Обновления на сайте "Открытый текст" с 6 по 11 июня 2007 г. (18.84 Kb)
У человека случилась вторая сигнальная система. С тех пор, горемыка, шарахается между бесмысленным криком и осмысленным молчанием, между точностью и глубиной Слова и размытым мелководьем бормотания.
И продолжалось бы так бесконечно, если бы не завелся в человеке цензор. Именно он определяет, что именно говорить, а что именно молчать.
Выпуск новостей обновлений материалов ЭПИ "Открытый текст" повящен 85-летию создания Главлита - высшего цензурного органа СССР.
Новые статьи в Глоссарии по разделу "Цензура" из изданий: Книга: Энциклопедия. М., 1998; Большая энциклопедия. М., 2006. Т. 57; Советская историческая энциклопедия. М., 1973. Т. 15; Большая энциклопедия: словарь общедоступных сведений по всем отраслям знания. СПб., 1905. Т. 19.
Цензура (от лат. censura — надзор), в психоанализе 3. Фрейда — функционально-образное представление инстанций, механизмов, сил и тенденций, постоянно фильтрующих различные психические импульсы и препятствующих их проникновению из одной системы психики в другую. Наиболее часто понятие Ц. использовалось Фрейдом для: а) обозначения разнообразных вытесняющих тенденций, проявляющихся в зоне перехода от бессознательного к сознательному (сознанию); б) обозначения механизма искажения сновидении, осуществляющего пропуск, модификацию и перегруппировку материала сновидений (гл. обр., неприемлемых для сознания различных бессознательных влечений). Согласно психоанализу, всё, отклонённое Ц., находится в состоянии вытеснения. В процессе сна действие Ц. ослабляется, в силу чего вытесненные влечения проявляются в сновидениях..
Цензура, контроль официальных властей за содержанием, выпуском в свет и распространением печатном продукции, содержанием пьес, кинофотопроизведений. радио- и телевизионных передач, а иногда и частной переписки, с тем чтобы не допустить или ограничить распространение идей и сведений, признаваемых высшими инстанциями нежелательными пли вредными. Подразделяется на предварительную и последующую. Предварительная Ц. предполагает необходимость получения разрешения на выпуск в свет книг, постановку пьес и т.д.: последующая Ц. заключается в оценке уже опубликованных, выпушенных издании, поставленных пьес и т.д. и принятии ограничительных пли запретительных мер в отношении тех, к-рые нарушают установленные требования.
Пополнения в рубрике "Personalia" (до 1917 г.) раздела "Цензура и текст": М.М. Макаревский, П.А. Матвеев, А.И. Меньшиков.
Меншиков Арсений Иванович (1807 — 1884) — филолог — эллинист. С 16 января 1842 по 9 августа 1849 — секретарь Московского цензурного комитета. Арх.: РГИА. Ф.772. Оп.1. Д. 1487, 2284. Справ.: Биогр. слов. проф. Моск. ун — та, Брокгауз, Венгеров III, Мезьер, Мезьер/Словарь, НЭС.
Матвеев Павел Александрович (1844—?) — критик, публицист.
С 1 августа 1888 назначен цензором С.-Петербургского цензурного комитета. С 8 января по 1 февраля 1898 и. о. председателя С.-Петербургского цензурного комитета. Со 2 августа 1898 — в отставке.
Арх.: РГИА. Ф. 776, оп. 20, д. 10; Ф. 777, оп. 4—1888, д. 92.
Справ.: АК, Брокгауз, Венгеров II, Венгеров III, Мезьер, Мезьер/Словарь, Муратова, НЭС, Южаков, Foote.
Московский университет, цветник руководителей процесса вытеснения, славен биографией Начальника Главлита Б.М. Волина. См.: К.С.Куйбышева. Волин Борис Михайлович (биографическая справка).
Борис Михайлович ВОЛИН (1886-1957)
Борис Михайлович Волин (Иосиф Ефимович Фрадкин) родился 1 июня 1886 г. в местечке Глубокое Дисненского уезда Витебской губернии, в семье мелкого служащего. В 1901 г. он окончил горное училище в Екатеринославе, а в 1914 г., получив экстерном аттестат зрелости 1-й орловской гимназии, поступил на юридический факультет Московского университета. Учился он до 1917 г. В автобиографии Б. М. Волин писал: «В связи с событиями 1917 года и моим участием в них государственных экзаменов не было y меня, диплома не выдавали». (...)
В 1911 г. Б. М. Волин был вынужден эмигрировать в Париж, на родину вернулся накануне первой мировой войны. В период Февральской революции он стал членом Московского комитета партии, секретарем и сотрудником газеты «Социал-демократ» органа МК РСДРП (б). В 1917 г. он был также одним из видных большевистских муниципальных деятелей Москвы (...) В 1927-1929 гг. — руководил отделом печати Народного комиссариата иностранных дел, в 1931 -1935 гг. — был начальником Главлита.
Ряд лет Б. М. Волин находился на ответственной дипломатической работе. В 1924-1925 гг. он был 1-м секретарем посольства СССР в Париже, в 1926-1927 гг. — директором отдела ТАСС в Вене.
Б. М. Волин занимался научными и педагогическими вопросами: в 1931-1935 гг. он являлся директором Института Красной профессуры, в 1935-1936 гг. — заведовал отделом школ ЦК ВКП(б), в 1936-1937 гг. — был первым заместителем наркома просвещения РСФСР, с 1938 по 1941 г. — заведовал кафедрой марксизма-ленинизма в ИФЛИ, с 1945 г. — стал научным сотрудником Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. В 1946 г. он снова в Московском университете, но уже как профессор МГУ. До 1951 г. он являлся преподавателем кафедры марксизма-ленинизма.
Во время Великой Отечественной войны Б. М. Волин сражался с фашистскими захватчиками «с оружием в руках, как политработник». 1 октября 1941 г. он выехал на фронт в район Дорогобужа для чтения лекций, но в составе целого воинского подразделения попал в окружение. В тылу врага он стал организатором и секретарем большевистской группы, участником партизанского движения на Смоленщине.. Весной 1942 г. был переброшен в Москву на самолете, а в 1944 г. вновь ушел на фронт. За боевые заслуги Б. М. Волин был награжден двумя орденами Отечественной войны 1-й степени и несколькими медалями.
Б. М. Волин — автор многих научных трудов и воспоминаний.
Проверка, проведенная в декабре 1935 г. установила:
Согласно постановлениям СНК 1933 г. Отделы Военной Цензуры созданы при Уполномоченном СНК СССР и Главлитах союзных республик. Однако в ряде краев и областей (Саратов, Калинин, все области Дальне-Восточной Край) ОВЦ не созданы.
Однако ОВЦ во всех случаях выполняют не свойственные им функции, так как повсеместно превращены (неформально) в отделы Главлита, выполняя работу по общей цензуре газет и технической литературы. В ОВЦ повсеместно не обеспечено хранение секретных материалов. Краевые ОВЦ, получая секретные инструкции Уполномоченного СНК, размножают их и рассылают по районам без соблюдения секретности.
Инструкция Уполномоченного СНК СССР по охране военных тайн для союзных республик за 3 года не создана. Перечень военных тайн издан в 1933 г. и за 3 года не обновлялся, так как согласовать новый перечень с десятками управлений НКО оказалось невозможным. Многие его данные к концу 1935 года перестали быть секретными, но за это время появилась масса новых секретных показателей, которые в старый перечень не включены, поэтому не известны местной военной цензуре. НКО, нарушая постановление Политбюро от 5 апреля 1931 г., установившее обязательный порядок ежемесячного прохождения перечня секретных сведений в Главлит, помимо него рассылало оперативные указания своим подразделениям. Это приводило к ошибкам, пропускам в печать важных сведений, являющихся секретными, так как цензоры в редакциях газет не имели представления о секретности или открытости тех или иных сведений. Отделы военной цензуры укомплектованы случайными людьми. Учета кадров не ведется. Главное Управление РККА никакого участия в формировании кадрового состава ОВЦ не принимало. Многие работники ОВЦ при Уполномоченном СНК СССР, вопреки постановлению СНК СССР, не только не состояли на действительной военной службе, но даже и в запасе РККА. Организация военной цензуры в отношении печати РККА была возложена на НКОбороны, но только 22 июля 1935 г., через 2 года после постановления СНК СССР, НКОбороны издал приказ об организации Центральной военной цензуры, который не был приведен в исполнение к январю 1936 г.
На местах, в районах функции цензоров (в том числе военных) выполняли (согласно постановлению СНК об институте уполномоченных и политредакторов) по совместительству или зав. ОНО (поскольку Главлиты состояли при ОНО), либо Зав. Культпропами, либо военкомы. Даже в районах, где были сосредоточены военные части, оборонные предприятия и т.п., освобожденных уполномоченных не было.
Все это делало военную цензуру, по отзывам комиссии Оргбюро, «беспомощной».
1933, 10 ноября. Статья В.Бабкина “В борьбе с обезличкой (Наш опыт)” в “Бюллетень Главлита”
Нач. Горьк. крайлита В.Бабкина.
В БОРЬБЕ С ОБЕЗЛИЧКОЙ (НАШ ОПЫТ)
САМОЕ уязвимое место в работе советской цензуры на периферии – это обезличка: не знаешь, кто в данном пункте – районе в данное время работает – осуществляет политконтроль за изданиями и радиовещанием, не знаешь также, кто в данном полиграфическом предприятии или радио-узле персонально ответственен за выпуск в свет изданий, за радио-передачи, не знаешь, известны ли этим лицам, как самим цензорам, так и руководителям типографий и радио-узлов основные требования советской цензуры - политконтроля.
Люди сменяются, друг друга не знакомят со своими обязанностями. Новички или совсем не хотят выполнять требований советской цензуры, отговаривались незнанием их, или же начинают выполнять спец-политконтроль «всякий молодец на свой образец». При огромном количестве районов – пунктов края, при плохой организации связи, при «замалчивании» местами о происшедших переменах в личном составе работников, Крайлит не знает персонально ответственных за работу в том или ином пункте, на том или ином участке.
В борьбе с такой обезличкой мы проводим такие мероприятия:
ПОДГОТОВИЛИ ТВЕРДЫЙ подробный текст ПОДПИСКИ, выдаваемый краевому отделу военной цензуры (сознательно упирая на этот отдел, считая что это именно произведет большее впечатление ив вызовет должное уважение). О ТОМ, ЧТО ТАКОМУ-ТО товарищу ИЗВЕСТНЫ ТАКИЕ-то требования (перечисляемых подробно) советской цензуры, и что за нарушение этих требований он несет административную и судебную ответственность, что он обязуется своевременно ознакомлять с этими требованиями своих заместителей на случай выбытия с работы. Подписки такие особо разработаны 1 для самих уполномоченных Крайлита (ударение при этом сделано на работников в районах, выполняющих обязанности цензора по совместительству), 2 – для директоров – завед. типографиями и 3 завед. радио-узлами. (...)
Комментарий:
1 Василий Ефимович Бабкин (род.1899) – начальник Горьковского Крайлита с 1932 по 1938 г. Родился в многодетной крестьянской семье, имел только два класса начального образования, ушел добровольцем в РККА в 1920 г. и после демобилизации закончил краткосрочные библиотечные курсы Политпросвета. В 1924-1926 был зав Гублитом в Вятке (ныне Киров). В 1936-1939 – начальник Облита и отдела военной цензуры в Иркутске, а в 1940 г. был направлен в Нальчик редактором республиканской газеты «Социалистическая Кабардино-Балкария». Поскольку во время войны был на оккупированной территории, то после нее не имел никаких шансов на ответственную работу. Закончил карьеру в 1951 г. бухгалтером промышленной артели инвалидов и техником-плановиком УПМ Всесоюзного Общества Слепых.
Наблюдать за вытеснением вытеснителей увлекательно, но и этот процесс вытесняется чем-то иным. Конечно, писатели пробовали перепрыгнуть шлагбаум Главлита, разбрасывая буквы и жалуясь на плохую физическую форму. Цель прыжков быстро забывалась, смысл трансформировался, литература аплодировала.. Напоминаем, что была и другая традиция. А.С. "Ригин Безмолвие и свет (традиция исихазма в контексте истории)" в разделе "Человек и текст".
"Нет ничего прекраснее личности, которая в таинственной мгле внутреннего делания отстояла муть греховных тревог и, осветленная, дает увидеть в себе мерцающий, как драгоценный маргарит, образ Божий" – писал Павел Флоренский. В этих словах отражены альфа и омега духовной практики православия – от "мути греховных тревог" через "внутреннее делание" к осветленности покоя и безмолвия и, затем, – к преображению. Это и есть то "искусство из искусств", "художество из художеств", как называл отец Павел в другой своей работе православную психотехнику. Секреты этого "искусства из искусств", этой тонкой алхимии духа на протяжении веков сохранялись мастерами этого тайного "ремесла" преображения душ человеческих – "духовными старцами". (...)
Один из основных парадоксов духовной практики состоит в том, что ее успешность (достижение "исихии", внутреннего безмолвия и покоя; прикосновение "несозданного света" и преображение ума) зависят исключительно от "благодати", исходящей от Бога, являясь Его даром человеку. Никакие действия не могут гарантировать достижения цели духовной практики, но в то же время если не делать ничего из того, что обычно предписывается "монашеским деланием" и не предпринимать этот шаг навстречу Богу, то, вероятнее всего, ничего вообще не произойдет. Этот парадокс духовной практики относится, конечно же, не только к христианству, но и к духовным практикам всех религий, и в этой труднопостижимой диалектике – "находит тот, кто не ищет" и "побеждает тот, кто не стремится к победе" содержится та движущая сила, которая и побуждает человека к постоянному духовному росту; тому росту, который делает человека извечным странником духа – поистине, homo viator...
Православная духовная практика нашла свое законченное выражение в исихазме (греч. "исихия", hsucia – "покой, безмолвие, отрешенность") – учении о пути человека к мистическому соединению с Богом посредством ряда конкретных приемов самососредоточения и очищения ума от "помыслов".
Слова "безмолвие" и "свет", не случайно выбранные для названия этой статьи, являются основными символическими понятиями исихазма – "безмолвие" (исихия) относится к духовной практике, т.е. к действиям, предпринимаемым человеком по его воле, его свободному выбору, а "свет" – к "благодати" (греч. "харис"), нисходящей от Бога по мере всё большего погружения в безмолвие.
Дорогие читатели!
Вот, пожалуй, и всё. Цензуры вам.
Михаил Зеленов Разослано 13 июня 2007 г. Размещено 23 июля 2007 г.
(0.4 печатных листов в этом тексте)
|