Здравствуйте, уважаемые читатели ЭПИ "Открытый текст".
Материалы сайта, размещенные за 10 дней ноября 2008 г., посвящены системности и целостности.
М. Арановский о "Расколотой целостности" в рубрике "Музыкальные эпохи". О российской музыкальной культуре, которая оказалась расколота революцией 1917 г., о музыкантах, оказавшихся в СССР и за пределами своей Родины. И о единстве музыкального языка.
Можно предположить, что в развитии искусства на больших временных пространствах, видимо, действуют закономерности более общего, универсального характера и как бы перекрывающие масштабы тех или иных стилевых направлений. (...) Эволюция музыкального языка подчиняется объективным закономерностям, именно их «волю» выполняет композитор, предпринимая новаторский рывок. Разумеется, он может при этом внести нечто свое, что связано именно с его человеческой и творческой индивидуальностью, но это свое, в конечном счете, тоже неизбежно окажется выражением общего объективного начала. В этом смысле развитие музыкального языка могло только объединять русских композиторов, работавших по разные стороны границы, при всех различиях их исканий.
И все же эволюция музыкального языка — хотя и важное, но не единственное соединяющее звено. Есть и другие, но относятся они к более глубоким уровням музыкального сознания. Поэтому, покидая сферу организованной музыкальной материи, мы опускаемся в те слои музыки, где действует уже чисто духовная субстанция, являющаяся подлинным источником творчества. (...) Являясь областью духа, интеллектуальных интересов, философских предпочтений, они образуют глубинную систему «первой степени родства», объединяющей художников разных индивидуальностей и различного времени.
"Город Семенов Нижегородской области как историческое поселение" (Часть 1: История формирования и развития планировочной структуры города Семенова; подгот. А.И. Давыдов и А.А. Давыдова) представлен в разделе "Текст пространства".
Первый генеральный план города Семенова был «высочайше» утвержден 6 марта 1781 года[11]. Основанный на «идеальной» схеме, он практически не учитывал сложившуюся систему застройки старого села, которая теперь оказалась в юго-западной части проектируемого города.
«Это был период формирования новых планов городов, построенных на принципах рационализма. В основе планировочного творчества этого периода лежали классицистические идеалы. Планы городов впервые разбивались землемерами соответственно утвержденным проектам. В XVIII веке в России применялось несколько композиционных приемов, один из них – радиально-концентрический, явившийся основой планировки Семенова, утверждал как архитектурный прием центричность независимо от величины города. Центром композиции при этом являлось крупное сооружение, в Семенове это Вознесенский собор. Улицы и площади ориентировались на главное сооружение города. На пересечении улиц, входящих в структуру города, с основными осевыми улицами возникали дополнительные центры второстепенного значения. Все эти принципы нашли выражение в планировочной схеме Семенова», – пишет архитектор Т.А. Сотская...
Первый проектный генплан города Семенова. 1781 г. (ЦАНО)
- Базар на Соборной площади. Фото нач. ХХ в. (Фонды СИХМ)
О единстве языка описания книг, написанных старым языком... Краткое методическое пособие "Научное описание рукописных и старопечатных книг" теперь есть в подразделе "Археография".
Состав. Если книга содержит одно самостоятельное произведение (рукописную статью), она считается книгой единого состава, если два или более – сборником. Название книги единого состава начинающий археограф может дать по имеющемуся в ней заголовку. Если книга состоит из двух рукописных статей, в названии упоминаются обе (через точку или точку с запятой). Если рукописных статей три или более, необходимо посмотреть – статьи какого содержания преобладают. Например, в сборнике 2 сказания, 4 жития, 3 повести. Наиболее удачный вариант названия: «Сборник житий, повестей, сказаний». Существуют сборники т.н. устойчивого состава, имеющие примерно сходный набор рукописных статей. В средневековой Руси такие сборники имели особые названия, например: «Измарагд». Именно их стоит употреблять исследователю, профессиональный уровень которого позволяет идентифицировать такие сборники. Встречаются устойчивые названия при неустойчивом составе, например: «Пчела». При обнаружении таких названий, употреблять их тоже можно – в случае если это название всей книги, а не одной из рукописных статей.
Открылся Глоссарий в историческом подразделе "Археография". Пока здесь две одноименные статьи из изданий: "Большая энциклопедия: словарь общедоступных сведений по всем отраслям знания" (СПб., 1900–1909) и "Словарь современного русского литературного языка" (М.-Л., 1950).
Воспоминания "Молодёжные посиделки в с. Кремёнки Дивеевского района Нижегородской области (Первая треть XX века)" подготовлены Т.В. Гусаровой для виртуального "Этнологического музея".
Раньше ранней осенью девушки на выданье с одной улицы откупали у вдовы-бобылки избу на всю зиму, до Великого поста. Платили за временный постой крынкой ячменя, зерна или пшена с каждой девушки, керосином для лампы, деньгами; каждый вечер приносили поленья для топки печи. От невест не отставали и девушки помоложе. Они сбивались в свой «слой» и тоже снимали избу. Говорили, что если девушка начала ходить на посиделки, то можно считать, что она уже улетела из родного гнезда.
В третий «слой» собирались девушки-«перестАрелки», то есть те, кому не удалось выйти замуж в положенный срок (обычно после 20 лет). Большинство из них были некрасивыми или слишком разбитными, про которых ходила дурная слава. В старое время к этому «слою» подсаживались и бобылки из бедных семей.
Это называлось «кельи». Всего в Кремёнках было пятнадцать келий, в каждой по двенадцать девушек. Говорят, что кельи появились давно, когда девушки собирались по очереди в избу одной из подруг на вечер прясть кудель. Пели длинные «прОголосные» песни. На огонек заходили парни с балалайками, гармошками, заводились хороводные песни, «справлялись» пляски. С годами эти посиделки вошли в обычай, поэтому их стали собирать не по домам, а в нанятой избе.
Представление о целостности КПСС и системности работы ее органов может дать публикация Повестки дня заседаний пленумов Горьковского областного комитета КПСС за 1961 г. в подразделе "История Государственного управления после 1917 г.".
Опубликована часть описи № 555 за 1781 г. фонда № 570 "Нижегородская духовная консистория" Центрального архива Нижегородской области. Целостность Консистории дает представление о раздрае в жизни людей XVIII в.
Биографические справки о дореволюционных цензорах П.А. Висковатове, И.В. Владимирове, Ф.Ф. Воловском размещены в разделе "Текст цензуры".
"Новации Гвидо Аретинского в музыкальной науке и практике" представлены Ю.Н. Холоповым и Р.Л. Поспеловой в подразделе "Музыкальные эпохи".
Трудно точно датировать возникновение того духовного (и музыкального) континента, который впоследствии будет назван «Западом». Но, по-видимому, процесс его сложения наиболее заметен именно с XI века, примерно с эпохи Гвидо. Еще труднее кратко сформулировать сущность имманентно-духовных различий, по природе скрыто-метафизических, между Западом и Востоком, «Первым Римом» и «Вторым Римом»=Константинополем (в древности он назывался «Византии»). Не ставя, поэтому, такой задачи, отметим только одну сущностную черту этих различий: условно говоря, «рационализм» Запада и сакральный «мистицизм» византийского Востока.
Переломный характер XI столетия выражается внешне двумя важнейшими событиями:
1054 - раскол христианской церкви, ее окончательное разделение на Восточную и Западную; XI век - установление систематики ладов западного (латинского) октоиха, так называемых восьми грегорианских ладов.
Новации Гвидо в музыкальной теории следует трактовать в контексте названных процессов. Весьма ясно и определенно просматривается «музыкальная методология» Гвидо. Не то чтобы некий глубинный принцип вызвал к жизни именно эти новации музыканта, но его нововведения хорошо укладываются в угадываемую за ними концепцию метода музыкального мышления.
Предпунктом изложения этой системы можно считать тот философский метод, который прямо не проявляется ни у Гвидо, ни у других музыкальных теоретиков, но наметить который кажется необходимым для музыкальной науки. Именно в данную эпоху среди течений западной философии обнаруживается оппозиция схоластики и мистики. В музыкальной науке было бы допустимо воспользоваться этими терминами для разграничения методологии западной, с ее рационализмом и схоластикой, и восточной, византийской, с ее сакральной мистикой.
Рассказ С.П. Красильниковой "Праздники моего детства" прозвучал в "Этнологическом музее". Праздник как часть жизни, и целостность детского восприятия праздника.
А после двух часов начиналась тайная милостыня. Состояла она в том, что к твоему дому подойдут, положат на скамейку или подоконник яичко или вкусность какую, в окошечко постучат и убегут. Помню, нам в окошко постучали, и мы с сестрой наперегонки побежали за тем яичком, все передрались, я платье порвала. Потом мать мне говорит: «Как тебе не стыдно! Праздник такой великий, а ты платье порвала!» И мы носили. Хлеб разрезали, лук и яички брали. Кто бедно жил, все тому приносили милостыню. Чтоб порадовались. Помню, еще такое было: к нам мамина сестра пришла, Клава, с мужем, в три часа ночи. В это время тайная милостыня шла. Так муж Клавы выглянул в окно, а в это время кто-то положил к нам на подоконник милостыню. И муж сестры, увидев внезапно чью-то руку, лезущую в окно, как заорет! Очень испугался, а нам зато смеху сколько!
М.С. Каган о "Системности и целостности" в разделе "Человек и текст".
Уже у истоков античной философии возникает связка категорий "часть-целое", отражая становление аналитической мысли, которая осознала структурную организованность бытия: расчлененность материального предмета – звездного неба, человеческого тела, архитектурного сооружения – и связь его составных частей. Первоначальные структурные представления были связаны с формированием математического мышления, для которого "целое" есть сумма составляющих его "частей". (...)
Целостная работа психики – и в нашей повседневной жизни, и во всех областях специализированной деятельности – не есть, следовательно, нечто противостоящее ее расчлененности; целостность не означает "аморфность", "плазмообразность" – она есть качество, обусловленное содействием всех ее частей той части (подсистеме, элементу), которая в данной деятельностной ситуации является основной "ударной силой" в решении конкретной задачи (познавательной, оценочной, проективной, художественно-творческой, коммуникативной, организационной и т.п.).
Таким образом, система есть наиболее высокоразвитый тип целого, и отношения "система – подсистемы – элементы" – вбирают в себя отношения "целое – часть". Изучение связи этих двух отношений стало и возможным, и необходимым благодаря распространению системного подхода на самые сложные формы целостности, рождающиеся в сфере духа – в психологии и развитии личности, в искусстве, в культуре.
Разбивая быстротекущую жизнь на Старый и Новый год, на Работу и Дом, на Женщин и Мужчин, на Запад и Восток, на Эмигрантов и Советских, на Праздники и Будни, мы добиваемся многого - многих частей жизни. Но при этом теряем целостность. Говорил один наш приятель, что человек, это язык, которым говорит Бог. Ума не приложу, зачем резать язык на части?
Михаил Зеленов
30 декабря 2008 г.