Жизнь и смерть на сайте "Открытый текст" с 7 по 17 июня 2011 г. (9.17 Kb)
Допустим, что это есть.
Можно предположить, что есть Жизнь и Смерть, - и это не будет ошибкой.
Патрокл в это время гнал троянцев к городским стенам. Он мчался навстречу своей гибели. Многих героев убил он. Взял бы и Трою Патрокл, если бы бог Аполлон, исполнив веление Зевса, не встал на высокой башне Трои. Три раза подымался Патрокл на стену, и три раза отражал его Аполлон. Когда же в четвертый раз бросился на стену Патрокл, грозно крикнул ему Аполлон:
- Отступи от стены, храбрый Патрокл! Не тебе, а Ахиллу суждено разрушить великую Трою!
Отступил Патрокл, не осмелился он разгневать далеко разящего своими золотыми стрелами бога Аполлона. (...)
Упал на землю Патрокл и, умирая, сказал Гектору:
- Теперь ты можешь гордиться, Гектор, победой. С помощью Зевса и Аполлона одержал ты ее. Боги победили меня, они лишили меня доспехов. Богам это легко. Но если бы двадцать таких, как ты, напали на меня, я бы всех вас сразил моим копьем. Погубил меня бог Аполлон да Эвфорб, ты же - третий из тех, которые меня сразили. Запомни же, что я скажу тебе: недолго тебе осталось жить, и близко-близко стоит около тебя смерть. Суровый рок определил тебе пасть от руки Ахилла.
Исследования показали, что нижегородское дворянство данной эпохи не блистало знатностью. Поэтому неудивительно, что нам удалось обнаружить лишь две росписи, связанные с представителями местной служилой корпорации. Это родословия Колупаевых-Приклонских и Доможировых – наиболее выдающихся нижегородских фамилий XVI – начала XVII в., носители которых уже в это время, ранее всех остальных смогли выдвинуться в состав государева двора. (...)
Обе родословные росписи ярко демонстрируют, насколько трудно было провинциальным дворянам выстраивать свои родословные. Их родовая память была довольно короткой и не соответствует нашим представлениям о ее культивировании в средневековом обществе. Обозначены и причины такой ситуации. Во-первых, это утрата документов, которая вызвана многочисленными перипетиями социально-политической жизни страны. Во-вторых, нарушение межпоколенных связей. Жизнь служилого человека была наполнена постоянными военными событиями. Смертность в молодом или зрелом возрасте была высока и потомки часто не успевали получить даже ту незначительную семейно-родовую информацию, которой обладали их отцы.
Редакция ЭПИ «Открытый текст» продолжает знакомить читателей с историко-архитектурными объектами Нижнего Новгорода, которым постановлением правительства Нижегородской области от 8 февраля 2011 года № 78 было отказано во включении в госреестр памятников истории и культуры, как якобы не имеющим исторической, архитектурно-градостроительной и культурной ценности. Сегодня мы публикуем статью, посвященную архитектурно-промышленному комплексу мельницы М.А. Дегтярева, являющемуся неотъемлемым элементом речной панорамы нагорной части Нижнего Новгорода.
Как показали проведенные нами исследования комплекс бывшей паровой мельницы М.А. Дегтярева представляет значительный интерес в градостроительном (важный элемент речного фасада города, играющий активную роль в формировании его панорамы), архитектурном (образец промышленной архитектуры рубежа XIX – XX веков) и историческом (объект, характеризующий становление Нижнего Новгорода как индустриального центра) аспектах. По числу сохранившихся исторических построек и целостности своей пространственно-планировочной структуры (несмотря на отдельные утраты и изменения) он в лучшую сторону отличается от находящегося рядом комплекса мукомольной мельницы торгового дома «Емельян Башкиров с сыновьями» и в гораздо меньшей степени подвергся переделкам и достройкам по сравнению с расположенным за Окой в Канавине аналогичным комплексом Я. Е. Башкирова.
В каждой мордовской волости бывало по нескольку больших мольбищ, или кереметей, и каждое из них было посвящено особому божеству, которому и совершалось в нем жертвоприношение. Так, например, у терюхан Терюшевской волости было пять мольбищ, в которых совершались общественные моляны ([1]) целою волостью. В полуверсте от села Сиухи, в лесу, в ровном долу, недалеко от речки Мианги, находилось мольбище Нишки-Пасу; другое было на поле близ деревни Инютина, неподалеку от ручья Майданки; здесь были приносимы жертвы Свет-Верешки-Велен-Пасу; третье близ деревни Березников, в роще, близ речки Пичеси; здесь были приносимы волостные жертвоприношения Анге-Патяй и её сестреницам, то есть четырем её дочерям Патяй; четвертое в лесу, близ деревни Малаго-Сескини (Чертовка тож), здесь бывали молебствия Волцы-Пасу, и в начале нынешнего столетия здесь же совершал жертвоприношения и пророчествовал мордвин, известный под названием Кузьки-бога; наконец пятое мольбище Назаром-Пасу было на поле деревни Татарской, недалеко от речки Кирмети. Кроме того, при каждой деревне было свое мольбище, на котором совершались молитвы и жертвоприношения жителями одной этой деревни. Это - деревенские мольбища, "пециона-кереметь".
XVIII век с его практицизмом стремился преодолеть традицию хоронить в городской черте. Петр I в своей преобразовательной деятельности не обошел стороной и устройство кладбищ. 10 октября 1723 г. он издал указ о запрете погребений в пределах города — кроме «знатных персон». Императрица Елизавета Петровна во время своего пребывания в Москве в 1748 г. издала указ (2 июля) о запрете погребать при церквях, находящихся на дороге от Кремля до Головинского дворца на Яузе, т.е. на пути следования ее кортежа. 17 ноября 1771 года (по старому стилю) в свзи с эпидемией чумы был издан Ее Императорского Величества Самодержицы Всероссийской Екатерины II Правительствующего Сената указ, повелевающий господам Губернаторам "в вящую предосторожность от заразительной болезни чтобы по городам при церквах никого не хоронили, а отвели бы господа Губернаторы для того особые кладбища за городом выгонных землях, где способнее, построя при оных на первый случай хоть небольшие деревянные церкви...". Указ Правительствующего Сената был неоднократно продублирован Святейшим Правительствующим Синодом. В Нижнем Новгороде во исполнение этого указа для городского кладбища было выделено место за городом (территория совр. Кулибинского парка) , а приходские кладбища перестали действовать. Имена погребенных у Никольской церкви во второй половине XVIII века можно восстановить по данным сохранившихся метрических книг этого периода. Социальный состав прихожан, а соответственно и погребенных был неоднороден: посадские люди, чиновники губернской канцелярии, дворовые крепостные, военные. Это подтверждается и археологическими материалами. Обнаружены кирпичные склепы, в которых, без сомнения, были похоронены состоятельные люди (Илл.7). С захоронениями XVIIв. дело обстоит сложнее. Письменных источников этого времени аналогичных метрическим книгам XVIII века нет. Однако, по Писцовой и Переписной книгам Нижнего Новгорода мы знаем поименно прихожан этой церкви по состоянию на 1621 и 1678гг.
Или это термины - Жизнь и Смерть, - или это неполная индукция. В любом случае это некоторое допущение ума. Ведь Патрокл умирает только тогда, когда мы об этом узнаем от Гомера.
Михаил Зеленов
25 июня2011 г.
(0.2 печатных листов в этом тексте)
|