Обновления с 7 по 11 июня 2009 г. (14.43 Kb)
Здравствуйте, уважаемые читатели ЭПИ "Открытый текст".
Выпуск материалов, размещенных на сайте, посвящен промыслам. Вернее, Промыслу.
"Холстомер. История лошади" Л.Н. Толстого размещена в разделе "Человек и текст".
Ежели Холстомер что еще вспоминал в эту ночь, то его развлек Васька. Кинул на него попону и поскакал, до утра он держал его у двери кабака с мужицкой лошадью. Они лизались. Утром он пошел в табун и все чесался.
«Что-то больно чешется», — думал он.
Прошло пять дней. Позвали коновала. Он с радостью сказал:
— Короста. Позвольте цыганам продать.
— Зачем? Зарежьте, только чтобы нынче его не было.
Утро тихое, ясное. Табун пошел в поле. Холстомер остался. Пришел странный человек, худой, черный, грязный, в забрызганном чем-то черным кафтане. Это был драч. Он взял, не поглядев на него, повод оброти, надетой на Холстомера, и повел. Холстомер пошел спокойно, не оглядываясь, как всегда волоча ноги и цепляя задними по соломе, Выйдя за ворота, он потянулся к колодцу, но драч дернул и сказал: «Не к чему». (...)
«Лечить, верно, хотят, — подумал он. — Пускай!»
И точно, он почувствовал, что что-то сделали с его горлом. Ему стало больно, он вздрогнул, ботнул ногой, но удержался и стал ждать, что будет дальше. Дальше сделалось то, что что-то жидкое полилось большой струей ему на шею и грудь. Он вздохнул во все бока. И ему стало легче гораздо. Облегчилась вся тяжесть его жизни. Он закрыл глаза и стал склонять голову — никто не держал ее. Потом стала склоняться шея, потом ноги задрожали, зашаталось все тело. Он не столько испугался, сколько удивился. Все так ново стало. Он удивился, рванулся вперед, вверх. Но вместо этого ноги, сдвинувшись с места, заплелись, он стал налиться на бок и, желая переступить, завалился вперед и на левый бок. (...)
Ходившее по свету, евшее и пившее мертвое тело Серпуховского убрали в землю гораздо после. Ни кожа, ни мясо, ни кости его никуда не пригодились. А как уже двадцать лет всем в великую тягость было его ходившее по свету мертвое тело, так и уборка этого тела в землю было только лишним затруднением для людей. Никому уж он давно был не нужен, всем уж давно он был в тягость, но все-таки мертвые, хоронящие мертвых, нашли нужным одеть это, тотчас же загнившее, пухлое тело в хороший мундир, в хорошие сапоги, уложить в новый хороший гроб, с новыми кисточками на четырех углах, потом положить этот новый гроб в другой, свинцовый, и свезти его в Москву и там раскопать давнишние людские кости и именно туда спрятать это гниющее, кишащее червями тело в новом мундире и вычищенных сапогах и засыпать все землею.
Опубликована биографическая справка о Н.Г. Игнатове в рубрике "Первые секретари нижегородской (горьковской) партийной организации".
Родился 16 мая 1901 г. в ст. Тишанской Хоперского округа Донецкой области в семье плотника. Русский. С августа 1923 г. кандидат в члены партии, с сентября 1924 г. член ВКП (б). В 1920-1924 состоял членом ВЛКСМ. В 1912 окончил приходскую школу ст. Тишанской, в 1934 окончил курсы марксизма-ленинизма при ЦИК СССР. С марта 1914 по май 1916 работал плотником у подрядчика Журавлева в ст. Тишанской. С мая 1916 по декабрь 1917 г. плотник на заводе сельхозмашин Маркова в г. Урюпино Хоперского округа. В декабре 1917 – июне 1918 красногвардеец в отряде Тамаркина в Хоперском округе. С июня 1918 по январь 1919 красноармеец бригады Сиверса РККА. С января 1919 до января 1920 красноармеец 324-го полка 36 стрелковой дивизии РККА. С января 19по октябрь 1920 слушатель военно-технических курсов РККА. С октября 1920 по май 1921 младший военный техник 30-го военно-гидротехнического отряда РККА. С мая 1921 по июль 1923 оперативный сотрудник окротдела ОГПУ в г. Урюпино. С июля 1923 до января 1926 уполномоченный особого отдела ОГПУ 11-й Кав. дивизии РККА. С января 1926 по июль 1927 уполномоченный секретарь ОГПУ в Москве. В октябре 1932 – августе 1934 слушатель курсов марксизма-ленинизма в Москве. (...) С октября 1955 (формально утвержден 23 ноября) по декабрь 1957 (формально освобожден 16 января 1958) 1-й секретарь Горьковского обкома КПСС. С декабря 1957 по май 1960 – секретарь ЦК КПСС. В марте-октябре 1959 председатель Президиума Верховного Совета РСФСР. С мая 1960 по декабрь 1962 зам. председателя Совета министров СССР.
Сочинение о "Заслуженной учительнице Людмиле Авериной" сдал В.А. Бебихов в "Семейные архивы" нашего сайта.
В 1915 г. Людмила окончила, получив «диплом 1-й степени, Математическое отделение Московских Высших женских курсов», став высококвалифицированным специалистом. Она получила основательное университетское образование.
Читателя может смутить то, что в наше время курсы совсем другие. Могут быть, например, двухмесячные для обучения парикмахерскому делу.
Перечень предметов курсов (я сопоставил) практически совпадает с перечнем предметов для математиков 1-4 курсов моего физико-математического факультета Горьковского госуниверситета 1955 г., то есть через 40 лет! Во втором перечне, в отличие от первого, нет гидростатики и гидродинамики и неорганической химии и метеорологии! (...)
Ниже – сокращённый пересказ очерка Л.Ф. Авериной «Занятия в школе в начале после революции». Он написан очень сдержанно, но и по нему видно, как было трудно преподавать в школах из-за тяжёлого положения в стране и из-за того, что это было начало противоречивого становления советского образования. Молодая учительница блестяще справилась со всеми трудностями. И широко распространяла свой опыт.
- Заниматься было трудно из-за отмены отметок. Я вышла из этого положения. Разделила материал на части; каждый ученик должен был ответить все части, и я отмечала, как и кто отвечал.
Другая трудность – отсутствие приборов. Пришлось, организовав кружок, самим их изготавливать.
Ещё трудность – плохая дисциплина. Первый шаг к её улучшению – втягивание ребят в такой кружок. Ребята очень любят сами делать приборы, и дисциплина налаживалась.
"Проводы весны в Первомайском районе Нижегородской области" представляет Е. Ефимова в "Этнологическом музее".
Обычай провожать весну в Первомайском района обычно приходился на «заговень» - первое воскресенье после Троицы. Несмотря на то, что праздник в разных селах назывался по-разному: Ярило (Б.Мамлеево), Строма (Шутилово), Похороны воробья (Докучаево), Заговень (Орловка), он сопровождался сходным ритуалом «наряжания кукол» с последующими их похоронами, а также плетением венков, обливанием водой и общим застольем вскладчину.
с.Орловка, Крючкова А.Н., 1930 г.р.
«Кукол наряжали на последний день весны, на Заговенья. Их наряжали после обеда, наряжают носилки и наряжают куклу и просто тназывают ее бабушкой. Палка, сделают голову, руки, ноги, нарядят как человечка: повяжут платок, наденут на нее кофту там, юбку, сделают так не больно большие носилочки и несут деревней и плачут.Одна плачет, другие тоже что-то там голосят, причитывают. Доходят до этого конца, а здесь у нас посевы, и вот в эти посевы-то ее уже и бросают. Тут ребятишки подхватывают ее, растрепывают все, ну и все, простилися с бабушкой, сем и конец.
У нас были такие мастерицы, уж они-то причитывали, ой! Как вот за покойником причитывают, так вот и они. Кто смеется, кто чего, ведь над ними смех. Ну женщины две-три у нас таких было. И сами нарядятся. В старинные обряды наряжались, в старинные. Еще были старинные обряды, такие сарафаны длинные с поясьми. Накрасятся. А кто и цыганками наряжались, их уж не стало – умерли давно.Их не стало – и у нас этого не стало. Оно кто любит чудить – тому и идет.
Как причитывали за покойником, такие и слова:
«Милая ты моя бабушка, провожаем мы тебя в последний путь-дороженьку,
Больше-то мы тебя не увидим, от тебя-то слова не услышим».
Вот такие вот слова.
Материал к юбилейной дате в разделе "Текст пространства": А.И. Давыдов "Формирование и развитие усадьбы Пушкиных в Большом Болдине".
Два из перечисленных объекта – церковь и вотчинная контора – находились тогда вне пределов усадьбы. На ее же территории на момент жительства там поэта существовали пруды (по крайней мере, один) и ряд деревянных хозяйственных строений, формировавших двор перед главным усадебным домом. Как указывает В.А. Агальцова, «сада как такового не было, по берегам и на склонах оврага росли отдельные деревья естественного происхождения». При этом, вслед за С.С. Попадюком, следует признать, что самым впечатляющим и незабываемым «мемориалом» пребывания А.С. Пушкина в Болдине являются панорамные виды на бескрайние дали, открывающиеся с территории усадьбы в сторону речки Азанки.
Как уже говорилось выше, на протяжении середины XIX – начала ХХ веков с пушкинской усадьбой произошли кардинальные изменения по сравнению с мемориальным периодом 1830-х годов. «Наибольшего расцвета достигает усадьба после 1862 года, когда в ней безвыездно живет племянник поэта Анатолий Львович». При нем она превратилась во многом в типичное среднее ухоженное помещичье имение с многочисленными хозяйственными постройками, парком, садом, огородами.
В 1911 году пушкинское имение в Большом Болдине было приобретено государством как памятник русской культуры.
Вид с территории усадьбы в сторону речки Азанки
Общий вид на усадьбу Пушкиных с юга
Памятный знак – церковь Михаила Архангела
Земские делопроизводственные документы и подготовительные статистические материалы, в том числе по состоянию народных промыслов сохранились в ЦАНО, в богатом фонде Нижегородской губернской земской управы (Ф.42). Здесь сосредоточено 5196 единиц хранения за 1865–1918 годы. Для изучения художественных промыслов наибольший интерес представляют дела Кустарного отделения Нижегородского губернского земства. Во-первых, это журналы Кустарного отделения, содержащие его постановления, а также различные прошения, договора и переписку. Во-вторых, материалы об участии нижегородских кустарей в различных выставках. В-третьих, деловая переписка, касавшаяся образования и работы земских кустарных мастерских.
Чрезвычайно информативны также «Сведения по изготовлению кустарных изделий». Они были предназначены для опекавшего эту отрасль Министерства земледелия и государственных имуществ. Указанное ведомство в 1899 г. начало подготовку к изданию четвертого выпуска «Справочного указателя кустарных промыслов и кустарных мастеров» и в этой связи обратилось к Нижегородской губернской земской управе с просьбой доставить сведения о лучших местных мастерах. В свою очередь Губернское земство направило соответствующее задание в волостные правления. Не все из них дали подробные ответы. Однако некоторые из корреспондентов не только перечислили лучших мастеров и места бытования промысла, но даже осветили его историю. Человек - изделие ручное, можно сказать, кустарное. Его производство на промышленный поток не поставишь... Перечислить лучших Мастеров и места бытования такого Промысла сейчас трудно, хотя осветить его историю в общих чертах можно, что и сделано.
А вот не в общих чертах каждый выбирает Промысел сам себе - по длине, ширине и высоте: по Объему, если коротко.
Михаил Зеленов
(0.3 печатных листов в этом тексте)
|