Обновления на сайте "Открытый текст" с 8 по 12 марта 2010 г. (12.17 Kb)
Без женщин нет Космоса. Без Космоса нет женщин. Констатируя, выпускаем подборку материалов, посвященную женщинам.
Здравствуйте, уважаемые читатели ЭПИ "Открытый текст".
Еще одна персональная рубрика открылась в музыкальном разделе. Она посвящена композитору Галине Уствольской. Первый материал - Е. Борисова "Галина Уствольская: за пределами «fine arts»".
Композитор Галина Уствольская относится к тем художникам, видение которых настроено прежде всего на восприятие трагических сторон жизни. Мир ее творчества - жесткий, аскетичный, сумрачный - настолько своеобразен, что, пожалуй, формирует свое, отдельное направление в искусстве. Многие произведения Уствольской отличаются особой, напряженной статикой. Смена эмоциональных состояний не свойственна се симфониям и Композициям (за исключением Композиции № 1). Каждое произведение - сгусток духовной энергии, очищенный в своем выражении от привычных и «уютных» для слуха звучаний и ассоциаций. Тематизм как будто и не развивается, не развертывается «по горизонтали», – как правило, он дается весь сразу, и заложенный в нем энергетический накал сохраняется на протяжении всего произведения. Часто «объем» реального времени звучания насыщается простым повторением, нередко без каких-либо существенных изменений, — исступленной, экстатичной повторностью. (...)
Музыкальные образы Уствольской подчеркнуто диссонантны, «неэстетичны», даже «антиэстетичны». В сравнении с Шостаковичем трагизм мира и отсутствие в нем Света и Красоты у Уствольской выражены гораздо резче, в крайнем своем проявлении, которое подчас выводит ее творчество за традиционные рамки музыки, вернее за пределы того, что входит в понятие «fine arts» - «изящные искусства». «В ее сочинениях как бы исчезает уровень “искусства”», - писал об Уствольской Б. Тищенко.
Статья Б.М. Пудалова "Надежда Ивановна Привалова – историк-архивист" размещена в подразделе "Историография".
Биография Н.И. Приваловой отражает сложные исторические судьбы того поколения, к которому она принадлежала. Ровесник XX века, Н.И. Привалова, родилась 1 (14) июля 1900 г. (...) Между двумя датами (1921-1927 гг.) и скупыми строками автобиографии уместилась целая эпоха - быть может, наиболее светлый период жизни Надежды Ивановны. Ведь ей довелось учиться у замечательных ученых, среди которых были академики М.М. Богословский и Д.М. Петрушевский, профессора С.В. Бахрушин и А.И. Яковлев; студенческим приятелем Н.И. Приваловой был будущий академик Л.В. Черепнин. Во многом под влиянием университетских преподавателей постепенно выработался особый творческий почерк Надежды Ивановны: для нее был характерен тщательный источниковедческий анализ, солидная эрудиция и четкий стиль изложения. Она достаточно быстро определилась со своими научными интересами, и приоритетной для нее стала история русского средневековья. При этом в своих исследовательских работах Привалова всегда старалась сопоставлять процессы, происходившие в Древней Руси, с аналогичными процессами в истории Западной Европы. (...)
Специалисты, хорошо ее знавшие, вспоминают, что труднейшие скорописные почерки XVII в. (которые мы, палеографы, в шутку называем между собой «раздавленными пауками») Привалова безошибочно читала «с листа». Именно в статусе научного сотрудника ГИМ, приехав домой в очередной отпуск, Надежда Ивановна в августе 1927 г. впервые приступила к изучению актов XVI-XVII вв. Нижегородского губернского исторического архива. Документы эти ранее были лишь «предварительно описаны», так что молодой аспирантке пришлось взять на себя нелегкий труд по уточнению заголовков, атрибуций и датировок. Отпуск, как обычно, проходил в занятиях любимым делом, и древнерусские «склеи» готовы были открыть пытливой исследовательнице свои тайны...
С одной из работ Н.И. Приваловой можно ознакомиться в подразделе "Археография": "Древнерусские рукописи и старопечатные книги Областной библиотеки, Областного краеведческого и Художественного музеев в г. Горьком".
В Областную библиотеку им. В. И. Ленина, открытую в 1930 году, рукописи и старопечатные книги поступили из бывших собраний Нижегородской ученой архивной комиссии, местной Духовной семинарии, Аракчеевского кадетского корпуса, Печерского и Благовещенского монастырей, Спасо-Преображенского кафедрального собора и ряда церквей (Сергеевской и др.).
Много рукописей и книг старой печати перешло в библиотеку из частных собраний: П. И. Мельникова-Печерского и бывших помещичьих усадеб — Шереметевых (с. Юрино Васильского уезда) и Пашковых (с. Ветошкино Сергачского уезда) и др.
Кроме того, в 1944 году в библиотеку поступил из г. Лысково архив царевичей и князей грузинских, а в 1953 году — большое собрание рукописных и старопечатных книг Городецкого районного краеведческого музея. Эти два фонда библиотеки мною не описаны по техническим условиям. Большинство рукописного материала архива грузинских царевичей было описано (47 ед. хр.) в 1946 году проф. Д. А. Балика[1]. Здесь содержатся преимущественно книги и документы социально-экономического содержания XVII—XVIII веков, в подлинниках и позднейших копиях (списки с переписных книг Нижегородского уезда 1678 и 1693 годов, приходо-расходные, писцовые, переписные книги по Лысковской волости XVII века, ревизские сказки и мн. др.). Состав городецкого собрания разнообразен. но преобладают рукописи культового характера и старообрядческие сочинения.
"Отчет отдела ЦК РКП (б) по работе среди работниц и крестьянок за время с XIII по XIV партсъезд" из книги "К XIV съезду РКП (б)" (М.-Л., 1925) размещен в подразделе " История Государственного управления после 1917 г.".
В условиях современной жизни нашей страны, когда во всей широте ставятся задачи: развития промышленности, упрочения союза рабочего класса с крестьянством, оживления деятельности профсоюзов и Советов, укрепления и развития кооперации и т. д., когда партия всемерно стремится поднять интересы и активность широких масс рабочих и крестьян к советскому строительству во всех областях, — вопрос о сознательном участии работницы и крестьянки приобретает особое значение. (...)
Приведенные данные еще раз подчеркивают всю важность и необходимость работы по поднятию квалификации женского труда, по внедрению женского труда в те отрасли производства, в которых он не применялся или применялся в недостаточной мере, где его возможно применять.
Что же сделано за отчетный период в этой области работы?
Вопрос, связанный с положением женского труда в производстве был проработан на созванном ЦК совещании работников среди женщин в промышленных районах, на совещании организаторов работниц губпрофсоветов, созванном при ВЦСПС, в специальной комисии отдела работниц ЦК и получил освещение в докладе отдела работниц на пленуме ЦК.
Было признано необходимым принять меры к сохранению женского труда в производстве, повысить процент женщин в фабзавучах и профтехнических школах, провести индивидуальное и групповое ученичество работниц, разработать вопрос о переобучении и повышении квалификации безработных, пересмотреть законодательство о женском труде в сторону сокращения списка вредных работ, пересмотреть вопрос о запрете ночного труда.
Питер Хёг "Фрекен Смилла и ее чувство снега" - читайте в разделе "Человек и тест".
— Я думаю, — говорит Лукас, — о маленьком капитане вон на том мостике. Он больше уже не управляет судном. Он больше уже не имеет власти. Он лишь связующее звено, передающее импульсы сложной машине.
Лукас стоит, облокотившись о перила крыльев мостика. Из моря перед носом “Кроноса” вырастает небоскреб, покрытый красной полиэмалью. Он возвышается над передней палубой и тянется ввысь, минуя верхушку мачты. Если задрать голову, то можно увидеть, что где-то под серыми облаками даже этому явлению приходит конец. Это не дом. Это корма супертанкера.
Когда я была маленькой и жила в Кваанааке, в конце 50-х и начале 60-х, даже европейское время шло относительно медленно. Изменения происходили в таком темпе, что не успевал возникнуть протест против них. Этот протест сначала выражался в понятии “доброе старое время”.
Тоска по прошлому была тогда новым чувством в Туле. Сентиментальность всегда будет первым бунтом человека против прогресса.
Такое отношение уже изжило себя. Теперь необходим какой-то другой протест, а не слезливая ностальгия. Дело в том, что теперь все идет так быстро, что уже в настоящий момент мы переживаем то, что через мгновение будет “добрым старым временем”.
Опубликована третья часть материала "Фольклор Вадского района" в "Этнологическом музее" сайта.
Полно, полно ты, Хавронья,
Куролесить надо мной.
Если хочешь разгуляться,
Возьми денежек с собой.
Возьми денежки с собой,
Попьяне меня напой.
Если буду пьян валяться,
Проводи меня домой.
Проводи меня домой
До горенки домовой.
До горенки домовой,
До кровати тесовой.
У кровати-то стоит
Двухполушечный мужик,
А на кровати-то лежит
Сторублевая девица.
Как за нынешнюю проклятую любовь
Пропадала вся из погреба морковь.
Вечор были две солдатки молодых,
Накладали два подола да мешок,
Напарили две чугунки да горшок.
Космос как Космос. Обычное дело.
Михаил Зеленов
21 апреля 2010 г.
(0.3 печатных листов в этом тексте)
|