Обновления на сайте с 1 по 6 июня 2009 г. (10.52 Kb)
Здравствуйте, уважаемые читатели ЭПИ "Открытый текст".
Сегодняшний выпуск новостей обновления сайта посвящен цензуре, поскольку 6 июня 1922 г. было подписано постановление о создании Главлита - централизованного органа цензуры в СССР.
Разъяснение термина "Цензура" из "Литературного энциклопедического словаря" (М., 1987) приведено в Глоссарии.
ЦЕНЗУРА (лат. censura, от censeo — оцениваю, высказываю мнение) и русская литература. В дореволюц. России развитие лит-ры протекало в условиях самодержавного гoc-ва, одним из полптич. институтов к-рого являлась Ц.— сначала в осн. предварительная, а с сер. 1860-х гг. преим. карательная (рассмотрение произв. по выходе в свет). Если, напр., в Англии предварит. Ц. была официально ликвидирована в 1794, во Франции — в 1830, в ряде др. стран Европы — после Революции 1848—49, то Россия вплоть до 1917 оставалась страной с жестоким цензурным режимом, что непосредственно сказывалось на состоянии лнт-ры и характере лит. процесса.
Публикуются новые биографические справки о дореволюционных цензорах: И.А. Гончаров, Н.Н. Городецкий, А.А. Горяинов.
Гончаров Иван Александрович (6.06.1812—15.09.1891) — писатель.
19 февраля 1856 назначен цензором С.-Петербургского цензурного комитета. 1 февраля 1860 уволен по прошению. 29 сентября 1862 причислен к Министерству внутренних дел. 21 июня 1863 назначен членом Совета министра внутренних дел по делам книгопечатания. 30 августа 1865 назначен членом Совета Главного управления по делам печати. 29 декабря 1867 уволен по болезни.
Статьей Е.В. Курбаковой "Пресса нижегородских старообрядцев и цензура" пополнились фонды библиотеки раздела "Цензура и текст".
Июльский (№ 7) номер журнала «Старообрядец» за 1906 г. подвергся административному наказанию за статьи «Смертная казнь – преступление» и «Урок нашим «добрым» пастырям», в которых содержалось обвинение правительства в росте экстремистских настроений, а Синода – в поддержке интересов «духовной бюрократии». Утверждая, что только представители старой веры, выдержавшие «двухвековую борьбу за свободу совести с нашей бюрократией, духовной и гражданской», и не принявшие Манифест 17 октября 1905 г., знают верный путь, публицисты «Старообрядца» свидетельствовали не только о неприятии нового курса развития страны, но выступали против истин Священного Писания и канонов православия. Подписавшийся псевдонимом «Православный гражданин» автор статьи «Урок нашим «добрым» пастырям» иронизировал по поводу желания Синода умиротворить свою «паству»: «Русский царь, начинает трактовать св. синод, – дал народу полную свободу слова (?) и полное гражданство, желает объединиться с ним (народом) своими мыслями и заботами о благосостоянии страны, просит русских людей поддержать раскачавшиеся основы бюрократического правления, восстановить упавший престиж в народных глазах нашего изворовавшегося чиновничества».
Статья Ю.Г. Галая "Запрещенный Белинский" размещена в разделе "Цензура и текста".
6 июля 1909 года местный инспектор по делам печати сообщал на имя наблюдающего за типографиями и книжной торговлей, что «усмотрев в отпечатанной в гор. Нижнем Новгороде, в отдельной типографии «Волгарь», брошюре П.И. Вишневского «Н.В. Гоголь и В.Г. Белинский» признаки преступления», на основании пункта 3 статьи IV Закона 26 апреля 1906 года он наложил на издание (тиражом 1000 экз.) арест. (...) В нем бдительного инспектора насторожили слова Белинского о православной церкви. Они, по мнению инспектора, заключали в себе «признаки преступления», предусмотренные статьей 73 Уголовного Уложения 1903 года (в данной статье речь идет о возложении хулы на Бога, Богородицу, Святых угодников, святые иконы и т. п., а также другие предметы, «почитаемые православною или иною христианскою церковью священными»). Особенно был шокирован цензор такими выражениями «неистового Виссариона», как «...она (православная церковь — Ю.Г.) всегда была опорой кнута и угодницею деспотизма», а также высказываниями о церковных обрядах.
Открылась рубрика в разделе "Цензура и текст" - "Главрепертком" с подрубрикой "Нормативные акты Главреперткома". Размещены "Циркуляр Главлита об особенностях цензуры опереточного жанра" (1926, 1 февраля) и "Разъяснение Главлита о том, что репертуар рабочих клубов не подлежит цензуре со стороны местных литов" (1926, 1 июля).
За последнее время с мест поступают запросы о тех или других оперетках, а также просьбы о снабжении мест целыми списками разрешенных и запрещенных оперетт. ГРК считает нужным дать по этому поводу следующее разъяснение.
Старая оперетта, как наиболее яркое вырождение буржуазного театра, является у нас только терпимым жанром, – в чем скорее она исчезнет в РСФСР, тем лучше. Не случайно поэтому и то, что массовый постоянный зритель опереточных спектаклей принадлежит к тем общественным прослойкам, которые разумеются под кличкой «накипь НЭПа». (...)
Вместе с тем оперетка является жанром, в котором играет решающую в спектакле роль. Местам поэтому особенно пристально необходимо следить, чтобы в спектаклях не было уклонов в порнографию или (т.н. «отсебятинах», - которые должны быть предварительно процензурованы) контрреволюции.
В том же разделе в рубрике "Законы и нормативные акты" размещено "Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «О пьесе И. Сельвинского «Умка — Белый Медведь»" (1937, 21 апреля).
21 апреля 1937 г.
п. 27. О пьесе И. Сельвинского «Умка — Белый Медведь».
1. Снять с репертуара пьесу И. Сельвинского «Умка—Белый Медведь», поставленную московским «Театром Революции», как антихудожественную и политически недостойную советского театра. (...)
***
«В номере от 18 апреля все та же “Правда” порадовала еще одним эпистолярным наследием жителей 37-го года: “Товарищ редактор! Только в этом году группа чукчей, собравшись в Москве, посмотрела в Театре Революции (сейчас Московский академический театр им. Вл. Маяковского. — А.М.) спектакль “Умка — белый медведь”.
Пьеса в стихах И. Сельвинского. Вместо огромной радости, которая должна была охватить нас при просмотре этого спектакля — ведь в пьесе речь идет о жизни нашего народа, живущего в самой отдаленной части великой Советской страны, — мы были огорчены и возмущены. <…> Весь спектакль дает неправильное понятие о быте и нравах населения Советской Чукотки. <…> Умка приказывает своей жене ложиться с гостем, а гость — партработник Кавалеридзе — принимает это угощение. Затем, когда Умка приезжает в гости к партработнику, он, в свою очередь, требует, чтобы жена Кавалеридзе спала с ним.
Давным-давно, во время дикой эксплуатации Чукотки американскими и русскими купцами, чукчей принуждали отдавать своих жен и дочерей “гостю”, но с началом советской власти ни один чукча уже не придерживается этого дикого и оскорбительного обычая. <…>
Таких возмутительных клеветнических мест в пьесе немало. Эта пьеса идет в Театре Революции уже давно. Следовательно, давно уже театр показывает вымысел о Советской Чукотке и клевещет на наш народ. Пора прекратить это безобразие и снять эту пьесу с репертуара.
Зампредседателя Камчатского облисполкома Тевлянто, художник Вуквоол, колхозник-моторист Гиаю”.
На следующий день Всесоюзный комитет по делам искусств постановил: “Пьесу Сельвинского “Умка — белый медведь” <…> как антихудожественную и политически недостойную советского театра с репертуара снять”.»
Человек высказывает свою оценку, а государство - свою. Вот такая вот цензура...
Михаил Зеленов
13.06.2009
(0.3 печатных листов в этом тексте)
|