Обновления на сайте "Открытый текст" с 1 по 5 июня 2007 г. (25.21 Kb)
Здравствуй, читатель.
Редакция ЭПИ "Открытый текст" твердо решила установить окончательные и полнейшие знания о человеке. Составить, тык сызыть, карту человека и его возможностей. Это было бы удобно для пользования женам, детям, мужьям и... и... городам (конечно, не всем городам, а тем, кто победит в конкурсе, например, " в каком городе похоронен Иван Грозный"). Смотрят, например, в такую карту мудрейшие и духовнейшие картосмотрители и видят... у-у-у-у! Как люди заблудились! Надо их вывести за пределы карты, чтобы никто эту карту не портил. И настигла бы тогда польза великая каждого читателя и писателя. И стало бы ясно им, что это - польза.
В рубрике Справочно-информационного фонда Центрального архива Нижегородской области опубликован список книг библиотеки архива по рубрике "Атласы и карты" (из раздела "География"). Все-таки человек занесен на карту. И не только человек - вся его жизнь.
912 |
А-92 |
41112 |
|
Атлас мира. |
|
М. |
1958 |
62 |
|
912 |
А-92 |
55168 |
|
Атлас СССР. |
|
М. |
1984 |
224 |
|
912 |
А-92 |
58955 |
|
Атлас компаний революционной Франции. |
|
Париж |
1846 |
|
|
912 |
Б-20 |
58775 |
|
Балтийское море. Северная часть Оландских шхер. |
|
СПб. |
1910 |
|
|
912 |
Б-20 |
58776 |
|
Балтийское море. Ночная карта входа в Мариехамн в залив Свибю-Вик на остров Оланд. Составлена с описи 1857 года. |
|
СПб. |
1860 |
|
|
912 |
З-80 |
63929 |
|
Золотая Орда в XIII-XIV вв. Карта. |
|
б/м |
|
2 |
На обороте "Русь и степь". |
912 |
И-22 |
63931 |
|
Ивановская область. Карта. |
|
Н.Новгород |
1996 |
|
Календарь. |
912 |
И-36 |
51692 |
|
Издание произведений В.И. Ленина. Карта. |
|
М. |
1975 |
1 |
|
912 |
О-80 |
61601 |
|
От маяка Фильзанд до маяка Церель. Навигационная карта. |
|
б/м |
1916 |
|
|
912 |
П-18 |
58287 |
|
Партия-вождь Октября. Победа Социалистической революции. Карта. |
|
М. |
1987 |
1 |
|
Подраздел "Археология" продолжает проект "С.П.Толстов и Хорезмская экспедиция". Новый материал - М.Л. Итина "Проблемы археологии Хорезма (К 40-летию Хорезмской экспедиции)" Человек не только смотрит на карту, но сам составляет ее. Карту истории своей жизни.
В 1937 г. под руководством С. П. Толстова начала работы Хорезмская экспедиция, исследования которой открыли для науки реальный Хорезм Геродота, Страбона, Бируни, Макдиси, Истахри, Якута и принесли ему, автору и вдохновителю крупнейших открытий на землях древнего Хорезма, мировую славу. (...) Именно тогда были открыты кельтеминарская, тазабагъябская и амирабадская культуры, легшие в основу периодизации первобытной истории населения Хорезмского оазиса и с некоторыми коррективами продолжающие оставаться основой этой периодизации и теперь. Именно в этой книге первостепенное внимание было уделено истории хорезмийской ирригации — основе основ хозяйства и жизни населения не только Хорезма, но и Средней Азии в целом.
Изучение и картографирование античной, раннесредневековой и средневековой ирригационной сети, следы которой в виде крупных магистральных каналов и арычной сети сохранились до наших дней, позволили С. П. Толстову уже тогда сделать ряд важных выводов. К их числу относится заключение о том, что развитие ирригационного земледелия в Хорезмском оазисе в значительной мере способствовало превращению Хорезма в античное время в государственное образование с централизованной властью. Изучение ирригационной сети позволило С. П. Толстову ответить на вопрос о причинах запустения Хорезмского оазиса в тот или иной исторический период, опровергнуть тезис о необратимом усыхании земель древнего орошения Средней Азии. Оказалось, что историческая динамика оросительных систем определяется прежде всего социальными факторами, а не природными, что упадок искусственного орошения и запустение цветущих оазисов обусловлены социальными и политическими причинами — опустошительными войнами, ростом феодальной раздробленности, феодальными усобицами. И именно переживаемый обществом кризис способствовал временному торжеству природных факторов, запустению культурных земель, наступлению пустыни. (...) Карта-схема древних ирригационных систем Хорезма, создание которой было задумано и осуществлено С. П. Толстовым, уже давно используется местными ирригаторами при освоении новых территорий: нередко вместо того чтобы рыть новые, они расчищают древние каналы и пускают по ним воду. Сейчас в связи с новым освоением земель древнего орошения Каракалпакии перед Хорезмской экспедицией встают серьезные задачи. Большой опыт работ в этом направлении, являющийся прямым результатом научного предвидения и удивительного чувства нового, которые были присущи С. П. Толстову, позволяет надеяться, что с данными задачами экспедиция справится.
Для исполнения редакционного замысла взгляды обратились к гордости российского энциклопедического знания, выраженного многостранными фамилиями. Новинки в глоссарии раздела "Человек" - статьи из изданий "Энциклопедический словарь русского библиографического института Гранат" и "Энциклопедический словарь / Изд.: Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон"
Энциклопедический словарь. Т. 38 (75) / Под ред. проф. И.Е. Андреевского. Издатели: Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон. СПб., 1903. Теоретики научной колонизации надеются, что смогут со временем указать эмигрантам данной расы самыя подходящия местности, в которых они будут в состоянии поселиться в качестве земледельцев, равно как и местности, в которых придется им довольствоваться ролью организаторов производства. Благодаря тяжелому опыту, возникают гигиеническия правила, как белый эмигрант должен жить, очутившись в тропических странах. Большая смертность белых в тропическом климате—отчасти последствие пьянства и других привычек. Гигиена требует, чтобы такой эмигрант поселялся в тропическом поясе во время холоднаго сезона, избегал болотистых и влажных местностей, селился на возвышенностях, дом его должен иметь толстыя, проницаемыя стены, которыя бы понижали температуру воздуха и лишали его влаги; пол должен быть построен из непроницаемых материалов, крыша—деревянная; эмигрант должен употреблять мясо в незначительном количестве и воздерживаться от напитков и кореньев. Самый подходящий материал для одежды—белыя шерстяныя ткани. Эмигрант должен купаться ежедневно, работать до десяти часов утра: в полдень, до трех часов, он должен воздерживаться от физической и умственной работы и от прогулок. Эти гигиеническия правила относятся к единичным эмигрантами Впрочем, теоретики научной колонизации не сомневаются в возможности полной массовой акклиматизации каждой расы к новым климатическим условиям, но доказывают, что колонисты должны мириться с многочисленными жертвами в людях в течение нескольких поколений. Скрещивание с туземцами может значительно облегчить эту задачу.
Энциклопедический словарь русского библиографического института Гранат. Т. 45, Ч. 3. 7-е изд. М., 1929. Положение Ч. в системе животного царства было определено великим Линнеем еще в начале XVIII в., т.-е. тогда, когда никто не смел подойти к вопросу о происхождении Ч. с той точки зрения, с какой мы подходим к нему теперь. Ч. нашел себе место в отряде приматов, от которых, главным образом, отличался, по мнению Линнея, устройством конечностей, почему и был выделен им в подотряд двуруких (Bimana), в отличие от четвероруких (Quadrumana), как были на званы обезьяны. В последующее время не раз пробовали отыскать и другие резкие отличия в организации Ч. от других приматов. Так, в середине XIX в. Оуэн надеялся найти такие отличия в строении головного мозга Ч. и т. д. Но с течением времени попытки в этом направлении были оставлены, так как для всякого непредубежденного выяснилось, что организация Ч. стоит в таком же отношении к организации приматов, как, наприм., организация лошади к более простым многопалым копытным. Другими словами, организация Ч. представляет собою последующую ступень в развитии приматов приспособлением ее к новым условиям жизни. Бесполезно было бы говорить, что Ч. ничем не отличается от приматов: напротив, он отличается от них многим, но все его отличия представляют собою лишь дальнейшее эволюционное развитие того, что заложено в организации приматов. Главную особенность Ч. составляет вертикальное положение его тела. Благодаря ему он освободил свои передние конечности от участия в движении, а это в свою очередь дало им возможность развиться в более сложный орган хватания; то же вертикальное положение тела отразилось на строении черепа и головного мозга, на положении внутренних органов и т. д. В результате новоприобретенных физических особенностей, Ч. мог достигнуть высокого умственного развития и во многих отношениях утратить свой животный облик, но сравнение его организации с организацией других животных во взрослом состоянии и в течение развития и изучение его ископаемых предков не оставляют никакого сомнения в его близком родстве с приматами.
Мы можем обратить внимание на близкое родство колонизаторов с приматами, прощаясь с единственным в мире музеем - музеем интеллигенции. Скоро Музей снесут, поскольку на его месте будет построен нужный для колониста дом с толстыми стенами. Статья о Музее нижегородской интеллигенции в новой рубрике, "Музеи" (Нижнего Новгорода): О.И. Наумова "Интеллигенция как музейная ценность".
Есть у нас в городе музей, подобного которому больше нет нигде в мире. Скромная табличка на двухэтажном деревянном доме гласит: «Музей нижегородской интеллигенции»…
Дом построен в начале 40-х годов XIX века. Он был очень типичен для нашего города и для той части небогатых людей среднего сословия, что составили впоследствии основу необыкновенного слоя общества в России – интеллигенции.
В конце 1890-х годов поселились здесь две семьи – Морошкиных и Невзоровых. Хозяйки, Людмила и Екатерина, были сестрами и происходили из купеческой фамилии Пятовых, известной в нашем городе с XVII века. (...) Каждая семья занимала по этажу. Планировка квартир была типичной для представителей небогатого чиновного достатка: четыре комнаты (столовая, она же гостиная, кабинет хозяина, спальня и детская); кухни находились в пристрое с обратной стороны дома.
Все довольно скромно, но тепло, душевно и уютно. Днем – работа у взрослых и учеба у детей, хлопоты по хозяйству. Были интересные вечера, когда собирались такие же интеллигентные, интересующиеся литературой и искусством люди. Музицировали, читали вслух, спорили. Однако именно в таких интеллигентных, спокойных семьях часто вырастали революционно настроенные молодые люди, жаждавшие переделать мир во имя справедливости и добра.
Три сестры Невзоровы – Софья, Зинаида и Августа – вошли в историю нижегородского революционного движения. И именно в этот дом 8 июня 1900 года приехал Владимир Ульянов с матерью Марией Александровной и сестрой Анной Ильиничной. (...) В 1979 году музей уже стал занимать весь дом. Но тут грянула перестройка. И с 1993 года музею опять отведен лишь второй этаж. С этого же года он и стал называться «Музем нижегородсой интелигенции» и работать как типологический. Он воссоздает быт русской интеллигенции рубежа XIX–XX веков.
Помимо экскурсионного обслуживания третий четверг каждого месяца музей организует вечера, на которых выступают артисты, писатели, музыканты. Художники устраивают выставки. Проводятся экскурсии. Читаются лекции.
На существование музея денег почти не выделяется. Кстати, интеллигентные люди понимают, что музей может существовать только в определенной исторической среде. Рядом – деревянные дома, построенные в XIX веке, с уникальной (деревянной нижегородской) резьбой – ценный уголок Старого Нижнего.
О том, что исполнялось и пелось в гостиных того времени рассказывают "Музыкальные эпохи", которые пополнились статьей Бориса Асафьева "Русский романс XIX века". Это тоже, в некоторой степени карта. Карта среднего, сердечного отдела человека.
Деревенская песенная культура и западноевропейские интонации как два притягивающие и «излучающие» материал центра. От нижнего центра и от верхнего исходит распространение музыкальных интонаций — динамический сложный процесс (обмен, взаимодействие, отбор). Но в одном направлении движется музыка устной традиции, в другом — музыка письменной истории.
Это сухая схема. Здесь надо учесть еще одно важное обстоятельство: изменения в социальной среде, в классовом и в культурно-интеллектуальном «составе» поглощающих романс слушателей. Например, Глинка еще целиком в сфере пушкинской художественной культуры аристократического салона. Алябьев — многогранен как никто, потому что круг его слушателей — шире и разнообразнее. Варламов и Гурилев — уже целиком пребывают в сфере романса и песни средней интеллигенции и верхнего слоя мещанства. Даргомыжский — крайне разнообразен, ибо его «салон» уже не аристократический салон Пушкина, Жуковского, Одоевского, но и не «богема» Кукольника — Глинки. Его салон — чиновно-служилый и интеллигентский, снисходящий до мелкого чиновника и разночинца. В музыке его романсов на первом плане все характерное. Но уже тематика романсов Алябьева крайне многолика и разнообразно содержательна. То же у Даргомыжского: от Пушкина и Лермонтова до цыганской песни и юмористических куплетов. Просмотр песенно-романсной литературы, обращавшейся в быту средней интеллигенции, мелких службистов и мещанства, показывает, что к 50-м годам круг тем и сюжетов очень расширяется и что еще до «Калистрата» (1864) Мусоргского в бытовом романсе фигурировали сюжеты и тексты, предварявшие его стремления к выражению в музыке горькой доли бедняка вообще и всех униженных и оскорбленных. Как в литературу, так и в музыку входит «разночинец». Мусоргский драматизирует художественно-индивидуалистический романс, превращая его в сцены и в циклы, воплощающие характеры, типы, ситуации и объединенные единой поэтической идеей. В то же время Чайковский идет по пути смешения художественно-индивидуалистического и песенно-бытового романса всех его видов (сентиментального, «жестокого», наивно-мечтательного, созерцательно-элегического, цыганского эмоционально возбужденного и т. д.). Лирика Чайковского оказывается близкой громадному общественному слою — от знати и высших и средних слоев чиновничества до мелких службистских семейств и мещанства, потому что она впитала в себя множество интонационных навыков предшествующих десятилетий, когда слагался песенно-романсный диалект обоих столиц. Это очень чуткий и близкий к бытовому музицированию слой музыки и потому-то на нем особенно удобно изучать воздействия на музыку социально-бытовых условий.
Другой взгялд на человека и карту его действий предлагает Лао-Цзюнь в "Рассуждении о ста заболеваниях" в разделе "Человек и текст".
Если желаешь спастись от катастрофы или разрешить проблему, то лучше всего заранее предотвращать их появление в своей жизни. И тогда не будет трудностей. Для того чтобы излечить недуг, избавиться от болезни, лучше всего быть готовым к ним загодя. Тогда будет счастливый исход. В настоящее время люди не обращают внимание на это и не стараются предотвращать, а направляют силы на то, чтобы спасаться. Не стараются готовиться загодя, а пытаются излечиться с помощью лекарств. Потому есть такие государи, которые не способны охранить жертвенный алтарь государственной власти. Есть и такие организмы, которые не способны сохранить себя в целости в течение долгой жизни. Таким образом, человек мудрости добивается счастья, когда нет еще и предзнаменований. Он избавляется от беды, когда она еще не появилась. Ведь катастрофа рождается из мелочей, а болезнь возникает из тончайших отклонений. Люди считают, что маленькое добро не приносит пользы, и потому не желают делать добро. Им кажется, что от маленького зла не будет ущерба, и потому они не стремятся исправиться. Если не накапливать добро мало-помалу, тогда не получится великой Потенции. Если не воздерживаться от зла в малом, тогда свершится большое преступление. Поэтому выберем самое важное, чтобы показать, как оно рождается. Итак, вот сто болезней.
Не зная постоянства, то радоваться, то гневаться – это болезнь.
Забывая о долге, стремиться к выгоде – это болезнь.
Любя чувственные наслаждения, разрушать Потенцию – это болезнь.
Привязываясь всем сердцем, любить – это болезнь.
Ненавидя, желать кому-либо смерти – это болезнь.
Из-за распущенности и алчности совершать ошибки,не замечая – это болезнь.
Хулить людей, восхваляя себя – это болезнь.
Все время меняться, потакая самому себе – это болезнь.
Быть слишком разговорчивым, любить поболтать – это болезнь.
Радоваться, преследуя неправого – это болезнь.
Кичась знаниями, презирать других – это болезнь.
Пользуясь властью творить произвол – это болезнь.
Считать людей неправыми, а себя правым – это болезнь.
(...)
ВОСХВАЛЕНИЕ СТА ЛЕКАРСТВ
Лао-Цзюнь молвит:
С древних времен мудрецы стремились совершать добро и в самых незначительных мелочах. Не было ни малейшего проступка, который бы они не исправляли. Если ведешь себя таким образом, то можно сказать, что ты принимаешь лекарство. Так называемые сто лекарств приводятся ниже.
Соблюдение ритуала в движении и покое – это лекарство.
Податливость тела и мягкость характера – это лекарство.
Широкое поведение и доброта в сердце – это лекарство.
Соблюдение меры во всем – это лекарство.
Отказываясь от выгоды, руководствоваться чувством долга – это лекарство.
Не брать сверх того, что тебе положено – это лекарство.
Стремиться к моральной силе, отвергая соблазны плоти – это лекарство.
Избавляться от желаний в сердце своем – это лекарство.
Несмотря на неприязнь, проявлять любовь – это лекарство.
Стремиться к разумному использованию всего – это лекарство.
Желать людям счастья – это лекарство.
(...)
в общем... непонятно: составлять карту - это болезнь или лекарство. Да и вообще человек - это лекарство, или карта. Карта как-то не помогает, местность-то нечеловеческая. Ветер и звезды на карту не занесешь - уж очень всё временно. А потом... Читатель! Как только тебе нужна будет карта, чтобы сориентироваться в собственной жизни - смотри на небо, ориентируйся по звездам.
Впрочем, у каждого свое небо.
Михаил Зеленов
Разослано 5 июня 2007 г. Размещено 23 июля 2007 г.
(0.5 печатных листов в этом тексте)
|