Здравствуйте, уважаемые читатели и читательницы ЭПИ "Открытый текст".
Прежде всего, - результаты конкурса, объявленного в прошлый раз. Был вопрос: какой вывод можно сделать из материалов рассылки? Поступило 4 ответа:
Вывод 1 Кто думает, имеет больше шансов выжить!
2 Кто не знал про полотенца - теперь знает!
3 Кто не думает, и знать не хочет, - не подписан на Вашу рассылку!
4 А кто не умеет читать, не сможет принять участие в выводах!
Победителем конкурса объявляется Ф.Б.Я-в, который и прислал все эти выводы.
***
Важный момент для каждого мужчины - поздравление женщины с 8 марта, условно женским днем. Сегодняшняя расылка посвящена женщинам, поскольку именно они определяют жизнь на Земле.
"О любви" звучит сообщение Т.В. Гусевой в "Музее одной находки" археологического подраздела.
Эту бронзовую находку мы сделали в 80-е годы прошлого века в Городце на Волге. Именуется она писалом. Предназначена для «процарапывания» текста на бересте - средневековой русской «бумаге». Но тяжеловесное слово «писало» с трудом подходит к этому изящному стерженьку. Его длина меньше 10 см. Так и хочется сказать «писальце». И представить его себе в изящной девичьей руке. (...) Достаточно назвать знаменитую берестяную грамоту 752, найденную в слое рубежа XI-XII вв. при раскопках в Новгороде Великом в 1993 году. Получивший ее человек разорвал послание на продольные полосы (длина грамоты около 46 см) и выбросил. Длина утраченной части такова, что дает возможность уверенно говорить об отсутствии в письме адресной формулы – ни автор письма, ни его адресат не были названы. А вот как звучит в современном переводе текст послания: «Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю ко мне не приходил? А я к тебе относилась как к брату! Неужели я тебя задела тем, что посылала к тебе? А тебе, я вижу, не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под (людских) глаз и пришел...»
Новый экспонат в "Этнологическом музее" сайта от А. Саяновой: "Праздничный косоклинный сарафан" из села Лапшанга Краснобаковского района.
В.В. Краснов и А.И. Давыдов рассказывают в разделе " Текст пространства" о "Доме, в котором жила возлюбленная Ф.М. Достоевского (Нижний Новгород, ул. Володарского, 57)".
Этот дом дважды брался на государственную охрану. Первый раз произошло это 3 ноября 1983 года. Тогда решением Горьковского облисполкома № 599 его включили в списки памятников по случаю того, что в доме летом 1894 года с участием В.И. Ленина происходило совещание нижегородских социал-демократов. Однако времена меняются. В постсоветский период произошла переоценка ценностей, и на первое место вышел другой факт, связанный с этим объектом. В Государственных списках памятников, согласно формулировке постановления и.о. губернатора Нижегородской области от 11 декабря 1998 года № 331, указано, что это прежде всего «дом, в котором жила Аполлинария Прокофьевна Суслова-Розанова, возлюбленная Ф.М. Достоевского, послужившая прототипом ряда героинь его произведений», а потом уже речь идет о собрании социал-демократов.
Суслова-Розанова Аполлинария Прокофьевна (1840-1918) – русская писательница, мемуаристка. Родилась в Горбатовском уезде Нижегородской губернии в семье бывшего крепостного. (В 1880-е годы ее отец Прокофий Григорьевич Суслов, ставший нижегородским мещанином, владел исследуемым домом). В начале 1860-х годов А.П. Суслова слушала лекции в Петербургском университете, тогда же опубликовала повесть «Покуда». К этому же периоду относится ее знакомство с Ф.М. Достоевским, с которым в 1863-1865 годах совершают путешествие по Европе. В 1880 году А.П. Суслова выходит замуж за известного русского философа В.В. Розанова.
Её сестра – Н.П.Суслова, внесла большой вклад в развитие отечественной медицины. Она была первой русской женщиной, ставшей врачом – гинекологом.
Очередная статья из справочника Б.С.Извекова, А.В.Кессель "Мемориальные доски Нижнего Новгорода": "Самарина А.Н. Улица Минина, 5".
Антонина Николаевна Самарина. - дочь артиста Собольщикова - Самарина Н.И. родилась в Петербурге. В 1917 году начала свою сценическую деятельность, а с 1932 года вошла в труппу Нижегородского драматического театра. Самарина А.Н. исполняла роли в пьесах отечественных и зарубежных авторов: Л. Славина («Интернационал»), В. Шкваркина («Чужой ребёнок»), А. Корнейчука («Платон Кречет»), Ф. Шиллера («Коварство и любовь»), Лопе де Вега («Собака на сене»), она исполняла роль Дианы, в пьесе Л.Н. Толстого («Анна Каренина») - Анну, А.П. Чехова – Аркадину («Чайка»), В. Шекспира - Гермиону («Зимняя сказка») и многие другие. Самарина А.Н. на сцене Нижегородского драматического театра стала актрисой высокой классической комедии и лирической драмы, овладела актерским мастерством и в полной мере раскрыла свой талант. В 1949 году общественность города отметила 150 - летие театра и он был награжден орденом Трудового Красного Знамени, А.Н. Самариной было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР.
"Буколики. Георгики. Энеида" Вергилия размещены в разделе "Человек и текст".
Стала Эола молить Юнона такими словами:
65 "Дал тебе власть родитель богов и людей повелитель
Бури морские смирять или вновь их вздымать над пучиной
Ныне враждебный мне род плывет по волнам Тирренским,
Морем в Италию мча Илион и сраженных пенатов.
Ветру великую мощь придай и обрушь на корму им,
70 Врозь разбросай корабли, рассей тела по пучинам!
Дважды семеро нимф, блистающих прелестью тела,
Есть у меня, но красой всех выше Деиопея.
Я за услугу твою тебе отдам ее в жены,
Вас на все времена нерушимым свяжу я союзом,
75 Чтобы прекрасных детей родителем стал ты счастливым".
Ей отвечает Эол: "Твоя забота, царица,
Знать, что ты хочешь, а мне надлежит исполнять повеленья.
Ты мне снискала и власть, и жезл, и Юпитера милость,
Ты мне право даешь возлежать на пирах у всевышних,
80 Сделав меня повелителем бурь и туч дожденосных".
Беседа 1994 г. с С. Губайдулиной "О музыке «В знак дружбы»" проходит в музыкальном разделе.
Прежде всего, каждый должен хорошо представлять себе, где он находится. Где, например, нахожусь лично я как композитор и действующее лицо драмы? Если признать, что мы живем в сонорном пространстве, то, подобно времени существования только линеарного или гомофонно-гармонического, эпоха его, вероятно, будет тоже не меньше трехсот лет. А это означает, что мы находимся отнюдь не в классическом периоде, но в архаическом, «варварском». Вокруг полно всевозможных звучаний: это и прошлое, и настоящее, и электроника, и звуки старинных песнопений; голоса животных и птиц, автомобильные шумы, если угодно. Предоставляемый нам, весь этот материал необыкновенно выразителен и по своему объему значительно богаче, чем прежний. Но он содержит в себе и большую опасность, он даже агрессивен. (...) Вот, предположим, я хочу вырастить в качестве произведения свое «деревце». Чтобы оно взросло, надо заботиться о корне. А в корне — закон, основание, техника. Размышляя о том, какой же из трех основных аспектов музыкальной ткани в сонорном пространстве может образовать «корень», я поняла: ритм. (...)
В разные эпохи взаимоотношение человека с Всевышним разное. В какой-то из них оно довольно благополучное: когда дано как традиция прочной связи, в которую вы естественно входите. Переживание возникает каждый раз словно бы заново, в мгновение соединения с истиной для вас не существует ничего другого на свете. Такой благополучной эпохе мы можем только позавидовать. Но сфера наших отношений с высшим началом не статична, она меняется, потому что любое наше переживание — живое существо. И в какой-то момент традиция начинает вырождаться в догмы, консервироваться, появляются холодность, «штампы» в столь важных отношениях. Жизнь-то, в общем, порча. Надо все время думать о том, что назавтра эти отношения не будут также чисты и горячим, как сегодня, если ты не приложишь своих усилии; если ты однажды нечто пережил, совсем не факт, что когда-нибудь ты получишь го же самое. (...)
Для себя критерий того, что хорошо, я определяю как выход за пределы фабулы — то есть, поверхностного, фонетического слоя,— в область сюжета. Сюжет же, по-моему, складывается из влияния формы на звуковую стихию, из того, как формальная идея преображает материальную фантазию художника. (...) Нужно искать ясный, верный баланс между стихией и сдерживающим ее началом. Мне кажется, повторю, критерий настоящего художества – в моменте преображения материала под влиянием формального, сюжетообразующего закона.
Женщина - закон, который сюжетообразует мужчину.
А 8 марта - просто ритм.
Михаил Зеленов
28 марта 2009 г.