subscribe/archive/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Рассылка новостей  /  Архив рассылок

 Архив рассылок

Обновление материалов сайта с 7 по 11 июля 2007 г. (17.47 Kb)

Тонкий слой культуры - это сам человек. Требует защиты и любовного обращения.

Здравствуйте, читатели электронно-периодического издания "Открытый текст".

В разделе "Человек" размещены "Двенадцать тезисов об античной культуре" А.Ф.Лосева.

Тезис I. Прежде всего я хочу отличить античную культуру от других культур. Поскольку познание совершается путем сравнения, сначала укажем, что не есть античная культура, а потом уже будем говорить о том, что она такое. Античная культура не есть новоевропейская культура. А что такое новоевропейская культура? Это буржуазно-капиталистическая культура, основанная на частном владении. На первом плане здесь выступает индивид, субъект и его власть, его самочувствие. Субъект стоит здесь над объектом, человек объявлен царем природы. Этого нет в античной культуре; личность там не имеет такого колоссального и абсолютизированного значения, как в новоевропейской культуре. Мой тезис очень прост: античная культура основана на принципе объективизма.

 Тезис II. Необходимо также отличить античность от тысячелетия средневековой культуры, в основе которой – монотеизм, исходящий из признания божественной личности. Да-да, по средневековым представлениям над миром, над человеком царит абсолютная личность, которая творит из ничего космос, помогает ему и спасает его. Словом, абсолютная личность стоит над всей историей. Этого нет в античной культуре, хотя и там есть свой абсолют. Но какой? Звездное небо, например. То есть тот абсолют, который мы видим глазами, слышим, осязаем. Чувственный космос, чувственно-материальный космологизм – вот основа античной культуры.

Интересно, что даже идеалисты с умилением посматривали на звездное небо, на чувственный космос. Платон (или его ученик Филипп Опунтский) утверждает: самое главное для человеческой души – подражать движению небесных тел. Они прекрасно вращаются целую вечность: всегда одинаково, симметрично, гармонично, без всякого нарушения. Такой должна быть и человеческая душа. Но вот другое поразительное место. В "Тимее" Платона, где рисуется космология, мастер-демиург создает космос из материи по типу разумного, одушевленного и живого, то есть явно человеческого существа: телесным, а потому видимым и осязаемым – вот каким надлежало быть тому, что рождалось. И далее, когда необходимо было завершить космос так, чтобы он стал Всем, боги приступили к образованию трех родов опять-таки живых и телесных существ (на земле, в воздухе и в воде). Таким образом, космос видимый, слышимый, осязаемый, материальный в представлении древнего грека есть не что иное, как огромное тело живого человеческого существа, как в целом, так и во всех своих частях.  Итак, второй мой тезис гласит: античная культура – это не только объективизм, но это еще и материально-чувственный космологизм. В этом отличие ее от средневековой философии и религии абсолютного духа. (...)

В связи с работой над многотомной историей античной эстетики мне приходится уделять много внимания изучению неоплатоников, а это – последняя и очень богатая философская школа античности. Уже христианство стало государственной религией, уже гремели вселенские соборы, а небольшая группа языческих философов создавала свою концепцию античности. Но дни языческой античности были сочтены, и эти философы, глубоко понимавшие сущность античной философии, все-таки в конце концов пришли к выводу, что все это – пустыня. Почему? Нет никого, раз нет личности, а есть только что. Космос – это что, а не кто. Поэтому я бы так сформулировал печальный и трагичный конец этой замечательной античной внеличностной культуры. Я бы сказал словами поэта нашего века: 

 Я несусь и несу неизбывных пыланий глухую грозу

И рыдаю в пустынях эфира.

Так кончились те светлые дни, когда человек молился на звезды, возводил себя к звездам и не чувствовал своей собственной личности.

Продолжилось размещение избранных глав из книги Е.М. Брудо "Всеобщая история музыки". См.: Т. 1. Гл. 3: Музыкальное искусство и теория музыки древних греков.

...под греческой музыкой мы должны представить себе искусство звуков, глубоко отличное от нашего современного. Народ, которому мы обязаны самим словом «музыка», разумел под ним не самодовлеющее искусство, а лишь отрасль всеискусства муз. Греческая музыка представляла собой триединство искусства звуков, в тесном смысле — музыки, поэзии и танца. Ей противопоставлялась триада изобразительных искусств: зодчество, скульптура и живопись. Таким образом, музыка оказывалась неразрывно связанной с поэзией, несмотря на то, что уже в очень древнее время мы находим у греков и признаки чисто инструментальных композиций.

Красота этой музыки заключалась исключительно в ее мелодической структуре. Понятие аккорда в современном смысле слова совершенно отсутствовало в античной музыке - познание принципа многоголосия, даже самая примитивная форма полифонии, является завоеваниями более поздней хрнстанской эпохи. Известно, правда, что у греков практиковалось не только сольное, но и хоровое пение, в котором принимали участие как женщины и дети, так и мужчины. Кроме того мы знаем также по сочинениям различных древних авторов, что они пользовались инструментальными ансамблями, в состав которых входили духовые и струнные инструменты. Но ансамбли эти ничем решительно не напоминали нашего современнного оркестра, и совместное музицирование на инструментах, а также хоровое пение ограничивалось исключительно исполнением одной и той же мелодии в унисон или октаву, причем аккомпанирующий инструмент повторял за вокальной партией мелодию, во время паузы голоса, или, когда голос выдерживал какой-либо тон, брал несколько вспомогательных, украшающих нот. Платон называет этот способ исполнения гетерофонией. Подобного рода сочетание вокальных и инструментальных голосов, однако, не может быть названо полифонией и служит твердым доказательством того, что унисон был незыблемой основой античной ансамбельной музыки.

Открылась рубрика "Музыка" в "Глоссарии". Здесь появились статьи из изданий "Большая энциклопедия: словарь общедоступных сведений по всем отраслям знания" (СПб., 1900–1909) Т. 13. и "Настольный словарь для справок по всем отраслям знаний" (СПб., 1863–1864) Т. 2.

Музыка (греч. μουσιχη, лат. musica), «искусство муз», по греческой мифологии – богинь, между прочим, пения и танца. Отсюда под словом М. у греков подразумевалось музыкальное искусство в смысле оценки и сочетания понимаемых нами музыкальных звуков, главные элементы М. поэтому заимствованы нами также у греков; таковы – мелодия, гармония и ритм. Точно также понятие о метре и метрике взято нами у греков, причем под метрикой, как и ныне, главным образом разумелось учение о стихотворных стопах, т.е. о мерах стиха. В современном музыкальном смысле теория разумеет под метрикой разделения тактов и их сочетание для перехода к построению различных периодов и форм. Важнейшую роль в музыке играет творчество композитора, а затем уже занимает место ее изучение, как результат специального образования человека. Поэтому и в ученой композиции должен господствовать творческий талант, которого не могут создать теоретические правила. Важное место в М. занимает также искусство исполнительское: передающий музыку может быть таким же художником, как и ее сочинитель, но и в этой области творчество стоит на первом плане, ибо оно необходимо для истинной передачи духа и замысла произведения; одна же виртуозная техника, вырабатываемая исключительно физическими средствами, без наличности у исполнителя вдохновения и художественного чутья, не достигает цели.

Новый экспонат, подготовленный  Т.В. Гусаровой, в зале народной одежды "Этнологического музея" нашего сайта: "Косоклинный сарафан и рубаха с. Арапово Богородского района Нижегородской области. Начало XX века"

Комплекс состоит из темно-синего сарафана  трапециеобразного силуэта и белой рубахи. По информации, полученной от местных жителей, принадлежал старообрядческой традиции, служил преимущественно обрядовой, так называемой «моленной», одеждой.

Традиционная для Нижегородской области женская рубаха прямого покроя выполнена из белой хлопчатобумажной ткани фабричного производства. При шитье использованы цельные полотнища, длина – до щиколотки, ширина ткани (80 см) использована полностью, боковые швы выполнены вручную, встык по кромкам. Ворот прямоугольный, со сборкой в виде мельчайших складочек, закрепленных ручным фигурным швом, обработан узким кантом из той же ткани. Разрез посередине груди, обработан узким кантом, скрепляется тонким шелковым шнурком, завязывающимся бантиком. Рукав суживающийся к запястью, без ластовицы и поликов, прикрывает кисть руки. Край рукава оформлен вышивкой «белым по белому» и рюшем из белых льняных кружев, связанных крючком.

 

Опубликован  четвертый том (Достопримечательное место Нижний Посад) научно-исслндовательской документации" Выявление историко-культурной ценности и определение предмета охраны объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) – ансамблей и достопримечательных мест, расположенных в границах исторической территории «Старый Нижний Новгород». Режимы использования территорий. Градостроительные регламенты" .

Освоение района «Нижний Посад» (иначе – Нижний Базар) началось в XIII-XIV веках. В отличие от Верхнего Посада (располагался у стен кремля со стороны нагорной части) Нижний Посад развивался на прибрежной полосе между рекой и откосом, с западной стороны примыкая к Благовещенскому монастырю.
В формировании застройки и планировочной структуры этой территории  можно выделить несколько этапов. Древнейшим освоенным участком является район бывшего торга, располагающийся между двумя холмами – Часовой и  Ильинской горами, при выходе Почаинского оврага к Волге. Именно на этой территории уже в XVI веке складывается центр городского самоуправления. В дальнейшем вблизи торга формируется несколько различных по функциональному назначению зон.
Первой из них по времени освоения являлся район Зарядья (название объясняется положением выше по реке Почайне по отношению к рядам торга), сформировавшийся к середине XVII века. Несколько позднее начинает складываться застройка к востоку от района торга (участок в границах современных улиц Кожевенной, Магистратской, Рыбного и Кожевенного переулков); здесь, помимо жилых строений, располагались скотобойни и архиерейские рыбные садки. Со второй половины XIX века за этой местностью закрепляется ироническое название «Миллиошка» (в связи с социальной принадлежностью местного населения к беднейшим слоям, представлявшего разительный контраст с остальной частью населения Нижнего Посада). Южнее, вблизи от русла реки Почайны (по левой стороне), в первой половине XIX века существовал небольшой поселок «Почайна», полностью уничтоженный пожаром 1850 года. После этого местность длительное время оставалась незастроенной, а с 1880-х годов сюда от церкви Иоанна Предтечи были переведены ряды ветошного рынка, получившего название «Балчуга». Выше рынка возникает участок промышленной застройки (завод Ермолаевых, ныне – АО «Почайна»).
Вплоть до середины XVIII века застройка основной части Нижнего Посада (в прибрежной зоне) велась отдельными группами жилых и торгово-хозяйственных строений. Эта особенность продолжала сохраняться и позднее
 
Наименование памятника: Ночлежный дом имени А.П. Бугрова,  связанный с историей создания пьесы М.Горького «На дне»
Адрес: Рождественская ул. (ул. Маяковского), 2 (литер А)
Архитектор:
Датировка:
Категория охраны: Р
Документ о принятии на государственную охрану: 471 329

 

Новые поступления в фотогалерее П. Чеченкова "Невосполнимые потери". См. часть 2, посвященную улице Загорского в Нижнем Новгороде.

Истребление старого Нижнего Новгорода продолжается с упорством достойным лучшего применения. Долгое время эта операция носила характер точечных ударов. В единой ткани города возникали все новые и новые бреши. Очень часто они были связаны с различными случайностями, такими, как пожары, а также прочие стихийные бедствия и техногенные катастрофы. Конечно, ответственным людям приходилось принимать срочные, порой молниеносные решения по застройке освободившихся мест. Однако с переменами в командовании тактика претерпевает корректировку, на смену точечным ударам пришли ковровые бомбардировки. О зачистке улицы Белинского от «нежелательных элементов» мы рассказывали в специальном материале. В июле 2007 г. была разом добита историческая застройка улицы Загорского. Последняя находится между улицей Ковалихинской и Ошарской площадью, т. е. в самом центре города. Это была одна из тихих уютных улиц Нижнего Новгорода, создававших лицо его центральной части. Сеть таких улочек между Большой Покровской и Варварской еще недавно была излюбленным местом прогулок настоящих нижегородцев: Загорского, Володарского, Ошарская, Грузинская, Октябрьская, Холодный переулок… Теперь уже остатки былого успешно добивают по частям. Поэтому наша фотовыставка не останется без пополнений.  

Вид на ул. Загорского с ул. Варварской. 

Если кто-то из читателей почувствовал себя объектом историко-культурного наследия - это первый шаг к тому, чтобы стать субъектом историко-культурного наследия.

Михаил Зеленов


(0.4 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 13.07.2007
  • Автор: Зеленов М.В.
  • Размер: 17.47 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Зеленов М.В.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Места отпуска на сайте с 6 по 11 августа 2011 г.
Кадры на сайте "Открытый текст" с 1 по 5 августа 2011 г.
Соло истории на сайте с 25 по 30 июля 2011 г.
Провинциальные древности и актуальные вечности на сайте с 17 по 23 июля 2011 г.
Про стихи на сайте "Открытый текст" с 12 по 17 июля 2011
Люди и подобия на сайте "Открытый текст" с 7 по 12 июля 2011 г.
Расправа на сайте с 1 по 6 июля 2011 г.
Жизнь и смерть на сайте "Открытый текст" с 7 по 17 июня 2011 г.
День рождения цензуры на сайте с 1 по 6 июня 2011 г.
Мнимоси и Юмор в обновлениях "Открытого текста" с 1 по 6 апреля 2011 г.
Женщины на сайте "Открытый текст" с 4 по 8 марта 2011 г.
Чужие на станицах "Открытого текста" с 26 февраля по 2 марта 2011 г.
Мужчины в "Открытом тексте" с 20 по 24 февраля 2011 г.
Странники на страницах "Открытого текста" с 14 по 18 февраля 2011 г.
Материалы с 1 по 7 февраля 2011 г. Долгая пауза из рыбьей чешуи
Обновления сайта с 25 по 31 января 2011 г. Мастер и Маргарита.
Обновления на сайте "Открытый текст" с 19 по 23 января 2011 г. Парадоксы объяснения и нежность восприятия
Обновление с 13 по 17 января 2011 г. Что такое человечность
Обновления с 7 по 13 января. Как стать Домовым.
Обновления с 1 по 6 января 2011 г. Чудеса.
Обновление с 26 по 30 декабря 2010 г. Новогодние семейные сказки
Обновления с 20 по 24 декабря 2010 г. Разрыв с прошлым.
Обновление с 14 по 19 декабря 2010 г. Отчетный период
Обновление на сайте с 8 по 12 декабря 2010 г. Путешествие в 17 век
Обновление материалов сайта со 2 по 7 декабря 2010 г. Книжный рынок
Обновление на сайте с 26 ноября по 1 декабря 2010 г. Жизнь и смерть. Вечная тема.
Обновления на сайте "Открытый текст", посвященные цензуре, за июнь 2010 г.
Обновления на сайте с 30 мая по 4 июня 2010. Весна-Лето.
Обновления на сайте "Открытый текст", посвященные войне, за май 2010 г.
Материалы, посвященные апрельской Лениниане 2010 г.
Обновления на сайте "Открытый текст", посвященные Дню Памятников (апрель) и Дню Музеев (май) в 2010 г.
Материалы сайта с 1 по 6 апреля 2010 г.
Обновления с 26 по 30 марта 2010 г. Другие Берега
Обновления на сайте "Открытый текст" с 8 по 12 марта 2010 г.
Материалы, размещенные с 20 по 24 февраля 2010 г.
Материалы с 1 по 6 февраля 2010 г.
Обновления на сайте с 27 по 31 января 2010 г.
Обновления на сайте с 23 по 25 января 2010 г.
Материалы, размещенные с 16 по 21 января 2010 г.
Материалы сайта с 11 по 15 января 2010 г.
Обновления на сайте с 3 по 9 января 2010 г.
Обновления с 25 по 31 декабря 2009 г.
Обновления с 1 по 11 декабря 2009 г. Начало и Конец.
Материалы, размещенные на сайте с 1 по 5 октября 2009 г.
Материалы сайта с 25 по 30 сентября 2009 г.
Новости обновлений с 13 по 18 сентября 2009 г.
Обновления сайта с 7 по 12 сентября 2009 г.
Материалы с 1 по 6 сентября 2009 г.
Обновление на сайте с 25 по 30 августа 2009 г.
Обновления на сайте с 18 по 23 августа 2009 г.
Обновления на сайте с 12 по 17 августа 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 6 по 11 августа 2009 г.
Материал, размещенный на сайте с 1 по 5 августа 2009 г.
Материалы, разещенные на сайте с 25 по 29 июля 2009 г.
Новости обновлений с 19 по 23 июля 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 13 по 17 июля 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 5 по 11 июля 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 1 по 5 июля 2009 г.
Материалы, размещенные с 24 по 30 июня 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 19 по 24 июня 2009 г.
Материалы, размещенные с 13 по 17 июня 2009 г.
Обновления с 7 по 11 июня 2009 г.
Обновления на сайте с 1 по 6 июня 2009 г.
Материалы сайта с 25 по 30 мая 2009 г.
Материалы сайта с 19 по 23 мая 2009 г.
Материалы сайта с 13 по 17 мая 2009 г.
Материалы сайта с 6 по 11 мая 2009 г.
Новости обновлений с 1 по 6 мая 2009 г.
Материалы сайта с 25 по 30 апреля 2009 г.
Материалы сайта с 19 по 23 апреля 2009 г.
Материалы сайта с 13 по 17 апреля 2009 г.
Материалы сайта с 7 по 12 апреля 2009 г.
Материалы сайта с 1 по 5 апреля 2009 г.
Материлы сайта с 25 по 30 марта 2009 г.
Материалы сайта с 19 по23 марта 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 13 по 17 марта 2009 г.
Материалы сайта с 7 по 11 марта 2009 г.
Новости сайта с 25 февраля по 5 марта 2009 г.
Материалы сайта с 19 по 23 февраля 2009 г.
Новости сайта с 13 по 18 февраля 2009 г.
Новости с 6 по 11 февраля 2009 г.
Новости обнолений с 25 января по 5 февраля 2009 г.
Материалы с 18 по 23 января 2009 г.
Материалы сайта с 7 по 17 января 2009 г.
Новости обновлений с 1 по 5 января 2009 г.
Новости обновлений с 25 по 31 декабря 2008 г.
Новости обновлений с 13 по 23 декабря 2008 г.
Новости обноления материалов сайта с 1 по 11 декабря 2008 г.
Новости обновления материалов сайта с 19 по 29 ноября 2008 г.
Обновления материалов сайта с 6 по 17 ноября 2008 г.
Материалы сайта с 1 по 5 ноября 2008 г.
Материалы обновления сайта с 24 по 29 октября 2008 г.
Материалы с 19 по 23 октября 2008 г.
Новости обновлений с 12 по 17 октября 2008 г.
Материалы сайта с 7 по 11 октября 2008 г.
Новости обновления с 25 по 30 сентября 2008 г.
Новости обнолений с 19 по 24 сентября 2008 г.
Новости обновлений материала с 13 по 17 сентября 2008 г.
Новости сайта с 7 по 12 сентября 2008 г.
новости сайта с 1 по 5 сентября 2008 г.

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100