Обновления на сайте с 12 по 17 августа 2009 г. (17.5 Kb)
Все, что находится между небом и землей, принадлежит человеку.
Здравствуйте, дорогие читатели ЭПИ "Открытый текст".
Редколлегия сайта предлагает вам совершить путешествие в человеческие владения, а также заглянуть в открытые двери на Земле и на Небе, поскольку интересно, что же там находится.
Проводником во владения Земли является редактор раздела Т.В.Гусева. Она предлагает материалы третьего археологического "Круглого стола с острыми углами" на тему "Охранная археология как вид деятельности".
Волков Игорь Викторович, зав. сектором Института культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (г. Москва), канд.ист.наук.. Его в Городце знают и любят. Не раз на Городецкой земле он потчевал участников научных конференций своими интересными докладами. Ему слово.
Сохранение и изучение археологического наследия – явление более сложное, чем просто наука.
Во-первых – это действительно стремление просто получить информацию о прошлом, т.е. изучить в бытовом значении слова.
Во-вторых – это естественное неосознанное стремление сохранить то, количество чего ограничено и чего, следовательно, всегда будет становиться меньше, чем есть.
В третьих – это также неосознанное стремление человека увидеть материальные свидетельства жизни в прошлом. Даже в тех случаях, когда письменных источники дают очень полное представление о жизни, это стремление действует все равно.
Две последних цели неизбежно будут отодвигать верхнюю хронологическую границу археологии все выше и выше, приближая ее к современности. И тут археологи-исследователи оказываются далеко не первыми в освоении нового времени. В конце 20 века в точности повторяются события развития археологии в 18-19 вв. Первыми на поздние памятники набрасываются любопытные чудаки, влекомые неосознанным стремлением прикоснуться к предметам Великой Отечественной, увидеть корабли, лежащие под водой и т.п. Им на смену идут торговцы с целью наживы на том, что еще не стало признанным археологическим наследием. И только за ними, может быть, последуют сверхновые археологи, придерживающиеся правил точной фиксации найденного.
На земле человек строит дома. Проводник в мир домов редакто раздела А.И. Давыдов представляет "Домовладение № 17 по улице Сергиевской в Нижнем Новгороде" в разделе "Текст пространства"
Исследуемое домовладение находится в Започаинской части Нижнего Новгорода неподалеку от Сергиевской церкви. Местность вокруг этой церкви, первоначально монастырской, в XVII веке носила название Петушково. Связь с другими частями города отсюда осуществлялась посредством узкой извилистой улицы, именовавшейся по храму Сергиевской. По ней можно было попасть на Ильинку и далее, по Плотничной улице (переулку), - к Лыкову мосту через речку Почайну и образуемый ею овраг. (...)
Показанный на чертежах дом соотносится с ныне существующем домом № 19. Первоначально здание имело достаточно скромное декоративное убранство, решенное в духе академической эклектики: профилированные карнизы, ширинчатые лопатки, фланкирующие главный уличный фасад в три оси света, рамочные наличники с полочками-сандриками над окнами основного этажа. Трехчастная структура дома (большие жилые помещения спереди и сзади, сени с лестницами посередине, основной вход сбоку) восходит к более раннему времени – эпохе классицизма. Такие планировочные решения были широко распространены среди небогатых жителей Нижнего Новгорода в первой половине XIX века.
По земле человек ходит. А другой - ездит. Проводник в мир человеческого Промысла редактор раздела Т.В.Гусарова представляет работу студента И.С. Богомолова "Кустарные промыслы Лукояновского уезда Нижегородской губернии" в разделе "Текст музея".
Производством саней были заняты те же сёла, что и при производстве колёс: Поя, Кирляйка, Гремячка и отчасти Шутилово. В этих четырёх селениях изготавливали простые сани для крестьян. Этим промыслом кустари занимались вполне самостоятельно. (...)
Санники занимались на открытом воздухе, а также в сараях. Кроме того, необходимо устройство разного рода парней. Они устраивались в стороне от селения, вблизи воды. Довольно значительное пространство парни занимала печь со встроенным котлом для распаривания полозьев. Такие помещения имел каждый кустарь. Парня служила кустарю 3-5 лет. А для выгибания полозьев устраивался особый станок из большого дубового бревна, вытесанного в середине и закрепленного в земле. Н нём делалась большая косая выемка, куда закладывали конец полоза. 5-6 человек за другой конец начинали постепенно сгибать заложенный. Согнутые полозья затем закрепляли в особых станках, состоявших из двух столбов с тремя перекладинами, так, что согнутый конец упирался в перекладину, а противоположный – во врытый столб.
Материал для саней обычно был покупным. На полозья шёл дуб, а сами сани изготавливались из берёзы. За год один кустарь мог изготовить до 50 саней.
Работа над санями была проста и немногосложна.. Сперва из сырого материала вытёсывали правильные полозья, клали их в парню, гнули и оставляли сохнуть. Затем полозья продалбливали и вбивали дубовые «копылья», на них закреплялся «вязник» и «верхи».
Человек поет. Б.С.Извеков и А.В.Кессель представили нашим посетителям мемориальные доски, посвященные Ф.И. Шаляпину и В.А. Шретеру, из своего справочника по Нижнему Новгороду.
В 1903 году Ф.И. Шаляпин приехал в Н. Новгород 17 августа на гастроли с женой Иолой Тарнаги и остановился на квартире М. Горького. Здесь он жил почти месяц и выступал в ярмарочном театре в девяти спектаклях ("Борис Годунов", "Моцарт и Сальери" и др.). В это время в городе готовились к открытию Народного дома. Здание строилось по инициативе М. Горького по проекту архитектора П.П. Малиновского на окраине города, за Острожской площадью. Писатель и певец принимали активное участие в строительстве своими взносами, и Ф.И. Шаляпин выразил желание первым своим выступлением открыть это здание. Открытие состоялось 5 сентября, артиста встретили с большим восторгом. Нижегородцы благодарили за оказанную помощь и сообщили о решении построить в деревне Александровке школу для детей и назвать ее "Шаляпинская".
Об этом концерте А..М. Горький писал :"… Пел Федор, как молодой бог, встречали его так, что даже и он, привыкший к триумфам, был взволнован".
Человек тянется к небу. Проводник в мир музыки редакор раздела Р.А.Разгуляев предлагает статью М. Сапонова "Вероисповедный замысел мессы h-moll И.С. Баха: гипотезы и документы" , которая размещена в музыкальном разделе.
Повод и творческая цель Иоганна Себастьяна Баха при создании им Мессы h-moll достоверно неведомы никому, но изыскания в данном направлении выстроились почти в двухвековую традицию. Древо этой традиции отягощено ветвями безнадёжно переплетёнными и сросшимися. Завершённая, как полагают, в последние годы или даже в последние месяцы жизни композитора, Месса стала для него творческим итогом, феномен которого - в отборе материала из образцов разных лет и приведении его к высшему единству. На первом плане в этом отборе у Баха, конечно, его же прежняя музыка на текст ординария мессы. (...) нет исторических данных о том, что Бах и его современники вообще могли разделять партитуры любых месс как таковых на “сугубо католические”, неприемлемые для протестантов и, наоборот, “сугубо лютеранские”, неприемлемые для прочих конфессий, как не могли они, например, говорить о “католических версиях” посланий Св. апостола Петра или Откровения Иоанна Богослова. Целый корпус богослужебных латинских текстов составлял большую “область совпадения” для вероисповедных нужд всех западных конфессий, и в этот корпус полностью входил также текст ординария мессы. (...)
тексты из “протестантской глубинки”, хотя и не всегда, но представлены у Баха: Месса h-moll и все три его произведения на текст Славословия серафимов (Sanctus D-dur 1724 года BWV 232/III[a], Sanctus C-dur BWV 237, Sanctus D-dur BWV 238) с римским миссалом полностью не совпадают. В частности, в ранних вариантах отдельных частей Мессы h-moll такие разночтения встречаются в четырёх номерах (№ 8, 10, 18, 22). Приведу все случаи:
№ 8. Дуэт Domine Deus. |
Missale romanum:
Domine Fili unigenite, Jesu Christe
Господи, Сыне единородный, Иисусе Христе
|
Месса h-moll, 1 часть (Missa):
Domine Fili unigenite, Jesu Christe altissime
Господи, Сыне единородный, Иисусе Христе всевышний |
№ 10. Ария Qui sedes (в Missa 1733 г. и в дрезденских голосах к ней)
|
Missale romanum:
Qui sedes ad dexteram Patris
Седяй одесную Отца, помилуй нас. |
Missa 1733 г. и дрезденские голоса 1733 г.:
Qui sedes ad dextram Dei Patris
Седяй одесную Бога Отца, помилуй нас. |
№ 22. Хор Sanctus. |
Missale romanum:
Pleni sunt coeli et terra gloria tua
(небеса и земля полны славой Твоей)
|
Месса h-moll (3 ч.) и Sanctus 1724 г.:
Pleni sunt coeli et terra gloria eius
(небеса и земля полны славой Его)
|
Проводник в пространство Неба редактор раздела Г.Р.Рейнин предлагает читателям роман К. Паустовского "Блистающие облака" в разделе "Человек и текст".
- Я пью за ветер,- сказал, краснея, Батурин,- проветривший наши мозги. Капитан понял цену тем настроениям, от которых полгода назад он был так же далек, как мы сейчас далеки от этого легендарного и милого чудака, что может провести любой пароход через коралловый барьер.
Мой скептицизм растворился в жизни, как кусок сахара в чае. Мне трудно говорить о прошлом. Нельзя жить в спичечных коробках. Прикрепленность к месту убивает, узость ежедневных мыслей, привычек и воркотни превращает нас в манекенов. Лучшее, что я испытывал в прошлом,- это ярость зверя, захлопнутого западней. Есть люди, всю жизнь топчущиеся в кольце Садовых. Разве можно дать человеку тридцать квадратных верст и не считать его приговоренным к пожизненному заключению?
Все должно принадлежать нам! Я требую права освежать свою жизнь, быть человеком, я требую права мыслить, создавать, наконец права бороться!
- От кого вы думаете это требовать? - спросил капитан.
- От самого себя, от окружающих, от жизни. Я пью за то, чтобы свежесть не выветрилась из нас до самой смерти.
(...)
Синее и высокое солнце Одессы, полное спектрального блеска, висело здесь густым и ржавым шаром. Тяжелой позолотой горело оно в глазах Нелидовой, потемневших от бессонной ночи и вина.
Над Москвой занимался один из сотен и тысяч обыденных зимних дней. Батурин дрожал от волненья и холода,- ему вспомнились слова капитана, сказанные хриплым голосом: "Я требую, чтобы вы жили так, будто на земле наступила уже эпоха расцвета".
Над угрюмыми дымами блистали облака. Они казались праздничными среди этого косматого утра. Их блеск проливался на город воспоминанием о жаркой, неизмеримо далекой стране.
Синева этой страны, затопленной выше гор белым солнцем, шумела морскими ветрами и веселыми голосами людей.
Искристый ее воздух пропитывал легкие устойчивыми запахами, не имевшими имени. Стальные пути на сотни километров стремились среди зеленых водопадов листвы и тени. Горизонты ошеломляли сухим свечением. Древняя мудрость земли была видна здесь на каждом шагу,- в клейком запахе каждого листка и блеске песчинки, повесть в радостных зрачках женщин и гудках кораблей, в звоне воздушных моторов, легко несущих свою серебряную и тусклую сталь над гулом океанского берега.
Щедрость, богатство сочились из земли, кофейная ее сила, потрясающий запах.
Батурин знал, что вот к этому - к плодоносной земле, к шумным праздникам, к радостным зрачкам людей, к мудрости, скрытой в каждой, самой незначительной вещи,- он будет идти, звать, мучить людей, пока они не поймут, что без этого нельзя жить, бороться, тащить на себе скрипучие дни, задушенные полярным мраком и стужей.
Увы, увы. Когда человеку не нужен он сам, то его начинает носить меж Небом и Землей. А ведь давно сказано: в человеке всё должно быть прекрасно - и Земля и Небо.
Михаил Зеленов
Размещено 28 ноября 2009 г.
(0.4 печатных листов в этом тексте)
|