Обновления на сайте "Открытый текст" с 12 по 17 июня 2007 г. (20.28 Kb)
Человек ищет, отправляется в долгие путешествия, уходит из дома, бросает семью, родных... И зачастую это остается бесполезным. Потому что он не знает, что он ищет, и путешествует он в противоположную сторону.
Здравствуйте, читатели ЭПИ "Открытый текст".
Наш выпуск новостей обновлений материалов сайта посвящен поиску и путешествиям. Начнем, как водится, от печки.
Рассказ "О печи и печнике" А.Г. Лоховой появился в "Промыслах и ремеслах" "Этнологического музея".
На печи чуть ли не вся семья убирается. Стоит такая печь долго, разве что под переложат. А убористая она, страсть! Палатки и шесты на печи вмещали множество воякой всячины. На печи на кирпичах сушил и валенки, и одежду, вымоченную в дождь. Случалось сушили и яблоки, и рожь и тряпицы детские (пеленки). Справа на плече лежали тяпки, скалки и мутовки. Под шестком толкушки и сковороды. Под печью кочерга, ухваты, сковородники. На малом плечике лежали спички, всегда под рукой. А бывали хитрецы-печеклады, вдоль печи делали как-бы завалинку, так на ней усядутся пол-деревни ребятишек. А вспомните какие хлебы выходили из русской печи, поставленные в печь «в вольну» — подрумяненные, душистые... (...) До сих пор, мы, деревенские по рождению и по духу, по разным обстоятельствам уже давно живущие в городе, ездим, улучив время, по разным делам в деревню. И помочь, и отдохнуть от заводского шума и городской суеты; и считаем первейшим удовольствием помыться в деревенской бане, попить чаю из самовара, а устанешь или занеможится, так полежать-погреться на печи. На печь не жалели ни трудов, ни расходов. Печника вызывали надежного, о цене не торговались, платили, сколько запросит. (...) Вот таким мастером и был Иван Яковлевич Охлучин из деревни Фомина и славился он на всю округу. Черноватый, кудреватый, хмуроватый и малоразговорчивый, всегда в каком-то больщом фартуке, прихрамывающий. «С войны шкандыбляю», - говорил он. Охлучин печекладил по деревням, беря очень умеренную плату с хозяев. Работал он не то, чтобы красиво – по мнению многих, где уж там красота: глина да кирпич! А легко. И вроде не очень быстро, но споро. Мог сложить он и подтопок, и голландку, и печь с плитой в две топки, по-своему, как другие не умели, да не считал это за стоящее дело. «Ну какая же это работа, это полработы, сложить такую печь!» - говаривал Охлучин.
В подразделе "Семейные архивы" продожается публикация метериалов конференции «Семейные архивы и семейная память в жизни современного общества" (2007 г.): Е.В. Маякова "Место семейной памяти в образовательном и воспитательном процессе учащихся. Взгляд учителя русского языка и литературы", О.В. Ермакова "Использование семейных архивов в образовательном и воспитательном процессах учащихся. Взгляд учителя истории и краеведения"
Сама жизнь заставляет нас расширять рамки исследовательской работы учащихся. Это особенно актуально для небольших сёл и деревень, где жители настолько близки друг к другу, что часто с соседями делят радость и беду. Жизнь односельчан сродни семейной жизни одной большой семьи. В доказательство своих рассуждений хочу привести отрывок из письма Большаковой Веры Алексеевны – сестры Большакова Александра, выпускника школы 1942 года, погибшего на фронте: «Я помню, как провожали ребят всей деревней на фронт. Всегда под Сашину гармонь. Все шли рядом, он всегда играл и каждый раз песню «Дан приказ ему на запад». Помню прощание за деревней, помню, как провожали и его, как он в последний раз сыграл… А потом ждали, ждали все вместе. У каждого на фронте был кто-то из родных. Да разве это забудешь?».
Путешествие в далекие края невозможно без транспортных стредств. Исследование А.А. Давыдовой "История строительства Императорского железнодорожного павильона в Нижнем Новгороде" пополнило рубрику "Дома" (Нижнего Новгорода) раздела "Текст пространства".
Впервые вопрос о строительстве на станции Нижний Новгород (или в документах просто – Нижний) Московско-Нижегородской линии Главного общества Российских железных дорог павильона для приезда императора и членов его семьи был поднят в 1886 году, во время царствования Александра III. По-видимому, инициаторами этого строительства стали Совет Управления Главного общества Российских железных дорог и Департамент железных дорог Министерства путей сообщения. (...)
Автором проекта здания и отделки внутренних помещений стал известнейший московский архитектор, построивший здание Московской городской думы (г. Москва, пл. Революции, д.2. – в советское время музей В.И. Ленина), представитель целой династии архитекторов, Дмитрий Николаевич Чичагов (1835 – 1894 гг.). (...) В советское время Императорский павильон переоборудовали под кассы предварительной продажи билетов, в 1985 году – для приема народных депутатов и других высокопоставленных лиц. Последний ремонт в нем был произведен в 1997 году, а в 2005 году была выполнена реставрация по проекту, разработанному архитекторами научно-исследовательского предприятия «Этнос». (...) На сегодняшний день Императорский павильон на железнодорожной станции в городе Нижнем Новгороде относится к категории памятников архитектуры регионального значения.
Естественно, чтобы путешествие было подготовлено, следует подробнее узнать историю того района, в который собрался путешественник. Пополнения в рубрике Справочно-информационного фонда Центрального архива Нижегородской области: списки книг "901 Историография. Источниковедение" и "9(С) История республик, краев, областей, районов, городов СССР История СССР, России"
) |
М-92 |
65866 |
Мухин Ю. |
Путешествие из демократии в дерьмократию и дорога обратно. |
|
М. |
1993 |
288 |
|
9(С) |
Н-31 |
64176 |
|
Население России в XX веке. Исторические очерки. 1900-1939 гг. |
Т. 1 |
М. |
2000 |
463 |
|
9(С) |
Н-53 |
55245 |
|
Непролетарские партии России. Урок истории. |
|
М. |
1984 |
566 |
|
9(С) |
О-82 |
60899 |
|
Отечество. Краеведческий альманах. |
№ 4 |
М. |
1993 |
270 |
|
9(С) |
О-95 |
39901 |
|
Очерки истории СССР. IX-XIII вв. |
Ч. 1 |
М. |
1953 |
984 |
Период феодализма IX-XV вв. |
9(С) |
П-50 |
67501 |
|
Политические репрессии в Прикамье 1918-1980-е гг. |
|
Пермь. |
2004 |
560 |
|
9(С) |
П-54 |
66213 |
Полян П.М. |
Не по своей воле... История и география принудительных миграций в СССР. |
|
М. |
2001 |
328 |
|
Если предстоит путешествие в историю, то необходимо знать, зачем туда идет исследователь, какие задачи он может ставить перед собой, какие задачи перед ним ставит партия. Продолжается размещение книг: в подраздел "Источниковедение" - "Обзор источников истории КПСС (Курс лекций)". См.: Лекция 21. Источники по теме: «Борьба партии за восстановление и развитие социалистического народного хозяйства в послевоенный период (1945-1953 гг.)»;
Особое место среди источников истории КПСС этого периода занимает ряд постановлений ЦК партии по идеологическим вопросам: от 14 августа 1946 г. «О журналах «Звезда» и «Ленинград»»; от 26 августа 1946 г. «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению»; от 4 сентября 1946 г. «О кинофильме «Большая жизнь»» и от 10 февраля 1948 г. «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели».
Исходя из указания В. И. Ленина о том, что писатели, художники должны внимательно «наблюдать, как строят жизнь по-новому... наблюдением отделить разложение старого от ростков нового», Коммунистическая партия вскрыла ряд идеологических извращений в изображении советской действительности. В ряде произведений литературы и искусства была обнаружена проповедь безыдейности, аполитичности, «искусства для искусства».
В этих постановлениях партия призвала интеллигенцию во всей своей деятельности неуклонно руководствоваться тем, что составляет жизненную основу советского строя — политикой партии и государства.
«Наши драматурги и режиссеры, — говорится в постановлении ЦК, — призваны активно участвовать в деле воспитания советских людей, отвечать на их высокие культурные запросы, воспитывать советскую молодежь бодрой, жизнерадостной, преданной Родине и верящей в победу нашего дела, не боящейся препятствий, способной преодолевать любые трудности».
Партия указывала, что воспитание таких качеств у молодежи возможно лишь в том случае, если деятели литературы и искусства будут отображать в своем творчестве замечательные, героические дела советских людей — подлинных творцов новой жизни.. При этом партия подчеркивала, что литераторы и художники должны показывать, что эти качества свойственны не отдельным, избранным людям, героям, но многим миллионам советских людей.
И эти поставленные задачи выполнялись. Мы продолжаем размещение книги великого путешественника. В подразделе "Археология" - С.П. Толстов "По следам древнехорезмийской цивилизации", часть вторая "Летопись мертвых городов", Гл. 5 "ЭРА СИЯВУША", Гл. 6 "СВЯЩЕННАЯ КАНГХА", Гл. 7 "СОКРОВИЩА ТРЕХБАШЕННОГО ЗАМКА", Гл. 8 "ЭРА АФРИГА"
Так, для всех этапов истории античного Хорезма характерны общие особенности строительного дела и фортификации: господство крупного квадратного сырцового кирпича с обычным стандартом 40x40x10 сантиметров, с незначительными отклонениями в ту и другую сторону; общий тип коробовых сводов полуциркульного или эллиптического сечения, с наклонным положением рядов кладки; одна и та же в своих основных принципах система оборонительных сооружений — стены с внутренними стрелковыми галлереями с высокими «стреловидными» бойницами, рассчитанными на навесной бой; весьма характерный тип укрепленных «лабиринтов», защищающих подступы к воротам; преобладание квадратных или прямоугольных в плане башен.
С большой устойчивостью на протяжении всей античности держатся трехгранные втульчатые скифские стрелы, надолго переживающие время их распространения в северном Причерноморье.
Рис. 21. Памятники городищ с жилыми стенами
1 — Кюаели-гыр; 2 — Калалы-гыр; 3 — реконструкция жилой стены; 4- керамика из Кюзели-гыр; 5 — статуэтки архаического стиля; 6 — наконечники стрел из Кюзели-гыр
(...)
Ниже мы увидим, что за этим единством внешних проявлений культуры скрывается более глубокое единство социально-экономического уклада, но и изложенного выше достаточно, чтобы рассматривать хорезмийскую античность как четко очерченную эпоху, внутренне единую и противостоящую в своем единстве глубоко отличным от нее предшествующему и последующему периодам. Древнейшие из городищ, относящихся к тому периоду, которым мы можем датировать начало нового этапа истории Хорезма, были открыты нами во время разведок 1939 г. на землях древнего орошения Ташаузской области Туркменской ССР, в зоне древнего канала Чермен-Яб. (...)
Планировка их весьма своеобразна: все огромное внутреннее пространство городища совершенно лишено культурного слоя; всюду оно представляет собой обнаженную щебнистую материковую поверхность холма. Жизнь обитателей городищ была целиком сосредоточена в длинных, опоясывающих всю площадь памятника, узких сводчатых коридорообразных помещениях, скрытых в толще мощных стен городища. В Калалы-гыре было два параллельных внутренних жилых коридора, в Кюзели-гыре - целых три. Никаких иных жилых помещений на городищах обнаружено не было. Многокомнатное здание у северной стены Калалы-гыра оказалось погребальным сооружением, «домом мертвых», где в больших глиняных корчагах хранились кости умерших. (...)
У нас немало этнографических параллелей этого принципа планировки поселений, начиная с крааля юго-восточных банту (характерно, что голландское название деревень этого типа «крааль», принятое в этнографической литературе, и значит «загон для скота»), — с его двумя концентрическими оградами, в узком проходе между которыми расположены хижины, а внутреннее, окруженное ими пустое пространство используется как загон для скота, — и кончая черкесскими равнинными деревнями XVIII - начала XIX в.
Планировка наших городищ раскрывает перед нами сразу много сторон социально-экономического быта исследуемой эпохи истории Хорезма. Прежде всего мы можем определить его хозяйство, как оседлое с доминирующей ролью скотоводства, наряду с которым существует и земледелие, — об этом говорит ирригационная сеть, на которой мы остановимся ниже. Однако на этом этапе земледелие играет явно второстепенную роль.
Далее мы видим здесь в сущности один огромный, длинный дом, общим протяжением (если суммировать параллельные помещения) от 6 до 7 километров, где обитает, по самым скромным подсчетам, несколько тысяч человек. Отсутствие признаков внутреннего членения обитающей в поселении общины и сколько-нибудь значительной социальной дифференциации жилищ заставляет предполагать сохранность достаточно архаических форм общественной организации. «Городище с жилыми стенами» - это поселение рода или группы родственных родов.
Однако мощные», укрепленные поселения, жители которых были вынуждены ютиться в темных и мрачных коридорах в толщах" глиняных стен, свидетельствуют об эпохе бурных военных столкновений, причем — и на это также отвечает нам планировка наших городищ — основным объектом этих столкновений было главное богатство общин — скот, защитить который надо было во что бы то ни стало.
Человек может жить внутри стен крепостей и путешествовать во времени и пространстве. Человек может возвращаться к печке своего дома. Человек может всё. Но путешествие обманчиво, если это не путешествие в свою собственную жизнь.
Михаил Зеленов
Разослано 22 июня 2007 г. Размещено 23 июля 2007 г.
(0.4 печатных листов в этом тексте)
|