Материлы сайта с 25 по 30 марта 2009 г. (11.24 Kb)
Здравствуйте, уважаемые читатели ЭПИ "Открытый текст".
Сегодняшняя рассылка, знакомящая с материалами сайта, посвящена тайне.
"Тайный меридиан" Артуро Перес‑Реверте появился в разделе "Человек и текст".
Вглядимся в эту ночь. Она почти совершенна, Полярная звезда сияет на своем месте, на воображаемой прямой, проведенной через Мерак и Дубхе, бету и альфу Большой Медведицы, в той точке, которую получаешь, пять раз отложив направо расстояние между ними. Полярная звезда будет пребывать здесь еще двадцать тысяч лет; увидев ее там, наверху, утешится каждый путник, ибо хорошо, что есть нечто неизменное, когда надо прокладывать курс и по морской карте, и по окутанному туманом ландшафту жизни. (...) ЗСНВ: Закон совсем неслучайных встреч. Основываясь на известном законе Мэрфи, гласящем, что если неприятность может случиться, то она и случится, – а закон этот, как убедился Кой за последнее время, действует неукоснительно, – он выводил собственные, для внутреннего, так сказать, потребления, законы, которым давал торжественно‑научные названия. ЗПТСН – Закон «приглашай на танец самую некрасивую», или: ЗБКПМВ – Закон бутерброда, который падает маслом вниз; а также другие формулы, более или менее подходящие к его печальным обстоятельствам. Разумеется, толку от этого законотворчества не было никакого, разве что улыбнешься иной раз. Про себя. Но как бы то ни было – шутки в сторону – Кой был глубоко убежден, что во Вселенной (как и в джазе, который он очень любил) царит удивительный порядок, и все случайности и импровизации выверены настолько математически точно, что невольно задаешься вопросом, а не расчислены ли они наперед где‑то там, неизвестно где. Вот и теперь он оказался в ситуации, описываемой только что сформулированным ЗСНВ.
Е. Зайцева пополнила зал промыслов и ремесел нашего "Этнологического музея" "Промыслами деревни Комарово (Павловский район Нижегородской области)".
Среди комаровских кустарей существовало разделение труда: одни выковывали эти предметы, другие делали плашки (т.е.обкладки для рукояток) и украшения к ним, третьи шлифовали окованные кузнецами наборы. В деревне славился шлифовальщик Федор Алексеевич Зайцев, который мог отшлифовать изделия до такого блеска, что они потом не поддавались ржавчине.
Шлифовка лезвий велась на шлифовальных кругах, которые здесь назывались чарками. До сих пор немало их в комаровских погребах, разного размера и назначения.
Шлифовка велась в определенном порядке, по десятилетиями отработанной технологии. Сначала шла обдирка заготовки, потом формирование профиля, затем предварительная и окончательная шлифовка и наконец – наведение блеска. Для каждой операции нужны были свои чарки. Мастер сам наносил на каждый чарок наждачный слой, который состоял из наждака разной зернистости, смешанного со столярным клеем. Эту работу ни в коем случае нельзя было никому доверить, только хорошо подготовленный чарок дает качественную шлифовку.
Два новых материала в рубрике "Малые города" раздела "Текст пространства": "Провинция? Нет, исторический город" (из интервью В.Л. Янина);
Вспоминается такой случай. Я был главным редактором трехтомника «Города Подмосковья». Фотограф проиллюстрировал издание снимками памятников Ленину и новых кварталов. Я разложил фотографии перед авторами и предложил им выбрать иллюстрации к своим статьям. Они не узнали свои города! Города Подмосковья похожи друг на друга как близнецы. А Городец не спутаешь ни с чем. Старая застройка практически не тронута, на домах сохранились даже таблички страховых обществ прошлого века: «Якорь», «Саламандра», «Феникс». Мне еще не приходилось бывать в таких городах. Когда идешь по Городецким улицам, душа отдыхает.
Корр.:Вы очень хорошо говорите о Городце, о сохранении исторических памятников. Но это стоит немалых денег. Нужны ли сейчас, в наше тяжелое время, такие затраты? Может быть, сначала накормить, одеть людей, а затем заняться реставрацией, раскопками?
В.Л.:Чем отличается человек от животного? Отношением к предкам, к истории. Если мы отложим заботу о культуре до лучших времен, мы все потеряем. Достаточно одного поколения, оторванного от традиций, искусства, и восстановить утраченное уже не удастся. Сейчас на первый план выходит голое предпринимательство, делячество. Этому необходимо противопоставить духовные, нравственные ценности, возрождающуюся культуру.
А.И. Давыдов "Городецкие древности в восприятии составителей первого списка памятников Нижегородской губернии".
Как известно, первая попытка собрать сведения и составить официальные списки «древностей» или, по-другому, «памятников старины» в масштабах всей Российской Империи относится к эпохе Николая I, проводившего государственную политику обращения к национальным традициям, национальным истокам. В рамках этого и велось выявление объектов, отражающих древнюю российскую историю. Соответствующим циркуляром МВД от 31 декабря 1826 года губернские власти обязывались предоставить сведения, «в каких городах есть остатки древних замков, крепостей или других зданий древности и... в каком они положении находятся». (...) Вместе с тем, последнее слово в окончательном оформлении «Записки о древних зданиях Нижегородской губернии», предоставленной царю и явившейся, по сути дела, первым официальным списком памятником истории, осталось за губернатором. Включение же в него наряду с остатками городецких земляных укреплений, реально свидетельствовавших о былых исторических событиях, Феодоровского монастыря, якобы связанного с Александром Невским, способствовало распространению прочно вошедшего затем в краеведческую и научно-популярную литературу мифа о кончине князя в этой обители.

Статья И.М.Некрасовой "Тишина и молчание: миросовершенство и самовыражение" размещена в разделе "Текст музыки".
Действительно, тишина была всегда. Тишина является источником вдохновения и
необходимым условием творческого процесса. Она - и вечное «звучание» гармонии сфер, и вечный контекст любого высказывания, в том числе и музыкального. Да и что, собственно, есть музыкальный текст, как не «узор» звука и молчания, сотканный на поле тишины? (...)
Итак, тишина - есть некий самодостаточный феномен, обладающий завершенностью абсолют, точка равновесия мира, выражение совершенства, если таковое вообще возможно. Молчание же - внутренне динамичный процесс, тяготеющий к переходу в иные качества: звук-действие или тишину-покой. Двойственная природа молчания заставляет его всегда выбирать между этими самодостаточными символами временного и вневременного. Молчание - категория речевая, обладающая качествами процессуальности и результативности. В отличие от тишины, молчание имеет в своей основе различные первопричины: молчание-отказ от слова, своеобразный протест; молчание – невозможность высказывания; молчание - остановка слова для «говорения» мысли; молчание - намеренное сокрытие слова; молчание - принципиальная невербализуемость смысла. (...)
Ограниченность и определенность функций молчания в музыкальном тексте позволяет обозначить его совершенно конкретным графическим символом - паузой. Пауза измеряет его протяженность и объем; в этом смысле пауза для молчания то же, что нота для звука. Тишина не удовлетворяется лишь паузой, и внутри сочинения тишина как полноценный художественный образ имеет свою звуковую матрицу. (...)
Образные и выразительные возможности тишины составляют безусловно важную часть современной музыкальной поэтики. В последние десятилетия окончание музыкального сочинения тишиной стало не исключением, а почти нормой, устойчивой чертой стиля многих композиторов. Возможно, тишина в современной композиции берет на себя роль некоего консонанса, централизующего элемента системы, своеобразной новой тоники. Ведь в тишине примиряются стабильный и динамический типы мышления, горизонтальный и вертикальный принципы звуковой организации. Можно предположить, что период тишины в музыке продлится не долго, так как «тиражирование» ее потаенного смысла чревато вульгаризацией, за периодом тишины должен наступить только новый путь или конец.
В заключение отметим, что интерес к тишине обостряется на рубежах истории, на сломе эпох. В этом смысле современное искусство обнаруживает близость к искусству начала XX века. В предчувствии грядущих перемен, в ожидании прорыва, в художественном творчестве происходит переход от пафоса самовыражения к осмыслению миросовершенства.
Каждую заготовку мастер шлифует сам, поскольку эту работу нельзя никому доверить: чтобы результат не ржавел, нужно снять слой молчания и дойти до тишины. Тогда и начинает сиять Полярная звезда на своем месте, на воображаемой прямой, проведенной через Мерак и Дубхе, бету и альфу Большой Медведицы, в той точке, которую получаешь, пять раз отложив направо расстояние между ними. Полярная звезда будет пребывать здесь еще двадцать тысяч лет; увидев ее там, наверху, утешится каждый путник, ибо хорошо, что есть нечто неизменное, когда надо прокладывать курс и по морской карте, и по окутанному туманом ландшафту жизни.
Михаил Зеленов
7 апреля 2009 г.
(0.3 печатных листов в этом тексте)
|