Новости обновления с 25 по 30 сентября 2008 г. (17.02 Kb)
Здравствуйте, уважаемые читатели ЭПИ "Открытый текст".
Сегодняшняя рассылка новостей посвящена такой интимной категории как "свобода".
Булат Окуджава "Искусство кройки и житья" в разделе "Человек и текст".
Октябрь, 1985
У меня, в общем, счастливая литературная судьба. Она сложилась из многочисленных трудностей, препятствий, конфликтов - это ли не счастье? Судьба меня закалила, многому научила и в то же время не лишила способностей выражать себя теми средствами, которыми меня наделила природа. Хорошо или плохо я ими распорядился - не мне судить. Во всяком случае, я очень старался. Если бы я умел обольщаться на свой счет, я бы считал, что мне предстоит теперь написать самую значительную свою вещь. Но, к счастью, я научился не ольщаться...
Опубликована опись № 555 за 1782 г. фонда 570 "Нижегородская духовная консистория" Центрального архива Нижегородской области.
13 |
Дело о переходе в православную веру лиц разных вероисповеданий, находящихся в заключении для получения льготы. |
4 апр. 1782 – 7 нояб. 1782 |
|
|
14 |
Дело по сообщению Нижегородского наместничества уголовной Палаты о колоднике магометанского закона Масята Аслиева, желающего перейти в православную веру. |
26 дек. 1782 – 27 янв. 1783 |
|
|
15 |
Дело о беглом раскольнике, отказавшемся принять православие. |
6 сент 1782 – 16 сент. 1782 |
|
|
Агафонова И. С., Давыдов А. И. представляют "Церковь Николая Чудотворца в селе Пешелань Арзамасского района Нижегородской области" в рубрике "Культовое зодчество" раздела "Текст пространства".
Касательно облика новой церкви, следует сказать, что он основан на проектах приходских храмов, разработанных в свое время академиком архитектуры К.А.Тоном и его последователями - приверженцами национального направления в русской архитектуре 1830-х - 1890-х годов. Официально одобренные Синодом, альбомы чертежей подобных храмов были растиражированы для применения по всей Российской Империи и стали основным источником при проектировании культовых сооружений.
Прямого аналога пешеланского храма нами не выявлено. Однако в ряде чертежей из альбомов образцовых проектов церквей (13) можно найти немало общих черт с ним. Это касается и общей широко распространенной структуры храма (тип «корабль»), и завершений его основного объема пятью восьмигранными барабанами (центральный из которых являлся световым) шатрами. А такие детали, как килевидные кокошники над гранями барабанов или наличников окон, щипцы и другие элементы декора, заимствованные из русского средневекового зодчества, вообще характерны для культовой архитектуры периода эклектики.
Повестка дня заседаний пленумов Горьковского обкома КПСС за 1956 г. в разделе "История государственного управления в России".
1956 год
Заседание II пленума от 17-18 апреля 1956 г. (протокол и стенограмма)
1. О мерах по увеличению производства картофеля и овощей в колхозах и совхозах области (докл. секретарь обкома КПСС Панников).
2. О работе по приему в партию и воспитании молодых коммунистов в областной партийной организации (докл. секретарь обкома КПСС Бирюков).
ГУ ГОПАНО. Ф.3 Оп.2 Д.308 Л.1-118.
ОСЕННИЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ села Черновское Большеболдинского района в начале XX века (в записях 90-х годов) (публикация Т.В.Гусаровой) в разделе "Этнологический музей"
По осени – Кузьминки. Вот. Кузьминки. Первого ноября. Тут еще, знаешь чего… Еще после этих, как их, как зерно-ту снимут… А раньше-то вот экономика очень была сложная… И вот мы пойдем собирать зернышки, с колосков. Наберем колоски, не знаю, как у вас, а у нас так вот было. Собрали эти колоски в поле, набрали их, там у кого сколько. И мы пойдем их это…смелют там нам, или обменям на муку. Вот так вот. Ладно, эт вот всё собрали, десять человек, кто сколько, всё, мучку собрали, по парочке яичков нам дадут и по ложечке маслица. И мы пойдем вот, ко мне ли, к кому ли, сойдемся, тоже девчонки, сойдемся, значит, и это вот Кузьминки. А каки Кузьминки? Робят пригласим, у кого гармонь, у кого балалайки. И вот мы сядем, значит, капустки ли принесем, ну, чё, огуречков, всё это. Ну, конечно, колбасы-те не было, варенья не было, всё из свово хозяйства. Ну, вот, это мы угостимся, начинает гармонь. И пошли плясать. Прибаутки пели:
Мой миленок как теленок,
Только разница одна:
Мой миленок пьет водичку,
А теленок никогда.
Размещена статья М.Арановского "Музыкальные «Антиутопии» Шостаковича".
Музыка была для него способом удвоения его человеческой сущности, его мировидения, психики, эмоциональных реакций — одним словом, всего, что составляет духовную жизнь личности в ее непрестанном взаимодействии с внешним миром. Он не только не отстранялся от той ужасающей реальности, которую наблюдал вокруг, но. напротив, переживал ее как собственную судьбу, как судьбу целых поколений, страны в целом. Жизнь переплавлялась в звуки, музыка становилась голосом совести, горячим высказыванием, речью, обращенной к современникам, наполненной болью и сочувствием. (...)
Феномен homo soveticus, кроме всего прочего, состоял в том, что в его сознании провозглашаемые «идеалы» и полностью противоположное им представление о реальности существовали одновременно, не сливаясь и не пересекаясь, как два мира, сделанные один из материи, а другой из антиматерии. Это странное сосуществание, разумеется, максимально поддерживалось, с одной стороны, пропагандой, а с другой — репрессиями. Однако проблема личности (и, следовательно, ее трагедия) заключалась в возникавшем стремлении к вытеснению из сознания образа реальности и замене его искусственной «системой идеалов». (...)
«Сон разума рождает чудовищ», — сказал Гойя. «Сон совести, — мог бы добавить Шостакович, — превращает в чудовище самого человека». Предстоит еще подумать, в какой степени шостаковическую тему ответственности личности можно связать с известными постулатами христианства об изначальной греховности человека. Зато аналогия с Достоевским напрашивается здесь как бы сама собой. Тем более что его влияние не обошло стороной Шостаковича и сказалось в частности на трактовке образа Катерины Измайловой, несмотря на лесковский первоисточник оперы.
Итак, раздвоение личности, допускающее всесилие зла, было понято Шостаковичем как источник трагедии человека XX века. Тем самым внутренний конфликт, заключавшийся в феномене «двоемирия», обретал нравственно-философский смысл и становился проблемой этических оснований существования человека.
Если бы человек знал, что он свободен, наверное, не было ни каких статей на эту тему. А может быть, не было бы и сочиненной музыки. Почто ее сочинять, если она и так есть?! Прислушайтесь к мирозданию: сквозь технические помехи звучит Концерт для фортепиано с оркестром № 23 Моцарта.
Михаил Зеленов
(0.2 печатных листов в этом тексте)
|