Новости обновлений с 13 по 23 декабря 2008 г. (16.21 Kb)
Здравствуйте, читатели ЭПИ "Открытый текст".
Праздники утоляют голод по праздникам. Сегодняшняя рассылка посвящена голоду.
Голод физический насыщается хлебом. Воспоминания В.А. Бебихова в подразделе "Семейные архивы": "Жизнь в войну и после", "Вражеские налёты (что видел и помню)".
В ВОВ мой двоюродный брат Андрей, родился в 1927 г., имел рабочую продовольственную карточку, так как, учась в ФЗУ, работал на заводе. На неё было положено гораздо больше продуктов (в начале войны хлеба грамм 800 в день), чем на карточку служащего (бухгалтер, как моя мать) и, тем более, на карточку иждивенца (ребёнок, как я, хлеба грамм 300). (...)
Я, только что научившийся писать, очень старательно (чтобы совсем не было видно красного!) обвел школьным пером № 86 лиловыми чернилами из школьной чернильницы - непроливайки свои ФИО на продкарточке.
Мать как увидела, так и села. Она даже не ругалась - от ужаса месяц не получать продукты.
Картину И. Репина "Иван Грозный с сыном" (народное название – «Иван Грозный убивает сына») я уже студентом увидел в Третьяковской галерее. Передо мной сразу встали глаза домашних времён ВОВ, похожие на глаза картины: безумные у царя и угасающие у царевича.
Голод по творчеству ненасыщаем, но в результате, как побочный продукт голода, появляются справочники. Голод по справочникам насыщается справочниками. "Сводный каталог ценной и редкой книги в библиотеках Нижнего Новгорода". Вып. 1 (XVI в.) размещен в подразделе "Археография". Приложение 2 к публикации Т.В. Гусевой, Ю.В. Зарубина, Е.Э. Лебедевой "Результаты археологического мониторинга участка строительства в пер. Луначарского, д. 5 в г. Павлово Нижегородской обл." появилось в подразделе "Археология".
Илл. 3. Фрагменты керамики с поверхности слоя темно-серого суглинка: 1 – красноглиняной с тонкими примесями (№2-4), 2 – белоглиняной тонкой (№2-11), 3 – мореной (№2-15), 4 – мореной с лощением (№2-16), 5 – кирпично-красной (№2-17), 6 – кирпично-красной с ангобом (№2-18), 7 – пережженной (№2-19).
Голод по строительству насыщается строительством. Работа А.И. Давыдова "Ансамбль Вознесенской церкви в городе Лыскове Нижегородской области – памятник архитектуры начала XIX века" опубликована в разделе "Текст пространства".
Ансамбль в Лыскове – один из немногих ансамблей торговых площадей эпохи классицизма начала XIX века, сохранившихся на территории Нижегородской области. Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 года он был взят на государственную охрану как памятник архитектуры республиканского (по современной терминологии – федерального) значения. Вместе с тем, градостроительное значение ансамбля так и не было в полной мере оценено и в советское, и постсоветское время. Возобладала вышеуказанная тенденция, направленная на ликвидацию огромной Базарной площади. Южная часть ее застраивается комплексом пожарной части, появляется кинотеатр, разбивается небольшой парк. Все это перекрыло вид на ансамбль Вознесенской церкви с дальних точек при въезде в центр города.
Вид с площади Революции на Вознесенскую церковь.
Голод по работе со словом насыщется работой со словом. Статья А.А. Белозерова "Нижегородская печать и царская цензура (по документам и воспоминаниям)" пополнила "Библиотеку" цензурного раздела.
Газета вышла утром 1 января 1906 г. полноценным текстом в 6 страниц. (...) Но – увы! – это был первый и последний номер большевистской газеты «Утро». Губернская цензура и администрация расценили газету, как сплошную прокламацию, и, несмотря на праздничный день – новый год, приняли экстренные меры к ее конфискации. К полудню того же числа губернатор барон Фредерикс подписал такое постановление, врученное редактору-издателю А. А. Соболеву:
«В выпущенном сего числа в Н. Новгороде первом номере газеты «Утро» помещен ряд статей революционного содержания, призывающих и возбуждающих к неисполнению распоряжений законных властей и к беспорядкам. Усматривая в этом нарушение редактором-издателем названной газеты пом. присяжного поверенного Александром Соболевым и владельцем типографии, в которой напечатан означенный номер газеты, г.г. Ройским и Торсуевым, изданного мною 15 декабря 1905 г. для Н.-Новгорода «обязательного постановления», – постановил: 1) пом. прис. пов. А. Соболева, независимо от ответственности по суду, подвергнуть в административном порядке заключению в тюрьме сроком на три месяца...
Новые биографические справки о дореволюционных цензорах М.К. Васильеве, И.Х. Вашкевиче, А.И. Виноградове.
Голод по словесности насыщается словесностью. Новая страничка справочника Б.С.Извекова, А.В.Кессель "Мемориальные доски Нижнего Новгорода": ДАЛЬ В.И. Ул. Б. Печерская, 25.
В 1829 г. защитил диссертацию и отправился служить военным врачом на русско - турецкую войну и "польскую кампанию" до 1931 года. В военных походах Даль собирал вокруг себя солдат расспрашивая: "… как такой-то предмет в той губернии зовется, как в другой…, а там уже целая вереница областных речений". (...) В 1837 г. В.И. Даль и В. Перовский находились в Петербурге и узнают о страшной трагедии - дуэли А. Пушкина. Владимир Иванович находится около умирающего поэта, как врач и друг, до последнего его вздоха. Кольцо и сюртук, пробитый пулей, подаренные ему Н.Н. Пушкиной в память о поэте, В. Даль хранил у себя в Нижнем Новгороде. (...) По своим служебным обязанностям В.И. Даль часто разъезжал по Нижегородской губернии, ходил по ярмарке, прислушивался к разноязычному говору летнего торжища, завязывал разговоры, как это бывало в военных походах. (...) В 1853 году он создает сборник «Пословицы и поговорки русского народа» - издан был в 1861 г. В Нижнем Новгороде он довел свою работу над Словарем до буквы «П». (...) В 1863-1866 гг. выходит «Толковый словарь»...
Голод по народной жизни утоляется народной жизнью. "Свадебные обычаи села Сатис Дивеевского района (первая четверть XX века)" представлены Т.В. Гусаровой в "Этнологическом музее" сайта.
Сватать приходили сватья: мать, отец, крёстна, крёстный – вообще родня. Приходили сватать днем или вечером, после работы. Сватья садились под матку. Раньше приданого не было, только постель невеста шила. Коды вина-ти не было, то с жениха брали 3 ведра вина, 10 рублей денег, поддёвку для невесты к венцу, коротышку. «Пойдемте глядеть», а не смотрины у нас называли. Был запой, а после него ходили по гостям.
На две ночи перед сварьбой собирали девок. У нас называли «под косу». До сварьбы у невесты была одна коса. Проходило в доме невесты, на ём были одни девки. Невеста покупала девкам по косоплётке. К жениху девки ходили за мылом, перед сварьбой топили баню. Жених перед сварьбой присылал невесте гостинец.
Голод народа по власти, а власти - по народу взаимонасыщаем. Опубликованы повестки дня заседаний Бюро Горьковского обкома за 1938 г. в рубрике "Нижегородская партийная организация". Рубрика "Первые секретари нижегородской (горьковской) партийной организации" пополнилась биографическими данными о Ю.М. Кагановиче и предвыборной листовкой "Наш кандидат в депутаты Совета Союза Ю.М. Каганович"
Родился в 1892 г. в деревне Кабаны Киевской губ. в семье чернорабочего. Еврей. Кандидат в члены ВКП (б) с сентября 1919 г. С 1909 по 1913 состоял в организации РСДРП, именовавшей себя «интернационалистами» в г.Александровск Екатеринославской губ. В 1928 окончил курсы уездных партработников при ЦК ВКП (б) в Москве.
С апреля 1906 по май 1907 продавец газет фирмы Ротшильда в г. Никополь и Александровск Екатеринославской губ. С июня 1907 по ноябрь 1913 работал в Александровске. В июне 1907-июле 1909 продавец в бакалейных магазинах и на мучном складе. С июля 1909 по январь 1910 не работал, болел. С января 1910 по ноябрь 1913 рабочий угольного склада Янкелевича, продавец бакалейного магазина Шукстеля. С ноября 1813 по январь 1915 рядовой солдат 65-го Московского пехотного полка в г.Холм (Польша). С января 1915 по декабрь 1916 ст. рабочий, десятник, закрепщик по забивке свай на железной дороге Казань-Екатеринбург в Вятской и Костромской губерниях. (...) С марта 1934 по июнь 1937 председатель Горьковского Крайисполкома. В июне 1937- декабре 1938 1-й секретарь Горьковского Обкома ВКП (б). С января 1939 по сентябрь 1945 зам. наркома внешней торговли в Москве. С сентября 1945 по август 1949 председатель в/о «Международная книга» Министерства внешней торговли СССР. С августа 1949 по июнь 1951 начальник госинспекции по качеству экспортных товаров министерства внешней торговли СССР.
Голод по противотоянию внутреннего внешнему насыщается музыкой. "Рождение советского симфонизма" произошло в разделе "Текст музыки" благодаря И. Кунину.
В 1926—1927 годы Мясковский создал одночастную, исполненную глубокой внутренней тревоги Десятую симфонию. Программный замысел — безумное смятение Евгения, осмелившегося бросить вызов «Медному истукану», «Мощному властелину судьбы»—слился с чисто лирическим душевным состоянием.
«Сделал набросок Десятой симфонии (программа — «Медный всадник» по Пушкину и Ал. Бенуа)». (Из дневника Н. Я. Мясковского, запись 30 апреля 1927 г.)
«Композитора вдохновила известная иллюстрация Александра Бенуа к «Медному всаднику». Здесь Мясковский развивает психологическую линию русского искусства XIX века, с наибольшей яркостью выявленную в литературе у Достоевского, в музыке — у Чайковского: напомним хотя бы образ Германа в «Пиковой даме»«. (Из очерка А. А. Иконникова «Н. Мясковский», 1944 г.)
Горячо откликнулся на появление Десятой симфонии Б В Асафьев: «Сегодня смотрел Вашу Третью [симфонию]. Почему-то у меня с ней связаны очень дорогие, сильные и яркие воспоминания. Но в ушах Ваша Десятая. Конечно, я никому своей догадки о «Медном всаднике» не открою, но я счастлив, что догадался. Голубок мой, Вы шагаете по-великански. Шестая, Седьмая, Восьмая, Девятая и Десятая — ступени высокие. Ведь сейчас во всем мире только Вы и строите такие мощные звуковые замки. Даже Сергей признал, что сонату, подобную Четвертой, могли написать только Вы. А темперамент и проницательнейшие лирические гармонии Десятой меня пронизали насквозь». (Из письма Б. В. Асафьева к Н. Я. Мясковскому от 28 марта 1927 г.)
Голод по самопознанию не насыщается, так как он сравни творчеству. Кнут Гамсун устроил "Голод" в разделе "Человек и текст".
Мимо проезжает повозка. Я вижу, что в повозке картофель, но в бешенстве, из упрямства, я вбиваю себе в голову, что это не картофель, а кочаны капусты, и я с ожесточением клянусь, что это – капуста. Я отлично слышал собственный голос и сознательно продолжал божиться, уверяя, что эта нелепость – истинная правда, ради нелепого удовлетворения от ложной клятвы. Опьяненный этой чудовищной ложью, я поднял три пальца и дрожащими губами клялся во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, что там была капуста.
Время шло. Я плюхнулся на ближайшую приступку, утер пот со лба и шеи, глубоко вздохнул, чтобы успокоиться. Солнце зашло, день клонился к вечеру. Я снова начал размышлять о своем положении; голод немилосердно мучил меня, а через несколько часов снова настанет ночь; необходимо придумать что‑нибудь, пока еще есть время. Мысль моя снова устремилась к меблированным комнатам, откуда меня выгнали; я вовсе не хотел возвращаться туда, но все‑таки не мог отогнать эту мысль. В сущности, хозяйка была совершенно права, когда вышвырнула меня. Как могу я ожидать, что мне дадут приют, раз я не платил денег? А ведь меня к тому же еще кормили; даже вчера вечером, когда хозяйка на меня рассердилась, она предложила мне два бутерброда, – предложила по своей доброте, зная, как я в них нуждаюсь. Значит, мне грех жаловаться, и, сидя на приступке, я начал смиренно умолять ее простить мое поведение. В особенности горько я раскаивался в том, что оказался неблагодарным и швырнул деньги ей в лицо…
Всем читателям пиршества и избытка.
Дежурный повар
Михаил Зеленов
15 января 2009 г.
(0.4 печатных листов в этом тексте)
|