Новости обновлений с 1 по 5 января 2009 г. (9.96 Kb)
За окном зимняя ночь... Луна отражает свет солнца, а деревья и снег отражают свет луны. Таинственый муаровый узор заоконья порождает смутное ощущение вечности и нереальности. Вечности муарового узора и нереальности зрителя.
Зимняя, новогодняя рассылка посвящена вечности.
"Строительная история домовладения № 11/34 по улице Ульянова в Нижнем Новгороде" рассказана А.И. Давыдовым в разделе "Текст пространства".
Территория, где расположено современное домовладение № 11/34 на углу улиц Ульянова (бывшей Тихоновской) и Пискунова (бывшей Малой Печерской и Осыпной), исторически входила в границы Верхнего Посада, окруженного с внешней стороны дерево-земляными укреплениями Малого острога (XIII – XVI вв.), позже (XVII в.) - Нового острога. О наличии здесь жилой застройки свидетельствуют проведенные в разное время археологические исследования, зафиксировавшие следы усадебных построек. (...)
Следы древних построек на территории домовладения, выявленные в процессе археологических раскопок. Фото А.И. Давыдова, 2005 г.
Существующая планировочная структура района, как и всей нагорной части Нижнего Новгорода, начала формироваться на основе первого регулярного генерального плана, Высочайше конфирмованного Екатериной II в 1770 году. В последующем (конец XVIII - начало XIX вв.) на его основе был разработан целый ряд генпланов. Их осуществление позволило урегулировать историческую средневековую радиально-концентрическую (радиально-полукольцевую) планировочную структуру Нижнего Новгорода, ядром которой являлся кремль. От него в разные стороны расходились лучи спрямленных улиц. Одним из таких лучей стала будущая Тихоновская. По линии бывшего Малого острога предполагалось разбить широкий бульвар. В натуре же здесь сформировались дополнявшие друг друга улицы Малая Печерская и Осыпная (ныне единая улица Пискунова), полукольцом охватившие территорию Верхнего Посада от Почаинского до Ковалихинского оврагов.
Дворовая территория домовладения на углу улиц Ульянова и Пискунова. Фото И. С. Агафоновой, 2007 г.
Так выглядел угол улиц Пискунова и Ульянова 10 лет назад. Фото А.И.Давыдова, май 1999 г.
В 1833 г. из Петербурга через Москву по старой Московской дороге, Арзамасскому тракту утром 2 сентября Пушкин подъезжал к Нижнему Новгороду. У Крестовоздвиженского монастыря (ныне пл. Лядова) карета повернула налево на Ямскую слободу, доехала до Малой Покровской - это была граница города и выехала на Большую Покровскую.
Улица была беспорядочно застроена усадьбами, плохо мощенная, не имела красной линии, дома были в большинстве деревянные. Тройка проехала мимо дома губернатора, что стоял против нового здания Дворянского собрания, и выехала на Благовещенскую площадь (ныне пл. Минина и Пожарского) к Почтовой конторе. Оставив там свою карету, А.С. Пушкин направился к "номерам Деулина". Здание "номеров" сохранилось, но надстроено двумя этажами в 1954 г. Здесь установлена мемориальная доска и в 999 г. открыт Пушкинский музей. В первый день он побывал в бане, смыл дорожную пыль, сделал визит к губернатору М.П. Бутурлину, съездил на Нижегородскую ярмарку. Проезд на ярмарку был через Дмитриевскую башню по Кремлевскому спуску до Ивановской башни.
Территория Кремля выглядела неблагоустроенной, многие деревянные здания пришли в ветхость, стоял в строительных лесах строящийся Спасо-Преображенский собор. В этот же день А.С. Пушкин написал жене Наталье Николаевне два письма. В первом - есть загадочные строки о нашем городе: "…а об городе скажу только тебе…" и далее идет фраза на французском языке, которая так выглядит в переводе: улицы широкие и хорошо мощеные, дома построены основательно. Видимо, А.С. Пушкин слукавил, написав так о нашем городе, который находился в неблагоустроенном состоянии. Он опасался, что письмо может быть просмотрено, а это бывало, и задержано с отправкой в Петербург. (...)
Через год после приезда Пушкина в Н. Новгород, наш город посетил в октябре 1834 г. царь Николай I и приказал кардинально перестроить город и территорию кремля. Он произнес такие слова: "У вас в Нижнем природа сделала все, чтобы украсить город, а люди делают все, чтобы его испортить". Так выходит, что А.С. Пушкин все-таки слукавил, когда писал о нашем городе.
Д. Трофимова в "Этнологическом музее" представляет "Престольный праздник в селе Владимирском".
Престольный праздник в селе Владимирском Воскресенского района Нижегородской области приходится на 6 июля.
Село это широко известно: в двух километрах от него находится главная святыня Заволжья – озеро Светлояр, с которым связана христианская легенда о невидимом граде Китеже. Свое название село получило от церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери, которая стоит здесь с XVIII века. Издавна существует здесь традиция проведения крестного хода от храма к озеру, затем вокруг него и назад, до храма. Несмотря на то, что во времена Советской власти она была прервана, запрещена официально, люди благоговейно склонялись перед чистыми водами Светлояра. (...)
Церковь в те годы была закрыта, однако ее все-таки не снесли: то ли очередь не дошла, то ли руки не поднялись на такую древность… Однако опасность разрушения над храмом нависала на раз. В последний – совсем недавно, в 1991 году. Свидетели рассказывают, что тогда было дано распоряжение местных властей снести храм и на этом месте оборудовать сквер. К церкви подогнали бульдозер. Сельчане собрались около нее, возмущаясь и споря. Одна из старейших жительниц, баба Софья, которой в ту пору было за 90, села на ступени крыльца и твердо заявила: «Только со мной!» Власти отступились, бульдозер уехал. А через год, после долгого перерыва, возобновились богослужения, вновь стал проходить и главный обряд – крестный ход в престольный праздник села Владимирского на Светлояре, который собирает теперь тысячи гостей из окрестных сел и деревень, из дальних мест, из малых и больших городов.
Книга Олдоса Хаксли "Вечная философия" появилась в разделе "Человек и текст".
эта книга – антология Вечной Философии. Но, будучи антологией, она содержит всего несколько цитат из произведений профессиональных писателей, а будучи посвящена философии, она практически не содержит цитат из произведений профессиональных философов. И по очень простой причине. Вечная Философия изначально занимается единой божественной Реальностью, имеющей огромное значение для сложного мира вещей и разумных живых существ. Однако природа этой Реальности такова, что ее невозможно познать непосредственно. В этом смысле исключение составляют лишь те, кто решил ради этого выполнить определенные условия, превратившись в любящую личность с чистым сердцем и страждущей душой. Почему это должно быть именно так? Мы не знаем. (...)
Одно дело – плыть по течению бесконечной жизни, и совсем другое – объять всю бесконечную жизнь, что и является отличительной способностью божественного Ума. Похоже на то, что бренный мир отчасти подражает тому, чего он не может полностью постичь или выразить, привязываясь к любой существующей в данное мимолетное мгновение сверхъестественной силе – силе, которая, ввиду того, что она является определенным образом вечной Божественной Силы, придает всем, что похоже на нее, видимость бытия.
Вечность, возвращаемость Нового года, зрителями и участниками которого мы являемся, всегда с нами. И даже глубокой ночью, когда на улице только луна и снег, свет, исходящий от солнца, отражается от тех, кто видит эту величественную картину, простирающуюся за пределами оконной рамки бесконечно.
Михаил Зеленов
24 января 2009
(0.2 печатных листов в этом тексте)
|