Допустим, что мы не только люди, но и, прости Господи, историки, а еще пуще - археологи. И нам (им, нам...) интересно - как жили люди раньше, до нас. Может быть, они жили вместо нас, заняли наше место в мире еще до нашего рождения, оттого такая нескладуха сейчас!?
Здравствуйте, уважаемые читатели ЭПИ "Открытый текст".
Допустим, что мы захотели заняться древностями, восстановить всё как было ДО. Тогда советую обратиться к словарям, чтобы отсылать любопытных к терминам и понятиям. Мы, ученые, привыкли жить по понятиям. А тут как раз глоссарий сайта пополнился статьями на археологическую тему из издания К. Крайя "Справочный энциклопедический словарь" (СПб., 1847. Т. 1).
Археология (от άρχαϊος – древний и λόγος – слово), наука об исследовании и объяснении памятников древнего искусства. Все памятники древнего мира, в отношении архитектуры, живописи, скульптуры, резьбы и проч., представляют бесконечное множество разнообразных форм и выражений. Раскрывая и объясняя истинный смысл этих памятников, мы знакомимся с отдельными временами, узнаем происхождение народов, их мнения, гражданский и общественный быт, успехи их в науках и искусствах, одним словом, мы открываем внутреннюю и внешнюю жизнь древних народов. Все это входит в область археологии (науки известной еще древним), истинное изучение которой начинается с так называемой эпохи возрождения.
Нет проблем! У нас все ходы записаны. И даже записаны буквы. И даже так, что видны только на просвет. В рубрике "Описние археографичских памятников" размещена таблица "Штемпели" из известного издания С.А. Клепикова "Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства XVII-XX веков". Возродим эпоху филиграней, хотя бы устно. Если не получится, то - штемпелей. Мы, штемпели всего мира, - великая сила. Об нас книги пишут, на нас спрос пошел, как на икону.
|
№№ п/п |
Текст знака
и характер изображения |
Характер рамки |
Местонахождение фабрики |
Годы применения штемпеля |
А. ШТЕМПЕЛИ НА БУМАГЕ РУССКОГО ПРОИЗВОДСТВА
А. С ФАМИЛИЯМИ ФАБРИКАНТОВ ИЛИ ЛИТЕРАМИ
|
|
А |
|
1 |
АКРПФ[1] / РИГА [по кругу] // [внутри круга – крылатый лев] // № – [Ц] [на концах прямоугольника] |
Круг на вытянутом прямоугольнике |
Рига |
1901–1907 |
|
2 |
КРПФ[2] / РИГА [по кругу] // [внутри круга крылатый лев] // № – [Ц] [на концах прямоугольника] |
» |
» |
1909–1916 |
|
3 |
АРИСТАРХОВА / [Ц] / ФАБРИКИ |
прямоуг. гнут. |
Калужск. губ. |
1844–1854 |
|
4 |
ФАБРИКИ / [роза] / АРИСТАРХОВА [на княжеской гербовой мантии] |
б/рамки |
» |
1846–1851 |
|
5 |
АРИСТАРХОВА / № [Ц] / ФАБРИКИ |
прямоуг. гнут. |
» |
1850, 1854 и 1857 |
|
6 |
ФАБРИКИ / АРИСТАРХОВА |
вытянутый в длину гнутый пятиугольник |
» |
1856–1857 |
|
7 |
АРИСТАРХОВА / [ветка с листьями] / ФАБРИКИ [на стилизованной княжеской гербовой мантии] |
б/рамки |
» |
1853 |
Допустим, что нам надоело листать справочник о печатях прошлого. В карете филиграней далеко не уедешь! Допустим, захотелось нам, как настоящим морякам, взять в руки парус и сшить себе рубашку! И тут - как будто именно для нас - новый экспонат в зале народной одежды нашего "Этнологического музея" подготовлен к экспонированию А. Саяновой: Повойник (с. Ильинское Краснобаковского уезда Нижегородской области).
Повойник – головной убор замужней женщины, который она надевала в день свадьбы и носила практически не снимая, в будни и в праздники, в помещении и на улице. Само название его связано со словом «повивать», то есть покрывать, обвязывать. Повойник полностью закрывал волосистую часть головы женщины от лба до затылка, лишь иногда встречается обычай оставлять открытой спереди небольшую полоску волос с пробором. Появиться на людях без повойника, с открытой прической женщина не могла, это было совершенно неприлично и могло быть воспринято как вызов семейным и морально-этическим устоям.
Остается ощущение, что обманули. На каком-то этапе моего археологического становления, где-то в области объяснения памятников древнего искусства. Недодали то ли массовости, то ли значимости, то ли общечеловеческого, а скорее всего, индивидуального подхода к страданиям и внимания к подвигам духовного роста. Допустим, что требуется обзор, кругозор и горизонт. А тут как раз у нас на сайте опубликован список литературы о жизни и трудах В.Л. Янина , размещен в археологической рубрике, посвященной выдающемуся ученому.
B[alik] St. Рец. на кн.: Янин В.Л. Новгородская феодальная вотчина. 1981 // ČČН. – 1984. – XXXII rоč., № 2. – S. 283.
Bjornflaten J.I. The Birch Bark Letters Redeemed: Рец. на кн.: Янин В.Л., Зализняк А.А. Новгородские грамоты на бересте: Из раскопок 1977 – 1983 гг. 1986 // Russian Linguistics. – 1990. – № 14. – P. 315 – 338.
Blankoff J. Рец. на кн.: Янин В.Л. Очерки комплексного источниковедения: Средневековый Новгород. 1977 // Revue des Pays de l"Est. – 1977. – № 2. – P. 139 – 140.
E.H.-G. Рец. на кн.: Арциховский А.В., Янин В.Л. Новгородские грамоты на бересте: Из раскопок 1962 – 1976 гг. 1978 // HGB. – 1981. – Jg. 99. S. 182 – 183.
Faccani R. Messaggi dall"antica Novgorod: Рец. на кн.: Арциховский А.В., Янин В.Л. Новгородские грамоты на бересте: Из раскопок 1962 – 1976 гг. 1978 // Annali di ca"Foscari: Rivista della facolta di lingue e litterature straniere dell"universita di Venezia. – 1982. – XXI, № 1/2. – P. 69 – 84.
Допустим, что вложить лопату в руки каждый может. А уж копать там, где наверняка грамоты припрятаны, - даже везения не нужно. А бересты у нас - на каждой березе. А вот попробуй без слов передать аромат раскопок, нерв, так сказать, открытия, воздух, позволю сам себе самовыразиться, чуда! Ап! А тут у нас на сайте открылась новая рубрика "Кто сказал, что чудес не бывает? (Археологическое лето. Городец-2009)". Опубликованы введение и Репортаж первый (4 августа 2009 г.).
Илл.2.Так выглядит «культурный слой» ХХ века.
Устал я что-то в археологах. Прошлое давит многообразием форм и выражений, похлеще очереди в винном отделе. Даже странно, что так в нем привлекало великих, допустим, Льва Толстого. И - запланированный ответ на запланированный вопрос не готов, не успели. Но зато у нас на сайте есть эссе Якоба Айгеншарфа «Лев Толстой музицирующий» , которое впервые опубликовано в рубрике "Восприятие музыки".
Быть может, самым интересным в воззрениях Толстого на искусство было его рассуждение о воздействии музыки на человеческую психику. Он полагал, что она «не действует ни на ум, ни на воображение…»
«В то время, как я слушаю музыку, – признавался Лев Николаевич, – … какое-то странное сладостное чувство до такой степени наполняет мою душу, что я теряю сознание своего существования, и это чувство – воспоминание».
«Но воспоминание чего? – вопрошает Толстой. – Хотя ощущение сильно, воспоминание неясно. Кажется, как будто вспоминаешь то, чего никогда не было».
И писатель задается новым вопросом, «не является ли воспоминание основанием тех чувств, которые возбуждают в нас всякое искусство – живопись, ваяние, музыка, поэзия? Вопрос остается без ответа».
Толстой, однако, не останавливается и «повторяет данное им ранее определение сущности музыки: “Каждая музыкальная фраза выражает какое-нибудь чувство: гордость, радость, печаль, отчаяние и т. д. или одно из бесконечных сочетаний этих чувств между собою”».
Господи, да это же весь многоцветный спектр чувств человеческих, которые Толстой стремился передать в своей художественной прозе!
Как мы видим, музыке Лев Николаевич придавал не просто особое значение, она поставлена им во главу угла.
В. А. Жуковский также уверял, что «в звуках» … живет и воскрешает прошедшее». Но поэт, вероятно, думал не только о музыке, но и о стихотворчестве.
Как бы то ни было, в обоих высказываниях ощущается присутствие тайны мироздания, и это столь грандиозно по масштабу, что все рассуждения о ней, все определения кажутся неточными.
Допустим, что мы не только люди, но и историки, археологи, профессора, кочегары, плотники, дети, родители...
А знаете, допустить, что мы просто люди... и вокруг нас... не "меткая характеристика", а просто люди...
Дежурный допускник (а вовсе не допущун и допускалец, допущенец и ...),
а, впрочем, просто человек,
Михаил Зеленов.
Размещено 1 декабря 2009 г.