Обновления на сайте "Открытый текст" с 25 по 29 мая 2007 г. (16.88 Kb)
Нам Вера строить и жить помогает. А Вам?
Здравствуйте, читатели ЭПИ "Открытый текст".
Сегодняшняя рассылка обновлений издания посвящена роли Церкви в жизни человека. Религиозные тексты принимают различные формы: литературные, архитектрные, музыкальные. Предлагаем вниманию познакомиться с различными объемами знакомства человека с религиозным миром.
Заметим сразу, что без самого человека религия была бы невозможна. В рубрике "Человек" Глоссария размещена статья из Настольного словаря для справок по всем отраслям знаний (на первом томе: Справочный исторический лексикон): в 3 т. – СПб.: Ф. Толль, 1863–1864. Т. 3. П – V / сост. под ред. В. Р. Зотова и Ф. Толля. – 1864.
Независимо от Моисеева учения, научные исследования еще не решили вопроса: произошло ли человечество первоначально от одной четы, или с самого начала были разные племена, в какую пору жизни земного шара возникло человечество, состоит ли оно из одного вида, подразделенного на типы и племена, или из многих видов одного рода. Дитерици определил людей на земном шаре, в 1288–1300 милл., из коих 375 кавказских, 528 монгольских ; 200 малайских, 196 негритянских и 1 милл. американских племен. В социальном отношении человечество составляет общество существ, кои совокупно стремятся к возможному человеческому совершенству. Инстинкт самосохранения в виду остальной природы образовал из человечества семьи, народы, государства; ассоциации, с религиозными, образовательными, воспитательными и др. целями. Успехи социальной жизни ч. составляют предмет истории человечества, (...) В духовном отношении – ч. почитается посредствующим звеном между двумя мирами: природою и духом, в противоположность животному, может руководиться своими инстинктами. Познание общего и подчинение частного общему в мышлении, доказывает разумность ч. Отсюда инстинкт хотения у ч. превращается в разумную волю. Разумная воля набирает доброе, нравственно-прекрасное, духовное. Нравственное действование возносит ч. в область чисто-духовного, высочайшего разума, по законам коего движется весь мир, область, до полного познания коей, человеческий дух надеется достигнуть по окончании земной жизни. Учение это, имеющее источником своим библейское учение о двойственности человеческой природы, в первоначальном виде своем изложено в священном писании ветхого завета и в связи с учением новозаветным стало основанием всего догматического христианского учения о ч.
Заметим сразу, что первые религиозные тексты не предназначались для чтения советскими людьми, однако - читают. В разделе "Человек" размещены "Изречения Египетских отцов", памятник коптской литературы IV в.
"Изречения египетских отцов" - знаменитое сочинение, созданное в Египте во второй половине IV - первой половине V в. на греческом языке, которое представляет собой собрание изречений египетских пустынников и рассказов об их деяниях. (...)
35. Некий брат спросил одного старца: "Как мне спастись?". Он же снял свой левитон, препоясал чресла, распростер в воздухе руки и сказал: "Так надлежит быть монаху, чтобы он совлек с себя материю мира и распял себя в своих подвигах". (...)
318. Апа Макарии с апой Памбо однажды шли по горе, йн апа Памбо взял руки апы Макария и поцеловал их, говоря: "Сила придет из этих малых рук". Сказал апа Макарии ему: "Принудь себя к молчанию, мой брат Памбо, чтобы твое слово не обрело власть (т. е. чтобы оно не сбылось)".
319. Говорили об апе Макарии Великом, что однажды он был в одном монастыре. Если братья делали одну циновку ежедневно, то он - одну в три дня. И когда братья увидели это, они сказали папе: "Если этот чужой брат не будет делать циновку ежедневно, то мы не допустим его быть с нами". И когда папа пошел к его келье, желая сказать ему (об этом), он стал у кельи и услышал, что он при каждом ударе орудия становится на молитву и свершает три поклона. И тотчас папа возвратился, говоря: "Принесите мне циновку апы Макария". И когда ее принесли, он взял ее и бросил в печь пекаря. И спустя долгое время, пока топили печь и он стоял, (ожидая) чтобы он (т. е. пекарь?) выгреб печь, он увидел, что ничего не сгорело в циновке, пребывающей в огне. И сказал папа братьям: "Ручная работа без подвижничества - ничто".
Заметим сразу, что Библия оказала огромное влияние на всю историю российской литературы и историю как науку. Работа И.Н. Данилевского "Повесть временных лет: история текста и источники" представлена в подразделе "Источниковедение"
Одним из существенных вопросов при анализе летописных параллелей является выяснение степени осознанности выбора летописцем источников, на которые он опирался в своем труде.
Прежде всего, следует подчеркнуть, что, исходя из презумпции осознанности изменений, которые вносились в летописный текст, мы не можем удовлетвориться признанием их случайным набором первых попавшихся текстов. Широко бытует мнение, что Константинопольская патриархия целенаправленно ограничивала репертуар переводимых памятников. Между тем, есть все основания полагать, что скорее мы имеем дело с результатом кропотливой работы самого древнерусского летописца по анализу и тщательному отбору книг, подходящих для его цели — нам пока не известной. Однако в любом случае мы должны постараться понять, чем определялся отбор книг для летописания. Для начала, было бы целесообразно выделить некоторые общие черты, характерные если не для всех, то хотя бы для большинства текстов, легших в основу начального летописания.
Итак, почему же первые русские летописцы обратились именно к этим текстам?
Более или менее ясен вопрос о Священном Писании. Летописцы по большей части были монахами, и, естественно, именно библейские книги были наиболее авторитетными источниками для их исторических построений. (...)
Одной из актуальных проблем является анализ собственно библейских, а также литургических, святоотеческих и апокрифических источников древнерусского летописания. Судя по всему, именно они являлись для летописцев основным семантическим фондом, из которого они черпали образы, с помощью которых осмысливали и описывали действительность. Именно аналогии с библейскими событиями, в первую очередь, давали летописцу типологию существенного. Именно из Священного Писания он в основном отбирал «клише» для характеристики людей и событий. Собственно, в соотнесенности происходящего с надмирным изаключался провиденциализм древнерусских летописцев. Поэтому ключ, точнее один из ключей, к пониманию и истолкованию летописных образов должен крыться в деталях описания, опирающихся на библейские образы.
Заметим сразу, что не только легко не видеть религиозной почвы, на которой выросло дерево отечественной литературной традиции, но также легко не замечать и сакрального смысла музыкальной традиции, из которой произошла современная европейская музыка. В рубрике "Музыкальные эпохи" появилось исследование Денеша Золтаи "ЭТОС И АФФЕКТ: ИСТОРИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЭСТЕТИКИ ОТ ЗАРОЖДЕНИЯ ДО ГЕГЕЛЯ". (Гл. 1 "Музыкальная эстетика античного периода". Гл.2. "Судьбы музыкальной эстетики в средневековье").
Историческое величие Августина состоит в том, что он сумел сформулировать еще без схоластической каузалистики этот противоречивый характер христианской философии музыки. Подчеркивая первичность и определяющий характер текста, он в то же время описывает скрытый в бурлящей вокализации аллилуйя экстаз, пневматизированный в литургии хорал: «Кто празднует, не говорит слов, это пение радости без слов; это голос расцветшего в радости сердца, которое стремится, насколько это возможно, выразить аффект, даже если разум и не понимает этого». Здесь важен уже не текст, а осуществляемая через текст вокализация, мелизмы, точнее, несвязанный поток вырывающейся за текст субъективной внутренней сути. И эта противоречивость находит также выражение в объективном псалмодировании. Прежде всего верно, что идеальная манера исполнения псалмов направлена на то, чтобы вызвать религиозное благоговение; поэтому манера исполнения обезличена и отказывается от мирского, театрализованного действия; но именно поэтому важно, что псалм поется «сердцем», а не «голосом» (non voce, sed corde cantere), что голоса исполнителей напоминают скорее плач, чем пение, вместо того чтобы сверкать чувственной красотой (френодия: пусть пение будет скорее стоном, чем музыкой; non tam musicare quam gemitum facere videantur). Этим завершился процесс деградации античной эстетической категории меры: аскетическое охлаждение чувственного воздействия дополняется перегревом спиритуальной внутренней сущности. (...)
...новая культура городских слоев постепенно реабилитирует и обновляет светское искусство, которое вынуждено было вести до того «потустороннюю» жизнь, — прежде всего народную музыку, продолжавшую жить и создавать новые формы, несмотря на столетние гонения. Без сомнения, важнейшим новшеством выступает здесь полифония; известна та роль, которую сыграла народная музыка феодального Севера в рождении и расцвете полифонической музыкальной культуры. Радикальные преобразования принесли с собой не только революционное обновление музыкального мира форм — с ним пришел также эпохальный поворот христианской теории музыки в сторону эстетического содержания. (...) В музыке видят теперь — впервые — расчлененный на части объект, который находится, однако, в состоянии покоя; она выступает как аналогия внутренней гармонии статически понятой жизни; ее «гармония» представляет порядок и единство синхронного многообразия. (...) Большим достижением эпохи явилось осознание того факта, что общество и человеческая жизнь многокрасочны, что развитие разделения труда и торговли создали многообразие человеческой деятельности, разнообразие жизненных ситуаций. Познание многообразия здесь еще тождественно восхищению перед наличным общественным строем, различными слоями феодальной иерархии. Иными словами: статичность средневековой картины мира продолжает существовать, но осознается в относительно новой форме как единство одновременно существующего. (...)
Это чувство мира и картина мира создали предпосылки для музыкально-теоретического, эстетического описания и оценки новых полифонических форм.Переживание многоголосной музыки вначале означало не более как переживание совместного звучания. Но последнее с первого же момента отличалось от того действия, которое разрешалось григорианством. Ибо с самого начала было ясно, что в полифоническом произведении мы имеем дело с новой структурой, к тому же еще и «сочиненной» человеком; музыкальная самостоятельность человека не могла здесь отрицаться привлечением мифа о божественном происхождении musica sacra. Поэтому новым стало и переживание: постепенно оно высвободилось из плена трансцендентности и приблизилось к подлинно художественному наслаждению.
Традиционно считается, что расположенный примерно в двух километрах от Нижегородского кремля выше по течению реки Оки на оползневой террасе монастырь был основан практически одновременно с городом, а уже в 1229 году разорен мордовским князем Пургасом. В XIV веке происходит возрождение обители. При этом в 1370-1371 годах была построена Благовещенская церковь - один из четырех каменных храмов, существовавших в Нижнем Новгороде в то время. К началу XVII века церковь находилась уже в плохом состоянии: ”А на монастыре церковь Благовещение Пречистые Богородицы каменная, ветха,” - сообщает Писцовая книга Нижнего Новгорода 1620/1621-1623/1624 годов. Однако лишь в середине этого столетия происходит ее замена на новый соборный храм, что послужило началом формирования ныне существующего комплекса каменных строений - второго по времени возникновения (после Печерского) монастырского архитектурного ансамбля Нижнего Новгорода. (...)
Главный монастырский храм отличался богатым убранством. В нем имелся резной позолоченный иконостас. Росписи украшали стены собора не только внутри, но и на галерее. Кроме того, в соборе помещалась монастырская ризница и библиотека, включавшая ценные рукописи и книги. Храм не отапливался. Служба велась в нем только в летнее время.
К 1987 году основные реставрационные работы на памятнике (за исключением интерьеров) были окончены. Встал вопрос об использовании собора.. (...) Благовещенский собор вместе с другими постройками монастырского комплекса сейчас возвращен Нижегородской епархии. В нем опять устроена мужская обитель.
К сожалению, после передачи Благовещенского собора монастырским властям произошло то, против чего еще в XIX веке выступала научная общественность: вместо продолжения реставрации памятника началось искажение его облика за счет всевозможных ”поновлений”. Так, опять оказались остекленными арочные проемы галереи, вновь устроен неприглядного вида входной тамбур в подцерковье, в котором размещена монастырская пекарня. Очередной раз приходится констатировать бессилие государственных органов охраны историко-культурного наследия в этом вопросе и уповать, как это делал А.А. Титов более ста лет назад, на ”просвещенное внимание отцов-архимандритов, ”горящих духом” к памятникам отечественной старины, чтобы исправить погрешения своих предшественников”. Увы, история повторяется...
Протокол № 16.
Присутствовали: т.т. Луначарский, Яковлева, Мещеряков.
Председатель – Луначарский. Секретарь – т.Егорова.
Слушали: 1. О пересмотре книжного состава церковных библиотек (т. Лебедев-Полянский1).
Постановили: 1. Сообщить в НКВнудел, что Наркомпрос считает нецелесообразным производить общее изъятие книг из церковных библиотек.
2) Вместе с тем, считать целесообразным обратиться через соответствующие церковные органы к церковным властям, которым рекомендовать проверить церковные библиотеки.
3) Данное постановление внести на апробацию соответствующих директивных инстанций.
ГАРФ. Ф.2306. Оп.69. Д.576. Л.1. Машинописная копия.
Комментарий:
1 Лебедев-Полянский Павел Иванович (1881-1948) – Начальник Главлита с октября 1922 по июнь 1931 г. Академик АН СССР (1946).
Заметим сразу, что тема эта - религия, церковь, Вера - может быть, повод сделать рассылку, а может быть и шанс совершить жизнь.
Михаил Зеленов
Разослано 29 мая 2007 г. Размещено 23 июля 2007 г.
(0.4 печатных листов в этом тексте)
|