкома Областного Совета «как не обеспечивающий руководства». С октября 1955 – (решение Секретариата Горьковского обкома КПСС 28.09.1955 пр.13) по август 1957 - начальник Управления Совхозов Горьковской области. 23.07.1957 (решение Бюро 07.08.1957 пр.35) – 27.06.1962 (Решение Бюро 26.07.1962 пр.25 – «в связи с ухудшением состояния здоровья») – Председатель Облпотребсоюза.
19 августа 2009 г. В.А Бебихов представляет в подразделе "Семейные архивы" "Аннотации тома 4 (1964 г.) Памятных записок Общества старых нижегородцев".
*В.Н. Сицкий Нижегородский фотограф-краевед М.П. Дмитриев (с. 55-61)
1856-1948. С двух лет – на воспитании у бездетного крестьянина Е. Куприянова, научившего Максима грамоте. Приработок – плетение кошельков и корзин, чтение по покойникам. С 14 лет в Москве – услужение в посудной лавке, потом в переплётной мастерской. Хозяин бил мальчика, и мать Максима перевела к московскому фотографу Настюкову, разрешившему талантливому мальчику посещать Строгановское худож. училище. В 1874 г. – знакомство на Нижег. ярмарке с выдающимся фотографом-художником А.С. Карелиным, многому научившем подростка. С 1877 г. – НН, у Карелина. С 1886 г. – собственная фотография (до 1930 г.), при настойчивом самообразовании в искусстве и технике в окружении интеллигенции. Фотография скоро стала крупным фотографическим заведением.
При высочайшем качестве и. м. широчайший спектр фотографирования: от портретов, городских видов до пейзажей, отображения жизни народа.
Материал В.Н. Нефёдова и Е.В. Нефёдова "Беднов Дмитрий Иванович – история страны и личности" размещен в подразделе "Семейные архивы".
Дмитрий Иванович Беднов родился в многодетной семье Бедновых. Кроме него в семье было еще два брата и четыре сестры. За воспитание семерых детей его мать Любовь Михайловна Беднова была награждена орденом «Материнская слава». Дмитрий Иванович уже до войны служил в армии. Есть предположение, что в пограничных войсках, воевал с басмачами. Окончил срочную службу сержантом, командиром взвода. (...) Примерно за год до начала войны был переведен вместе с семьей в Полоцк. Дочь вспоминает, что его направили на полевые учения, когда началась война. Сохранились три его письма о начале боевых действий. (....)
Итак, геройски воевал, был тяжело ранен, попал в плен (1941).
Когда он попал в плен, жене пришло сообщение, что пропал без вести. Сообщение о том, что он жив, пришло только 1945 году.
После возвращения из плена Беднов Д.И. был направлен в фильтрационный лагерь (прибыл 22 июля 1945 года из Баугена), где на него были оформлены первые документы. Позднее на Дмитрия Ивановича было заведено органами государственной безопасности «Фильтрационное дело», благодаря которому нам удалось узнать обстоятельства пленения и места пребывания в плену и вообще, много новой и точной информации о нем. «Фильтрационное дело» было начато 26 февраля 1946 года и окончено 19 апреля 1957 года. (...)
Людмила Дмитриевна вспоминает, что в день, когда пришло сообщение о том, что отец жив, они приехали вместе со своей теткой Панной Ивановной к матери на работу, а работала она в Горьковском суворовском училище. Перед ее глазами до сих пор стоит картина невероятной радости – Зинаида Сергеевна и плакала, и смеялась, и прыгала как девчонка.
Душа въехала в материальный мир на осле. Осел все время думал, что это он хозяин, так как он, конечно, в определенном смысле роскошь, а не только средство предвижения. Все это так... Но как разнится жизнеописание тела от жизнеописания Души!
Михаил Зеленов
29 ноября 2009 г.