Материалы с 1 по 6 сентября 2009 г. (15.91 Kb)
Раньше, до исторического материализма, задолго до победы на президентских выборах правящей партии, до свержения царя, короля и королевича, а также всей их клики, примкнувшей к ним, до появления в космосе очередной кометы, в общем, до перехода к новому этапу освоения и строительства новый год встречали не 1 января, а первого сентября. Да и то не везде. А сейчас первое сентября - день знаний. И тоже не везде. Знания... они не для всех, выдача раз в год, по праздникам, только тем, кто уже достиг и входит в профсоюз деятелей знания. Кем, собственно, и являются наши читатели (правда, не все).
Здравствуйте, все читатели ЭПИ "Открытый текст".
Рассылка посвящена Дню Знаний.
Пополнилась рубрика "Кто сказал, что чудес не бывает? (Археологическое лето. Городец-2009)". Опубликован Репортаж второй. 9 августа 2009 года.
Внимание! Путешествие вглубь веков начинается!
Вот уже верхнего позднего почвенного слоя, темным пятном накрывшего наши разводы, как ни бывало! И нашему взору предстают следы первого из зафиксированных пожаров. Именно так, спустя много веков в виде темных углистых пятен выглядит чье-то горе. Судя по особенностям керамики из этого слоя, случилось оно в четырнадцатом веке. А что было раньше? Об этом мы узнаем из следующего репортажа, когда расчистим следующий слой.
Илл.5. ….и перед Вами следы первого зафиксированного пожара.
Статья В.Л. Янина "«Зияющие высоты» академика Фоменко" пополнила рубрику " В.Л.Янин и его Новгородская экспедиция".
Но прежде всего я должен с полной ответственностью констатировать, что все в трудах А. Т. Фоменко (далее — АТФ), касающееся древнерусской истории, не имеет никакого отношения к математическим методам, ни к математике в целом, а употребление им в этих трудах и в аннотациях к ним своего академического звания является лишь спекулятивным использованием: заслуг в области одной науки для создания рекламного имиджа в сочинениях сугубо фантастического характера. Осмелюсь также утверждать, что о методике хронологических исследований в археологии АТФ имеет самое приблизительное и извращенное представление, основанное на слухах и — в лучшем случае — на чтении научно-популярных книжек и газетных интервью. (...)
Мы живем в эпоху тотального непрофессионализма, разъедающего все сферы общества — от его властных структур до организации системы образования. Каждый из нас от общения с абитуриентами выносит убийственное впечатление убогой мизерности школьных программ гуманитарного цикла. Министерство образования предпринимает попытки вообще заменить в школе преподавание истории преподаванием обществоведения. Средняя школа плодит дилетантов, полагающих, что их ущербного знания вполне достаточно, чтобы судить профессионалов. И еще одно немаловажное обстоятельство современной общественной ситуации. Как-то ко мне обратилась корреспондентка с просьбой дать интервью. Дал. Через несколько дней она смущенно извинилась: «Интервью не пойдет: редактор сказал, что нужен негатив!». Общество, воспитанное на скандалах, припавшее к экрану телевизора, жаждет негатива и эпатажа. Оно любит фокусы Дэвида Копперфильда и АТФ.
"Всеобщая история, обработанная «Сатириконом»" от Тэффи, Осипа Исидоровича Дымова, Аркадия Тимофеевича Аверченко, О.Л.Д’Ор представлена в разделе "Человек и текст".
Что такое история как таковая — объяснять незачем, так как это каждому должно быть известно с молоком матери. Но что такое древняя история — об этом нужно сказать несколько слов.
Трудно найти на свете человека, который хотя раз в жизни, выражаясь языком научным, не влопался бы в какую-нибудь историю. Но как бы давно это с ним ни случилось, тем не менее происшедший казус мы не вправе назвать древней историей. Ибо пред лицом науки все имеет свое строгое подразделение и классификацию.
Скажем короче:
а) древняя история есть такая история, которая произошла чрезвычайно давно;
б) древняя история есть такая история, которая произошла с римлянами, греками, ассириянами, финикиянами и прочими народами, говорившими на мертворожденных языках.
Все, что касается древнейших времен и о чем мы ровно ничего не знаем, называется периодом доисторическим.
Ученые хотя и ровно ничего об этом периоде не знают (потому что если бы знали, то его пришлось бы уже назвать историческим), тем не менее разделяют его на три века:
1) каменный, когда люди при помощи бронзы делали себе каменные орудия;
2) бронзовый, когда при помощи камня делали бронзовые орудия;
3) железный, когда при помощи бронзы и камня делали железные орудия.
Глава "От проблем исторического образования к новому облику исторической науки" из книги А.М. Дубровского "Историк и власть: историческая наука в СССР и концепция истории феодальной России в контексте политики и идеологии (1930-1950-е гг.)" размещена в подразделе "Историография".
Слово «зависимость» он подчеркнул, а над ним написал «упрощение». В этом месте позиция Сталина обрисовывается более ясно. Ему не понравилась мысль о зависимости России от Запада. Ранее, в 1934 г., в «Замечаниях» на проспект учебника истории он сформулировал мысль о России как полуколонии стран Запада, о «зависимой роли как русского царизма, так м русского капитализма от капитализма западноевропейского». Сталину хотелось таким образом подчеркнуть спасительную для страны миссию Октябрьской революции, которая предупредила окончательное превращение России в колонию, потерю ею государственного суверенитета. Эта мысль о полуколониальном положении России шла вразрез с выводами, сделанными ранее историками школы Покровского о самостоятельности русского капитализма. Теперь, во второй половине 1930-х гг., идея полуколониального положения России в прошлом теряла свою политическую актуальность в связи с приближением войны. Взаимоотношения России с Западной Европой, как Сталину хотелось показать читателям учебника, и включали в себя отношения зависимости (отсюда замечания «не только», «упрощение»), но и не сводились к ней. Сталину не хотелось принижать дореволюционную Россию по сравнению со странами Запада, в том числе с Германией, с которой предстояло меряться силами в грядущей войне.
Рядом с фразой «Авторы игнорируют прогрессивную роль монастырей» Сталин написал: «Не только, а "собирание Руси"». Ему явно хотелось показать прогрессивное развитие страны в далёком прошлом. Мысль о «собирании» содержалась и в замечаниях Бубнова. Сталин увидел, что это важное с его точки зрения замечание не вошло в контр-проект Яковлева и вернул его в текст. Как и положительная оценка крещения Руси, признание прогрессивной роли монастырей должно было обеспе5чить сближение власти большевиков с православной церковью, что имело особое значение накануне войны. Этим кратким вмешательством в текст роль Сталина и ограничилась. Таким образом, самые главные замечания Сталина были направлены на реабилитацию дореволюционной России, открывали путь к её возвеличению, развивая тенденцию, намеченную в «Замечаниях».
Здесь же опубликован Устав АН СССР 1935 г.
Устав Академии наук утверждался в период, когда весь советский народ под руководством Коммунистической партии боролся за выполнение второй пятилетки, основной задачей которой являлось «завершение реконструкции всего народного хозяйства, создание новейшей технической базы для всех отраслей народного хозяйства» («КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК», ч. III, стр. 151). Академия наук в связи с задачами, вставшими перед страной, меняет структуру и создает в своем составе новое, третье Отделение – Отделение технических наук. Его образование укрепило органическую связь науки и техники.
В Отделение вошли следующие группы: 1) энергетики, 2) технической механики, 3) технической химии, 4) технической физики, 5) горного дела. Академиком-секретарем Отделения технических наук был избран третий вице-президент АН СССР Э. В. Брицке.
Утвержденная уставом 1935 г. структура просуществовала до октября 1938 г., когда в связи с ростом научно-исследовательской работы Академии было создано восемь отделений:
1) физико-математических наук, 2) химических наук, 3) геолого-географических наук, 4) биологических наук, 5) технических наук, 6) экономики и права, 7) истории и философии, 8) литературы и языка. С целью повышения роли научно-исследовательских институтов в 1938 г. группы были ликвидированы.
В 1953 г. были вновь внесены изменения в структуру Академии наук. Отделение истории и философии было преобразовано в Отделение исторических наук, а Отделение экономики и права – в Отделение экономических, философских и правовых наук (ААН СССР, ф. 2, оп. 6а, д. 107, л. 196. Протоколы Президиума АН СССР № 500 от 10 августа 1953 г.). В 1957 г. в составе Академии наук было создано Сибирское отделение (ААН СССР, ф. 2, оп. 7, д. 115, л. 5. Протокол ОС АН СССР от 2 ноября 1957 г.).
В школе керосину не было, приходилось ребятам учить уроки с мигалочкой, если не успеют при дневном свете. Я, чтобы тщательней приготовиться к школе, проверить ежедневно 90 тетрадей, приготовить наглядные пособия, разработать планы-конспекты каждого урока, уходила к учительнице параллельного класса Н.Г.Смирновой, а потом к А.В Зайчиковой, где, сидя с лампочкой, готовились. Сколько часов в сутки приходилось мне на отдых и сон, удавалось уделить своим детям – я затрудняюсь сказать. Хоть я и была в то время в расцвете сил и энергии, но немудрено, что я на собраниях учительских, слушая доклады, лекции, боролась с дремотой и домой приходила совершенно измученная. Голова была как бочонок с бурлящим в нем пивом.
Фрагмент из книги Льва Наумова "Под знаком Нейгауза" представлен в рубрике "Интерпретация текста музыки".
В институте была еще форма заочного обучения. Из разных уголков СССР приходили бандероли с работами по анализу, я должен был копаться в них и находить ошибки. Помню некоторые «перлы» из этих домашних заданий.
По поводу романса Чайковского «Растворил я окно»: «В романсе Чайковский дает тему растворения окна, затем утомленная душа устремляется вниз на септиму».
Про Первую симфонию Чайковского: «Первая симфония Чайковского программна, в ней даются картины пореформенной Руси».
Или — романс Бородина «Спящая княжна»: «Композитор реалистически показывает, где (очевидно, имелось в виду «в лесу глухом») и как («мертвым сном»?!) спала княжна»…
Сам удивляюсь, как запомнил всю эту ахинею. Ведь с тех пор прошло так много времени! (...)
Увы, наступил 1964 год, когда десятого октября Генриха Густавовича не стало. Двадцать девятый класс осиротел. Мы, его ассистенты, продолжали заниматься, но уже самостоятельно.
Поначалу я, наверное, был какой-то самонадеянный дурак. Мне казалось, что если я чувствую эту музыку, так ясно представляю, как построил бы ее, то все обязательно передам, и ученик — любой — станет хорошо играть. Я просто вложу в него свое понимание, и он заиграет ярко. Вот это было мое величайшее заблуждение. Когда я так подготовил одного ученика и он стал играть на зачете, то все присутствовавшие педагоги, профессора в один голос сказали то же, что я говорил ему на первом занятии. Я это воспринял очень болезненно. И понял, что природу изменить нельзя. Можно только надуть пузырь и как бы обмануть и себя, и музыку, и всех.
Потом пришел к выводу, что можно условно разделить учеников на три категории: на бездарных, средних и способных (включая талантливых). Думаю, что талантливых от природы учить не надо или почти не надо, потому что им достаточно что-то подсказать, и они тут же все схватывают на лету. Более того, иногда они приносили мне больше пользы, чем я им. А из бездарных можно надувать мыльные пузыри, которые все равно лопаются, и это в принципе безнадежно. Поэтому роль педагогики, я понял, не так уж велика, как о ней полагают.
В основном, «середняк» особенно нуждается в хорошей «дрессировке». Вот тут можно сделать почти чудеса, если очень стараться. Можно дать им свои принципы, можно развить то, что в них заложено, но пока еще дремлет.
Редколлегия электронного периодического издания "Открытый текст" поздравляет всех учеников и тех, кто ничему никогда никого не учил, но живет, между тем, с удовольствием, а также всех педагогов с Днем Знаний.
Всё, что могу.
Михаил Зеленов
27 декабря 2009 г.
(0.4 печатных листов в этом тексте)
|