Здравствуйте, уважаемые читатели ЭПИ "Открытый текст".
Мы возвращаемся к теме "Лениниана" и знакомим Вас с материалами, которые были размещены на сайте с 19 по 23 апреля к дню рождения В.И.Ленина. Одновременно с этим разделяем беспокойство Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России.
Опубликован третий выпуск фотоматериалов А.И. Давыдова "Ленин в монументальном и садово-парковом искусстве".
Нижний Новгород, Канавинский район. Парк им. 1 Мая. Фото А.И. Давыдова, апрель 2009 г.
Новая рубрика в подразделе "Историография" - "Институт В.И.Ленина". Здесь размещен ряд документов: Обращение Института Ленина к партийным организациям с просьбой направлять ему все документы В.И.Ленина и все материалы о нем (1923, 19.09), Постановление ЦК РКП(б) о «корреспондентах» Института В.И.Ленина (1923, 21.09), Постановление Политбюро ЦК РКП/б/ об Институте В.И.Ленина (1923, 29.10), Сообщение об организации Совета Института Ленина (1923, 31.10), Обращение Совета Института Ленина ко всем коммунистическим организациям с просьбой помочь в собирании статей, речей и писем В.И.Ленина (1923, 14.11).
Организовавшийся в Москве при ЦК РКП Институт Ленина приступает к научному изданию сочинений Владимира Ильича Ленина. Ввиду крайней трудности собрать статьи и речи В.И.Ленина, печатавшиеся в наиболее мрачный период истории - 1914-1917 гг. - Совет Института В.И.Ленина обращается ко всем коммунистическим организациям с просьбой собрать все статьи, речи и письма В.И.Ленина, печатавшиеся где-бы то ни было за этот период.
Ленинская тема продолжена в подразделе "История России": Переписка В. И. Ленина и руководимых им учреждений РСДРП с партийными организациями. 1905 – 1907 гг. Том 3. Книга вторая. Указатель имен.
Постоловский Д. С. (Александр, Александров, Антуа, Вадим, Дюбуа, Дюруа) (1876-1948) — на III съезде РСДРП избран в ЦК партии, работал в Бюро ЦК в Петербурге. В июле 1905 г. объезжал местные комитеты РСДРП с докладом о съезде. В годы реакции от партийной деятельности отошел. После Октябрьской революции работал в органах юстиции
Рейснер М. А. (Реус) (1868-1928) — юрист, член Коммунистической партии с 1905 г. В 1903-1905 гг. находился в Берлине как корреспондент журнала «Русское Богатство». В годы Советской власти — на научной и преподавательской работе
Серебряков М. В. (Вяземский, Гольдман, Золотов, Мишель, Сокольский) (1879-1955) — член Коммунистической партии с 1904 г. В 1905 г. — член Берлинской группы РСДРП. 25(12) июля с транспортом нелегальной литературы уехал в Петербург, был организатором Ремесленного района, член ПК РСДРП. В годы Советской власти — на научной работе, историк
2 документа: 1924, 8 марта. Секретное распоряжение Главлита-Уралоблита об усилении контроля за литературой, посвященной памяти В.И. Ленина и 1924, 19 апреля. Запрет Уралоблита размещать на этикетках промышленной продукции, предметах домашнего обихода портретов В.И. Ленина размещены в рубрике "Уральский облит".
На основании распоряжения Главлита от 13-го февраля 1924 года № 172/с Уралоблит при Уралоно доводит до Вашего сведения, что в связи с ус лившимся в последнее время огромным спросом на книги о Владимире Ильиче, книжный рынок начинает заполняться всякой макулатурой, выпускаемой предприимчивыми издательствами в своих коммерческих расчетах, или не достаточно грамотными редакторами, стремящимися удовлетворить предъявляемый спрос.
Помимо того, что в этих на смех состряпанных некомпетентными и порою чуждыми нам авторами брошюрках и статьях отсутствует надлежащая, марксистки выдержанная оценка личности тов. Ленина и его роли, в них зачастую допускается совершенно неверное освещение этапов его жизни и деятельности.
Эта фальсификация, таящая в себе прямой политический вред, должна быть решительно пресечена.
Работа Г. Трелина "Ленинский лозунг «Искусство – народу!» и становление советской музыкальной культуры" размещена в разделе "Текст музыки".
Примечательна история открытия при содействии В. И. Ленина первой в стране детской музыкальной школы.
Участник этого события А. А. Фомин рассказывает: «Вскоре после Октябрьской революции у Путиловских рабочих возникла мысль: организовать при заводской школе детскую художественную студию. (...) Заручившись согласием исполкома районного Совета, поехали мы с Плотниковым в Отдел народного образования. Здесь нас выслушали внимательно, а потом сказали:
— Идею вашу мы одобряем, товарищи путиловцы, но сами понимаете: время сейчас тяжелое, нет ни топлива, пи хлеба, а вы со своей студией... Придется годик подождать!
Услышал такой ответ Плотников и руками развел: ничего, мол, не вышло. А я и говорю ему:
— Поедем, Михаил Александрович, в Смольный, к товарищу Ленину.
(...) Вот приехали и мы в Смольный. Разыскали без особого труда приемную Ленина, докладываем секретарю, по какому делу прибыли. (...) Должно быть, говорил я довольно громко. Вдруг вижу — дверь сбоку открылась настежь, и на пороге показался товарищ Ленин.
— Что, что?—воскликнул он. — Путиловцы пришли? Проходите, товарищи!
От неожиданности мы с Плотниковым немного растерялись, тем не менее сразу же вошли в кабинет, где, кроме нас, были другие люди. Заложив левую руку за жилет, а в правой держа карандаш, Владимир Ильич спросил нас:
— Чем могу вам служить?
Тут мы и рассказали нашу историю.
— Вы слышите, что путиловцы хотят? — обратился товарищ Ленин ко всем, кто был в его кабинете. — Они хотят создавать свою трудовую интеллигенцию, а им говорят: «Подождите годик!» Никаких промедлений, студию надо организовать!
Снял он сейчас же трубку с телефонного аппарата и, связавшись с Отделом народного образования, сказал:
— К вам придут путиловцы — дайте им все, что нужно.
Сильно взволнованные таким приемом, мы горячо поблагодарили Владимира Ильича и вышли. А еще через день явились в Отдел народного образования, итут уж с нами разговаривали совсем по-другому. Прошло еще несколько дней. За это короткое время для нашей студии подобрали на Рижском проспекте (ныне проспект Огородникова) отличный особняк с хорошим садом. Путиловцы сами приняли деятельное участие в ремонте помещения; доставке музыкальных инструментов. Так было положено начало существованию заводской художественной студии для детей, преобразованной много позже в первую музыкальную студию Ленинграда»
"Фауст" Гете разместился в разделе "Человек и текст".
Хор
Конец.
Мефистофель
Конец? Нелепое словцо!
Чему конец? Что, собственно, случилось?
Раз нечто и ничто отожествилось,
То было ль вправду что-то налицо?
Зачем же созидать? Один ответ;
Чтоб созданное все сводить на нет.
"Все кончено". А было ли начало?
Могло ли быть? Лишь видимость мелькала,
Зато в понятье вечной пустоты
Двусмысленности нет и темноты.
(...)
Более совершенные ангелы
Останки несть в руках
Для нас мученье.
Будь из асбеста прах,
Он - жертва тленья.
Дух с веществом входил
В союз условный.
У ангелов нет сил
Рвать связи кровной.
Но двойственность пройдет,
И боль отляжет.
Одна любовь с высот
Решит и вяжет.
(...)
Одна из кающихся, прежде называвшаяся Гретхен
Собраньем духов окруженный,
Не знает новичок того,
Что ангельские легионы
В нем видят брата своего.
Уже он чужд земным оковам
И прежний свой покров сложил.
В воздушном одеянье новом
Он полон юношеских сил.
Позволь мне быть его вожатой,
Его слепит безмерный свет.
Mater gloriosa Богоматерь
Направься в высший круг. Объятый
Догадкой, двинется он вслед.
(...)
Chorus mysticus Мистический хор
Все быстротечное -
Символ, сравненье.
Цель бесконечная
Здесь - в достиженье.
Здесь - заповеданность
Истины всей.
Вечная женственность
Тянет нас к ней.
Ангелы отличаются от людей не позицией и не бестелесностью, а неспособностью делать выбор.
Михаил Зеленов
22 мая 2009 г.