Если есть домовой, это значит, что есть Дом.
Здравствуйте, уважаемые читатели ЭПИ "Открытый текст".
Мы предлагаем пособие "как стать Домовым".
Надо создать уют. Рассказы о домовых "К добру или к худу?" от Д. Севостьяновой представлены в "Этнологическом музее" сайта.
Домового можно увидать в ночи на Светлое Воскресенье в хлеву: он космат, но более этой приметы нельзя упомнить ничего: он отшибает память. Домовой – дух-хранитель и обидчик дома... (...) В настоящее время в современных квартирах, в городских условиях очень мало людей вспоминают о существовании домовых. А может быть, зря? Иной раз приходишь в гости, и чувствуешь себя неуютно, пусто или холодно. Будто бы в квартире не живёт никто вовсе, хотя, казалось бы, люди находятся в квартире ежедневно. А к нам люди приходят и говорят: «У вас здесь так уютно, даже делать ничего не хочется» . Я не знаю, чья здесь заслуга — наша, или домовой нам помогает, но мне хочется верить и думать, что он у нас есть. Ведь мы его брали с собой, когда переезжали из предыдущей квартиры…
Память отшибить можно, но память о Доме отшибает не домовой, он ее восстанавливает. Опубликована статья В.Н. Нефедова "Село Уварово: фрагменты истории".
Важное место в структуре национальной идеи занимает историческая память конкретного человека, накрепко привязанная к своей малой Родине. Есть в Бутурлинском районе село Уварово со своей обыкновенной и необыкновенной историей. (...)
Неоднократные попытки что-либо узнать об истории села от самих жителей села результатов не принесли. Обращение в Бутурлинский краеведческий музей результатов не дало. Практически никто, из тех с кем удавалось побеседовать, не помнил ни ближней истории, ни отдаленной. Наша просьба к учителям школы найти ответы на целый ряд вопросов, которые мы задали в письме, осталась без ответа. Хотя это письмо и всколыхнуло общественное мнение села. Наш разговор с учителем Валентиной Евгеньевной Рыженковой показал, что многие жители стали вспоминать что-то из прошлого, смотреть старые документы. Глава администрации села Ледшина (в девичестве Рыженкова) Ирина Геннадиевна обещала посмотреть, не сохранились ли документы в архивах сельского совета.
А когда-то к дому было другое отношение... Продолжается интернет-переиздание книги "Нижегородская губерния по исследованиям губернского земства" (Вып. II. СПб., 1896)": Глава IV. Нижегородские гвоздари («Красная Рамень» и район «шиповок»).
Здесь же остановимся подробнее на условиях гвоздарного промысла в так называемой «Красной Рамени» — местности, заключающей в себе до 19 селений Белкино-Межуйковской волости и являющейся центром кузнечного промысла в Заволжье.
Низменная болотистая равнина, покрытая мелким лесом и чахлым кустарников. Унылый ландшафт оживляют лишь убогие деревушки и сёла с крохотными деревянными церковками. Это селения Красной Рамени, приютившиеся у окраины бесконечных хвойных лесов, простирающихся по течению Керженца.
Часов около 10 вечера, когда в «Горах» собираются кончать работу, нередко вспоминают поговорку, занесённую сюда заволжскими шерстобитами: «а наши за Волгою давно спят». И действительно, с 9 часов вечера народ по деревням Красной Рамени уже крепко спит, утомлённый дневным трудом.
Но зато в Красной Рамени и встают рано. В 3 часа пополуночи, а зимой в 1-2 часа встают кузнецы, и вместе с ними просыпается пламя горнов, и начинают стучать тяжёлые молоты. Работа идёт с перерывами часов 16-17 в сутки. Вместе со взрослыми начинают и кончают работу малолетние дети, с 10-12 лет.
Нижегородский кремль – первый и главный памятник Нижнего Новгорода. Его стены и башни числятся на государственной охране с 1960 года (Постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.60 № 1327), и сейчас уже трудно представить, что отношение к этому древнейшему сооружению не всегда было столь трепетным. В не столь давний печально известный период нашей истории основной его нагорной части даже угрожала опасность быть снесенной, и в случае реализации одного из вариантов проекта застройки 1936 года вместо площади Минина и Пожарского с Дмитровской башней в качестве главной архитектурной доминанты мы могли бы теперь видеть большой круглый пустырь, раскрытый на сквер и Дом Советов, поставленный на месте уничтоженного несколько ранее Спасо-Преображенского кафедрального собора.
Времена однако меняются. Сегодня подобные идеи вряд ли кому-либо придут в голову. Напротив, все более расширяется и углубляется осознание Нижегородского кремля не только как ансамбля его стен и башен или группы сооружений-памятников на территории, но как сложного, многогранного и многослойного памятника истории и культуры нашей Родины. Памятника – не как застывшего музейного экспоната, но живого развивающегося организма, на примере которого можно увидеть, расшифровать и понять многие особенности развития города и страны. Именно в таком ключе видится сегодня эта уникальная территория.
Передать любовь к Дому. Размещен очередной раздел 35-го тома рукописного сборника "Памятные записки Общества старых нижегородцев": Раздел 10. Фотоэтюды.
Очень важно, чтобы были в твоем детстве люди, сумевшие посвятить тебя в истории семьи, дома, города, сумевшие привить тебе любовь к этим историям. Таким человеком в моей жизни была бабушка. Всегда вспоминаю её с великой благодарностью и признательностью за все, что было создано и сделано ею. Правда, для непрерываемости нашей общей истории необходимо и наличие чуткого слушателя, надо, чтобы было, кому все передать.
Большой рассказ про Дом. Чужой Дом. Повесть К. Паустовского "Кара-Бугаз" размещена в разделе "Человек и текст".
Одолевать пустыню тяжело, особенно когда человек думает, что он одолевает ее ради своего месячного оклада. Необходимо понять, что ваша работа в пустыне - дело славы, дело высокого племени новых людей,- а это ведь и на самом деле так,- и тяжесть с вас слетит, как пот после купанья в море. Отсюда вывод: никогда не упускайте из виду далеких горизонтов. Помните, что скулят только близорукие. Давайте волю своему воображению. Сила его необычайна. Воспитайте в себе чувство времени и чувство будущего. Овладеть этими двумя ценностями - это уже страшно много...
Как настоящий читатель понимает, что книга - у него внутри, так и настоящий Домовой понимает, что Дом - это внутреннее пространство, а не внешнее. А уж как стать Домовым собственного Дома... Создавать уют, помнить о нем, бережно относиться к пространству, передавать любовь к Дому, чувствовать время... Не буду повторяться.
Михаил Зеленов
7 января 2011