Обновления на сайте "Открытый текст" с 13 по 18 мая 2007 г. (17.61 Kb)
Все самолеты взлетают, но не все приземляются. Если в самолете есть пилот, он в своем уме и доброй памяти заботится о том, как сохранить жизнь вверенной ему машины, он знает, что полет будет продолжен только в том случае, если во время посадки машина не будет сломана. Пилот знает, что если одна машина закончит свою земную жизнь, то он будет летать на другой, новой машине. Пилот знает, что нужно отдать земеле - земное, а небу - небесное.
Читателям ЭПИ "Открытый текст" предлагается подборка материалов о пилотах и их машинах.
О "Последнем часе жизни" Г.И. Гурджиев в разделе "Человек и текст". Оказывается, очень важно стать грамотным пилотом и знать, каким образом подготовиться к аварийной посадке.
Представьте, что вам осталось жить всего лишь несколько минут, может быть, час, и каким-то образом вы точно узнали, когда вам суждено умереть. Что бы вы сделали с последним драгоценным часом своего пребывания на земле? (...) И испуская последний вздох, будете ли вы испытывать удовлетворение от того, что вы сделали в своей жизни все возможное для выполнения своих обязательств перед природой и своим "Я"? (...) Органическая жизнь очень хрупкая. В любой момент планетарное тело может умереть. Оно всегда живет на волосок от смерти. И если вам удалось прожить еще один день, то это всего лишь нечаянно данный вам природой шанс. Если вам доведется прожить хотя бы еще час, то можете считать себя счастливчиком. С самого зачатия мы живем за счет времени, взятого взаймы.
Живя в этом мире вы должны чувствовать смерть ежесекундно, поэтому держите свои дела в порядке, даже в последний свой час. Но как же узнать наверняка, который час окажется последним? Для верности улаживайте свои дела с природой и самим собой каждый данный вам час жизни, тогда вы никогда не окажетесь застигнутым врасплох. Этому человека должны обучать еще в школе, так же как правильно дышать, есть, двигаться и умирать. Это должно стать частью программы образования. В ней должно быть включено обучение, как демонстрировать наличие "Я", а так же, как формировать сознание. (...)
Реальный человек это тот, кто выжал из жизни все, что в ней было ценного, и сказал: "Теперь можно и умереть". Надо стараться прожить свою жизнь так, что в любой день можно было сказать себе: "Сегодня я могу умереть, ни о чем не жалея". (...) Человек, который знает, что скоро умрет, постарается максимально использовать каждый оставшийся ему час жизни. Именно это имел ввиду Христос, когда говорил, что последние дни наступят скоро – дни перед Страшным Судом. Мы все стоим перед лицом Суда, но судят нас не другие люди, а мы сами даем окончательную оценку своей жизни. Мы не должны провалиться на самом серьезном экзамене, где самый серьезный судья наше "Я". (...) Внимательно проследите жизнь всех великих людей, которые командовали армиями, властвовали над другими. Какой им прок от всех своих великих дел теперь, после смерти? Даже при их жизни все эти дела были не более, чем пустые мечтания. Мы здесь не для того, чтобы восхвалять самих себя и вознаграждать себя; самое отвратительное в заурядном человеке – умение побыстрее удовлетворить свою плоть. Большинство людей находят массу отговорок не работать над собой. Они полностью в плену у своих слабостей. Но сейчас речь идет не о них, а о вас.
Новая рубрика «Ученый и его экспедиция» открылась в подразделе "Археология". Специальный комментарий по поводу этого события дает Т.В. Гусева. Работой С.Я. Яценко "Самая большая археологическая экспедиция в СССР (Хорезмская экспедиция С.П. Толстова)" началась реализация первого проекта новой рубрики - "С.П.Толстов и Хорезмская экспедиция".
Рис. 05. Встреча разведочных авиа- и пешего отрядов Хорезмской экспедиции в пустыне Кызылкум (1948 г.).
В январе 2007 г. исполнилось 100 лет со дня рождения одного из самых знаменитых археологов, исследовавших памятники Центральной Азии – Сергея Павловича Толстова (1907-1976). Этот человек стал живой легендой, воплощением романтики суровых пустынь и удивительных открытий новых культур, всего наиболее привлекательного в археологической науке.
Детство этого человека и его социальное происхождение, казалось бы, не давали надежд на столь блистательный взлет в послереволюционной коммунистической России. (...) Для того, чтобы правильно интерпретировать поведение С.П. Толстова в те годы и позже, необходимо знать, что его дядя – казачий генерал-лейтенант Владимир Сергеевич Толстов в 1919 г., в самый страшный год гражданской войны в России, был избран верховным атаманом Уральского казачества и командовал отдельной армией, которая позже была окружена Красной Армией в пустыне Мангышлак у Каспийского моря. Красное командование предложило капитуляцию, и дед нашего героя был в числе тех, кто на нее согласился (вскоре он был, в нарушение обещаний, расстрелян), а дядя с кучкой друзей и женой отказался, смог вырваться из окружения, пройти труднейшим путем через пустыню и уцелеть. Его мемуары на русском языке«Из красных лап в неизвестную даль» (Стамбул, 1921) имелись в секретных отделах некоторых библиотек Москвы (к сожалению, сам Сергей Павлович, живя в Советской России, так никогда и не получил возможности ее прочитать). Зато об этой книге хорошо знали завистники и открытые враги Толстова (а у этого очень талантливого человека их всегда было немало, в том числе и после смерти). В коммунистической России иметь такого знаменитого родственника было смертельно опасно для любого гражданина, какой бы пост он ни занимал. Разумеется, в ходе «научных дискуссий» его «оппоненты» никогда не давали ни ему, ни секретным службам страны забыть о том, что он – близкий родственник опаснейшего классового врага и известного белого эмигранта. Не только карьера, но и жизнь Толстова многие годы висела на волоске и, видимо, в те годы каждая публикация казалась ему последней. Однако при этом, он, в отличие от многих, не отказывался полностью от прошлого своей семьи и в официальных анкетах обычно писал о социальном происхождении «из казаков». (...)
Как и многие люди, проявившие героизм на войне, С.П. Толстов очень не любил рассказывать об этом. (...) После госпиталя Толстов настойчиво добивался возвращения на фронт, но военное начальство решило иначе, приказав профессору вернуться в Москву. Оба научных учреждения, где он работал, были эвакуированы в Ташкент, и Толстов вскоре оказался там (коллеги давно считали его погибшим и даже официально простились с «мертвым» Сергеем Павловичем).
Августовские «три дня» 1991 г. не только «потрясли мир», но и ускорили процесс отмирания цензуры в России. Указом Президента Российской Федерации от 11..09.91 «О мерах по защите свободы печати в РСФСР» в целях обеспечения контроля за соблюдением законодательства РСФСР и СССР о печати и массовой информации было предписано «образовать Государственную инспекцию по защите свободы печати и массовой информации при Министерстве печати и массовой информации РСФСР». Постановлением Совета Министров РСФСР от 25.10.91 № 566 эта инспекция была образована и ей было предписано «принять на баланс всю материально-техническую базу, принадлежавшую территориальным органам упраздненного Горлита при СМ СССР». Во исполнение Указа Президента Российской Федерации и этого постановления правительства России, министр печати и информации Российской Федерации М. Полторанин своим приказом от 22.11.91 г. № 210 «Об упразднении органов ГУОТ СССР и образовании органов Государственной инспекции» поставил последнюю точку в этом затянувшемся семидесятилетнем процессе.
Повестки дня заседаний пленума крайкома за 1935 г. в рубрике "Нижегородская партийная организация". Подведение итогов жизни за год - кто как может.
Заседание VII пленума от 15 – 18 декабря 1935 г. (стенограмма)
Президиум: Бюро Крайкома и тов. Гусяев – Уполномоченный советского контроля.
1. Итоги проверки партдокументов по краевой партийной организации.
2. Итоги 1935-го сельскохозяйственного года и наши задачи на 1936-й сельскохозяйственный год.
ГУ ГОПАНО. Ф.2 Оп.1 Д.3137 Л.1-55.
18 мая отмечается Международный день музеев. Праздник был учрежден 30 лет назад на Генеральной конференции Международного совета музеев. Мы открываем новую рубрику в Глоссарии - "Музей" - и представляем значение этого термина в XIX в. (в словаре Ф.Толя) " Музей. Музеография. музеум".
Музеум (греч.). Прежде древние называли так храмы, посвящ. музам, потом здания, назначенные для занятий литературой, науками или искусствами. В этом значении первый м. основан египетск. царем Филадельфом; римск. император Клавдий основал 2-ой такой м. Афинский м. был холм, соседний с Акрополем, назв. по имени поэта Музея, кот. на нем читал свои стихи и будто бы похоронен. Ныне м. есть собрание предметов искусства или науки, естественных редкостей или древностей. Такие м. возникли только в XV ст. по Р. Х. Лучшие м. суть: римский ватикан, неаполитанский, флорентийский, туринский, мюнхенский, дрезденский, венский, берлинский, готский, веймарский, пражский, дармштадский м., германский м. в Нюремберге, петербургский эрмитаж, румянцевский м., м. горного корпуса в Спб., кунсткамера там же, торвальдсенский м. в Копенгагене, оксфордский, британский м. в Лондоне, луврский, люксембургский, Клюни и Ecole des Beaux Arts.
Новые поступления свадебных песен в фольклорной экспозиции "Этнологического музея": Розан, Хмелина-хмелинушка, Эх, вянули... Это тоже своеобразный час прощания со своей жизнью - до свадебной.
1. Эx, вя - ну - ли, эх, вя - ну - ли, эх, вя - ну - ли цве - ти - ки во па - ли, эх, вя - ну - ли ла - зо - ре - вы ва чи - ста - им. 2. Эх, гря - ну - ли, эх, гря - ну - ли, эх, гря - ну - ли вё - се - льцы по ма - рю, эх, гря - ну - ли ра - скра - ше - ны па си - ни - му. 3. Эх, то - пну - ли, эх, то - пну - ли, эх, то - пну - ли ко - ни па - дко - ва - ми Эх, то - пну - ли до - бры - е ни - ме - цки - ми. (...)
"Голос Шостаковича" вновь слышен в музыкальном разделе.
...написал никому не нужный и идейно порочный квартет. Я размышлял о том, что если я когда-нибудь помру, то вряд ли кто напишет произведение, посвященное моей памяти. Поэтому я сам решил написать таковое. Можно было бы на обложке так и написать: «Посвящается памяти автора этого квартета». Основная тема квартета [—] ноты D. Es. С.. Н., т. е. мои инициалы (Д.Ш.). <...> Приехавши домой, раза два попытался его сыграть, и опять лил слезы. Но тут уже не только по поводу его псевдотрагедийности, но и по поводу удивления прекрасной цельностью формы. Но, впрочем, тут, возможно, играет роль некоторое самовосхищение, которое, возможно, скоро пройдет и наступит похмелье критического отношения к самому себе.
Имеется в виду Восьмой квартет. — Ред.
Спасибо тебе за письмо, за твои суждения о «Казни Степана Разина». Все, что ты пишешь об этом opus"e, мною было так и задумано.
Не совсем так я представлял себе то место, где лихо играют дудочники, специально приглашенные на это мероприятие. Я думал, что народ на площади не заплясал, согласно данному ему указанию («Что, народ, стоишь, не празднуя? Шапки в небо и пляши»). Заплясали лишь артисты Ансамбля песни и пляски того времени. Народ же застыл в ужасе.
В этом шутливом названии дудочников дается проекция на нашу современность.
Завтра мне исполнится 62 года. Люди такого возраста любят пококетничать, отвечая на вопрос «если бы вновь родились, то как бы вы провели ваши 62 года, как и эти?» — «Да, конечно, были неудачи, были огорчения, но в целом я провел бы эти 62 года так же».
Я же на этот вопрос, если бы он мне был поставлен, ответил бы: «Нет! Тысячу раз нет!» (...) .
Вопросам любви я уделил внимание хотя бы в «Крейцеровой сонате» на слова Саши Черного. Вопросами смерти я не занимался. Накануне ухода в больницу я прослушал «Песни и пляски смерти» Мусоргского, и мысль заняться смертью у меня окончательно созрела.
Я бы не сказал, что я смиряюсь перед этим явлением. Вот и стал я подбирать стихи. Подбор стихов возможно случайный. Но мне кажется, что музыкой они объединены. Писал я очень быстро. Я боялся, что во время работы над 14-й симфонией со мной что-нибудь случится, например], перестанет окончательно работать правая рука, наступит внезапная слепота и т. п. Эти мысли меня изрядно терзали. Но все обошлось благополучно.
Подобные страхи Шостакович неоднократно испытывал в процессе сочинения очередного произведения.
Мне трудно судить о Микеланджело, но, как мне кажется, главное вышло. А главное в этих сонетах мне показалось следующее:
Мудрость, Любовь, Творчество, Смерть, Бессмертие.
Мне уже самому не разобраться, о чем получилась рассылка - о том, как приземлиться, или о том, как взлететь.
Михаил Зеленов
Разослано 18 мая 2007 г. Размещено 23 июля 2007 г.
(0.4 печатных листов в этом тексте)
|