Здравствуйте, уважаемые читатели ЭПИ "Открытый текст".
Очередная подборка материалов нашего издания посвящена революции.
Продолжилось размещение книги Н. Энгельгардта "Очерк истории русской цензуры в связи с развитием печати (1703 – 1903)". Читайте "Очерки александровской и николаевской цензуры. Очерк второй". Революция в сфере образования и истории изящной словесности: введение новой цензуры.
День 14-го декабря застал в роли министра просвещения знаменитаго поборника стараго слога и «словенскаго» языка, человека еще Екатерининскаго времени, адмирала Шишкова. «День сей, по мнению ceгo старца, сколь ни был злополучен и для многих бедствен, однакож он послужил к некоторому добру; ибо чрез него открылся между многими военнослужащими и гражданскими чиновниками заговор... плоды тех зловредных действий и книг, против которых я... безполезно вооружался».
Можно представить себе, какия чувства волновали старца, когда он в первый раз явился на доклад к молодому императору.
Предсказания eгo сбылись. Теперь-то настал час eгo! И в самом деле Николай Павлович принял eгo очень милостиво. Шишков отдал ему все замечания и письма, писанныя им к покойному монарху и к графу Аракчееву о мерах искоренения зловреднаго «духа времени». Император приказал ему написать новый цензурный устав и отпустил еще милостивее, нежели принял.
О том, как "Основы художественного образования" определял А.Луначарский, можно узнать в разделе "Текст музыки". Новое, революционное понимание искусства.
Другая крайность — это первобытная безликая коллективность, когда каждый, кто творит или мыслит, делает это не намеренно. Если вы вспомните выставку крестьянского искусства, которая была недавно в Историческом музее, то увидите, что ни один художник не смотрит, как выглядит лошадь или человек; традиционный художник-крестьянин не интересуется этим — он пишет какой-то знак лошади или человека, который установился в его среде испокон веков, и пользуется только этим знаком, почти совершенно его не варьируя, отчего получается стилизованное, массовидное, безликое искусство, достигающее часто совершенства в своем роде, но не развивающееся и не выделяющее из своей среды творческих индивидуальностей.
Наш коллектив отличается тем, что он — организованный, сознающий себя коллектив, что он использует до конца каждое дарование отдельных индивидуальностей. (...)
И в политической области мы отнюдь не отрицаем — и были бы последними идиотами, если бы отрицали — руководящую роль Ленина. Разумеется, то же самое и в еще большей мере верно относительно искусства: творец, композитор (в широком смысле слова), виртуоз (тоже в широчайшем смысле слова)—это абсолютно необходимые элементы всякого высокого искусства. Как бы ни был поднят общий уровень образования, масса всегда окажется опереженной в своей средней линии наиболее даровитыми индивидуальностями. И это очень хорошо. Очень хорошо потому, что мы никогда не будем иметь застывшего искусства, а всегда будем высылать пионеров и авангард и, таким образом, двигаться вперед. А пионерами, авангардом могут быть только люди одаренные в области искусства, ибо каждое искусство имеет особенные предпосылки, во многом физиологического характера. И поэтому прирожденная даровитость является основным условием, вне которого правильное развитие искусства невозможно.
Рубрика "Лениниана" в разделе "Текст пространства" открылась серией фотографий памятников "вождя". Встреча массовидного и индивидуального в монументальном искусстве и пространстве.
Архангельск, Соломбала. Сквер на улице Терехина. Фото И.С. Агафоновой, июнь 2007 г.
Нижегородская область, г. Бор, улица Ванеева. Фото С.А. Чадова, 1993 г.
Нижегородская область, г. Выкса, улица Ленина. Сквер у церкви Иоанна Богослова. Фото И.С. Агафоновой, 2006 – 2007 гг.
Открылась новая рубрика "Personalia" в подразделе "История России". Первый материал - "Переписка В. И. Ленина и руководимых им учреждений РСДРП с партийными организациями. 1905 – 1907 гг. Том 2. Книга вторая. Указатель имен". Революционеры 1905 г. и революция 1917 года. Судьбы революционеров.
Алексеев Н. А. (1873-1972) — член Коммунистической партии с 1897 г. С 1900 по декабрь 1905 г. находился в эмиграции в Англии. После II съезда РСДРП — представитель большевиков в Лондоне. Делегат III съезда партии с совещательным голосом; секретарь бюро съезда и член «Подсчетной комиссии» по выборам членов ЦК РСДРП. В годы Советской власти — на научной работе, Герой Социалистического Труда.
Броннер Б. М. (1876-1937) — в РСДРП с 1899 г., большевик. С 1903 г. — член Томского комитета Сибирского союза РСДРП. В 1909 г. от партийной деятельности отошел. В годы Советской власти — врач. В 1920 г. вступил в РКП(б).
Войткевич А. Ф. (Алексей) (1876-1951) — в РСДРП с 1900 г., большевик. С осени 1904 и до апреля1905 г. — член ПК РСДРП, ответственный организатор Выборгского, затем Петербургского и Невского районов. С апреля — член МК, ответственный организатор Замоскворецкого района. В 1917 г. — меньшевик-интернационалист, в 1918 г. отошел от политической деятельности; микробиолог, доктор сельскохозяйственных наук.
Новая статья из справочника Б.С.Извекова и А.В.Кессель "Мемориальные доски Нижнего Новгорода": Добролюбов Н.А. Пл. Минина и Пожарского, 7/1; Набережная Лыкова дамба. 2а, Государственный литературно- мемориальный музей Н.А. Добролюбова. Революция в литературной критике.
Н.А. Добролюбов вошел в русскую литературу как критик, публицист, революционер - демократ, выступавший против монархии, крепостного права, развивал эстетические принципы Белинского и Чернышевского, пропагандировал реализм и народность литературы, разработал метод "реальной критики", писал критические статьи, сатирические стихи и пародии. В 1861 году он последний раз был в родном городе, в ноябре этого же года он в возрасте 25 лет скончался от туберкулеза легких и был похоронен в Петербурге на Волковом кладбище рядом с могилой великого русского критика В.Г. Белинского.
"Бомбейские беседы" Джидду Кришнамурти появились в разделе "Человек и текст". Революция внутри себя. Конечно, все как-то некогда заняться собой, когда мироздание - вот оно, можно сказать, застыло в ожидании тех перемен, которые каждый появившийся на свет так и норовит нанести в лицо реальности. Нужно успеть внести свой вклад, чтобы именем назвали улицу, а фамилией - сына.
Свобода имеет величайшее значение, но мы ограничиваем ее своей собственной предвзятостью. У нас есть разные умозаключения относительно свободы: что она такое и чем она должна быть. Но свободу нельзя себе представить. Свобода не приходит через деятельность интеллекта, через логическую цепь умозаключений. Она приходит загадочно и неожиданно, она рождается из своего собственного внутреннего состояния. (...) Сознательный ум делового человека становится рабом той работы, которую он выполняет. Мы принимаем это рабство как неизбежность и вертимся в колесе повседневного существования. Можем ли мы жить в этом мире оставаясь свободными, не будучи рабами, без постоянного бремени страха и разочарования, без горя и страдания? Ограниченность нашего ума, нашего мышления делает нас рабами и зона свободы человека становится все уже. Политика, религия, традиции, стремления, желания сужают зону свободы.
Без свободы нет любви, нет творчества, без свободы невозможно найти истину. Чтобы быть свободным, мы должны понимать самих себя, осознать движение своих мыслей и чувств, пути своего ума. Речь идет о понимании ума, и в этом понимании нет места ни осуждению, не действию по заранее определенному образцу. (...) Осознающий ум живет, движется, полон энергии; только такой ум может понять, что есть истина. Неправильные вопросы и ответы приводят только к новым страданиям и несчастьям.
Свобода рождается из сознания того, что свобода абсолютно необходима. (...)
Для того, чтобы внести ясность в мир, должна быть прежде всего внутренняя ясность. (...) Итак, вы должны видеть такой факт, что вы и есть мир, что без перемены в вас самих, без полной револющии ума, революции путей вашего мышления вы не можете добиться фундаментальных изменений в мире.
Михаил Зеленов
10 декабря 2008 г.