Материалы с 1 по 6 февраля 2010 г. (12.25 Kb)
А поговорить? Про нас! Даже если мы говорим про них, все равно получается про нас.
Статья об этнографии из издания "Энциклопедический словарь Гранат" (7-е изд.; М., 1948) пополнила Глоссарий сайта.
Термин «Этнография» появился впервые в Германии в 1791 г. и вошёл в употребление в науке, оставаясь, однако, крайне неустойчивым и неопределённым. В Англии и США термин «этнография» употребляется редко, заменяясь термином «антропология», имеющим здесь, однако, гораздо более широкий смысл. В странах немецкого языка термин «этнография» нередко заменяется термином «этнология», в свою очередь имеющим иной смысл, а также термином Völkerkunde («народоведение») и Volkskunde (изучение своего народа). Более устойчиво термин «этнография» употребляется во Франции, Бельгии, Италии и странах Латинской Америки. Раньше, чем в других странах, этот термин укрепился в России (с 1840-х гг.), хотя в старой русской литературе в качестве синонима термина «этнография» употреблялся также ныне вышедший из употребления опять-таки более широкий по смыслу термин «народоведение».
Размещена статья Б.И. Королев. Положение Нижегородских периодических изданий на рубеже XIX – XX веков: борьба за свободу слова и цензура.
Административное давление на местную печать было связано с циркулярами нижегородского губернатора полицмейстеру и уездным исправникам губернии (1905, 1907, 1911г.г.) и департамента полиции губернаторам (1907г.). Указывалось на неверные сведения, появляющиеся в периодической печати, которые тенденциозны и искажают действительность, и в случае разоблачения и доказательства клеветы на действия власти или полиции требовалось привлечь подозреваемого к ответственности по закону. Одновременно, циркуляры губернатора указывали на обязанность полиции проявлять корректность, сдержанность и вежливость в частных сношениях с публикой, запрещали выписывать и получать по почте газеты противоправительственного направления, обязывали представлять их губернатору для последующего уничтожения, требовали распространения «правых» газет (например, «Нижегородская торгово-промышленная газета» в 1911 году), опровергающих ложные известия «левых» газет. В циркулярах указывалось, что «левые» газеты (столичные и провинциальные) «служат органами не легализованных партий», требовалось проведение расследования фактов произвола полиции или власти, появляющегося в печати, вплоть до выступления в суде
В Библиотеке рубрики "История государственногоуправления" появился "Отчет агитационно-пропагандистского отдела ЦК за время с XIII по XIV партсъезд".
В связи с изменением состава нашей партии центр тяжести всей партийной работы естественно должен был быть перенесен на фабрично-заводскую ячейку. Агитпропработа фабрично-заводской ячейки получает первостепенное значение. В частности, постановка внутрипартийной воспитательной работы в фабрично-заводских ячейках становится одной из основных задач партии. Этим требованием обусловлено усиленное внимание к массовой агитационно-пропагандистской работе на фабрично-заводских предприятиях. Вливание в промышленность массы новых рабочих, идущих из деревни или возвращающихся в промышленность после нескольких лет перерыва, выдвинуло задачу усиления агитпропработы, развертывания широкой агитации за партию, за основные задачи Советской власти.
Обслуживание этой задачи, которая поставлена XIII партийным съездом— добиваться превращения каждого партийного и близкого нам сознательного беспартийного рабочего в агитатора за партию — в свою очередь, заставило сделать соответствующий организационный вывод. Этот организационный вывод был сделан в виде создания нового института агитпропорганизаторов, являющихся помощниками секретарей ячеек по агитпропработе, и создания агитпропкомиссий, которые под руководству агитпропорганизаторов ведут всю политико- и культурно-воспитательную работу на предприятии.
Опубликована биография руководителя Главреперткома в 1929-1932 гг. Гандурин (Лукичев) Константин Дмитриевич
В 1921 г. был вновь принят в РКП (б). В 1922-1929 гг. - на хозяйственной работе в Москве.
С 1929 г. до 16 февраля 1932 г. - Руководитель Главреперткома при Наркомпросе РСФСР. Предшественник – Ф.Ф.Раскольников. Предлагал вычеркнуть некоторые реплики из пьесы Маяковского «Баня» (1930), переделать мрачный финал в пьесе М.А.Булгакова «Дон Кихот» (1938). Преемник – О.С.Литовский.
С 1932 (?) - зам. директора Малого театра. В 1937-1939 гг. - в Комитете по делам искусств при СНК СССР. С 1939 г. был персональным пенсионером.
*Ф.И. Жадаев А.М. Горький и Ф.Ф. Раскольников (32-45)
Раскольников, 1892-1939, – видн. рев. и парт. деятель, участник многих узловых моментов.
Со студенчества рев. работа. В 1912 г. – секр. редакции «Правды». К апрелю 1917 г. Р. - пред. Кроншт. комитета РСДРП. В июльские дни 1917 г. Р. – во главе колонны матросов-балтийцев. После них – охрана ЦК, ПК и Ленина. Рев. работа, и по поручениям Ленина. 5 янв. 1918 г. оглашение Р-ым декларации больш. фракции на Учред. собрании.
Весной 1918 г. потопление Черном. военного флота, чтобы он не достался немцам. Потом Р. – командующий Волжской военн. флотилией, Волжко-Каспийской флотилией.
После Гражданской дипломат. работа: Афганистан, Дания, Эстония, Болгария.
С 1912 г. литературная работа – при одобрении и поддержке Горького, их знакомстве и дружбе при частых встречах с 1915 г. и переписке. С 1924 г. Р. – ред. жрла «Молодая гвардия». Статьи, книги и пьесы.
«В 1939 г. смерть в изгнании».
Примечание 2009 г.
Р. избежал неизбежной смерти, не вернувшись в СССР по вызову. Он опубликовал открытое письмо Сталину, в котором раскрыл ужасы Сталинского режима.
*И.А. Лбов Герой из героев гр. войны наш земляк (46-56)
Автор – друг героя в детстве.
М.И. Плеханов с 1919 г. в РККА до победы в Крыму. Он эффективно командует артиллерией, и против танков. Кавалер ордена Красное Знамя.
С окончанием Гражд. войны он учитель. «В период культа личности Сталина он подвергается гонениям и при подозрении в нелояльности был уволен с работы».
В ВОВ Плеханов - артиллерист в танковых войсках, орденоносец.
Работа в ГНИИУУ – до смерти в 1949 г.
*И.М. Гурьев Из истории борьбы за хлеб Нижег. военно-продов. отряда в годы гр. войны (57-71)
С декрета ВЦИКа от 9 мая 1918 г. «О предоставлении Нар. комиссару продовольствия чрезв. полномочий по борьбе с деревенской буржуазией, укрывающей хлебные запасы и спекулирующей ими» «в стране наступила продовольственная диктатура» - спасение от голодной гибели. Создание по стране продов. комитетов, выполнение ими продразвёрстки – «отчуждения в распоряжение государства» с помощью «рабочих военно-продов. отрядов Продовольственной армии». При ожесточённом сопротивлении кулачества – до сжигания хлеба, перестрелок и объединении бедноты и середнячества.
Существенна была роль НН по отправлению хлеба в столицы, продотряды НН были в разных концах страны, участвуя и в подавлении мятежей..
Раздел "Человек и текст" уплотнен прозой Иосифа Бродского "Полторы комнаты".
Нас было трое в этих наших полутора комнатах: отец, мать и я. Семья, обычная советская семья того времени. Время было послевоенное, и очень немногие могли позволить себе иметь больше чем одного ребенка. У некоторых не было возможности даже иметь отца -- невредимого и присутствующего: большой террор и война поработали повсеместно, в моем городе -- особенно. Поэтому следовало полагать, что нам повезло, если учесть к тому же, что мы -- евреи. Втроем мы пережили войну (говорю "втроем", так как и я тоже родился до нее, в 1940 году); однако родители уцелели еще и в тридцатые.
Думаю, они считали, что им повезло, хотя никогда ничего такого не говорилось. Вообще они не слишком прислушивались к себе, только когда состарились и болезни начали осаждать их. Но и тогда они не говорили о себе и о смерти в той манере, что вселяет ужас в слушателя или побуждает его к состраданию. Они просто ворчали, безадресно жаловались на боли или принимались обсуждать то или иное лекарство. (...)
В СССР минимальная норма жилой площади 9 м^2 на человека. Следовало считать, что нам повезло, ибо в силу причудливости нашей части анфилады мы втроем оказались в помещении общей площадью 40 м^2. Сей иэлишек связан с тем, что при получении нашего жилища мои родители пожертвовали двумя отдельными комнатами в разных частях города, где они жили до женитьбы. Это понятие о квартирном обмене -- или лучше просто обмене (ввиду несомненности предмета) -- нет способа передать постороннему, чужестранцу. Имущественные законодательства окутаны тайной повсюду, но иные из них таинственней других, в особенности когда недвижимостью владеет государство. (...)
К тому времени, как мы перебрались в это мавританское чудо, улица уже носила имя Пестеля, казненного вождя декабристов. Изначально, однако, она называлась по церкви, что маячила в ее дальнем конце: Пантелеймоновская. Там, вдалеке, улица огибала церковь и бежала к Фонтанке, пересекала мостик и приводила вас в Летний сад. В этой части улицы некогда жил Пушкин, сообщавший в одном из писем к жене: "Да ведь Летний сад мой огород. Я, вставши от сна, иду туда в халате и туфлях. После обеда сплю в нем, читаю и пишу. Я в нем дома".
Господи! Кто из нас может сказать: "Да ведь Россия мой огород. Я, вставши от сна, иду туда в халате и туфлях. После обеда сплю в нем, читаю и пишу. Я в нем дома". Кто в ней дома? Хотя бы в полутора комнатах...
Михаил Зеленов.
21 апреля 2010 г.
(0.3 печатных листов в этом тексте)
|