Идет снег, солнца не видно, деревья не отбрасывают тени Темны окна домов, только запертые изнутри двери дают понять, что внутри кто-то живет.
Здравствуйте, глубокоуважаемые читатели периодического издания "Открытый текст".
Как, скажите, ориентироваться в пространстве, если не по солнцу и звездам? Что делать путнику, если природа лишает его присущих ей ориентиров? Где взять свет, чтобы осветить дорогу, карта, карта, на которой изображены горы, не отбрасывающие теней, овраги без объема, реки без глубины, леса без травы. Что за плоскостью изображения и плоскостью восприятия?
Нижегородский ученый Б.М.Пудалов сумел увидеть "Начальный период истории древнейших русских городов Среднего Поволжья (XII - перв. треть XIII в.), Его книгу, в которой приводится анализ источников и литературы по теме, а также предлагается реконструкция событий давних лет, жизни людей, о которых, кажется, сохранилось только упоминание, мы разместили в разделе "Источниковедение". Смотрите Введение, часть 1 "Начальный период истории Городца". Часть 2 "Начальный период истории Нижнего Новгорода", Заключение, Приложение.
Сопоставительный анализ текста известия о закладке города в устье Оки и «конвоирующих» его сообщений статьи под 6729 г. мартовским (и 6730 г. ультрамартовским) в различных летописных источниках приводит к следующим выводам. (...) Владимирское происхождение известия и его близость по времени к описываемому событию, а также достоверность «конвоирующих» его сообщений (проверяемая их наличием в не-владимирских памятниках) позволяют считать достоверным и само известие о закладке Новгорода (Нижнего) Юрием Всеволодовичем в 1221 г. Поэтому В.А.Кучкин справедливо замечает: «Невозможно также характеризовать свидетельство летописей об основании Нижнего Новгорода как некую «гипотезу». Гипотеза – научное предположение, рационально объясняющее явление. Такое понятие не приложимо к тексту летописной записи 1221 г. Запись вполне реальна, как реален… и сам исторический факт, в ней отраженный». (...) В древнерусском летописном известии 1221 г. специального комментирования требует, пожалуй, только слово «заложи»: ведь в летописном тексте сообщается буквально о закладке, а не об основании города (Юрий Всеволодович «заложи градъ на усть Окы», но не «созда»). Одно из значений древнерусского глагола заложити – «начать строительство здания, сооружения». При этом речь может идти как о закладке (основании) города, так и о новом строительстве с целью перестройки обветшавших сооружений. (...) Впрочем, и глагол созда не всегда означает основание города: «В лhто 6703…Князь Всеволодъ Гюргевич…созда град на Городци на Въстри обнови свою отчину», перед этим Городец Вострьский упоминается в Лаврентьевской летописи пять раз. Вместе с тем, для древнерусской лексемы основание (от глагола основати – «построить», «основать», «утвердить») И.И.Срезневский приводит значения «закладка, построение» и указывает в качестве примера на «Молитву на основание церкви» (περί συστάσεως, pro structura). Как видим, слова очень близки по смыслу, и уловить оттенки значения не всегда легко. И все же в известии 1221 г. речь идет о закладке-основании Нижнего Новгорода: на это указывает выражение «и нарече ему имя», встречающееся в протографических списках (Лаврентьевская летопись, Московский свод 1479 г.) и, следовательно, восходящее к архетипу известия. Наречение имени – часть градостроительного ритуала, совершавшаяся только по отношению к новому (а не обновляемому) городу. Именно поэтому летописную запись под 6729 г. «заложи градъ…» следует понимать как документальное свидетельство основания Нижнего Новгорода.
Может ли наука восстановить прошлое, сделать "белые пятна" истории человека читаемыми? Каковы пределы научного текста? Каковы возможности человеческого понимания, где границы сознания? Эти вопросы встают перед дилетантами и перед профессионалами Ответы на эти вопросы дают историки, философы, психологи, а также физики. В разделе "Человек и текст" мы размещаем работу американского физика Томаса Куна (1922-1996) "Структура научных революций".
Подчеркивая в самом начале этого дополнения необходимость изучения сообщества как структурной единицы в организации научной деятельности, я закончу его, отмечая необходимость пристального, и прежде всего сравнительного, изучения соответствующих сообществ в других областях. Каким образом человек избирает сообщество, каким образом сообщество отбирает человека для участия в совместной работе, будь она научной или какой-то иной? Каков процесс социализации группы и каковы отдельные его стадии? Что считает группа в целом, как коллектив, своими целями? Какие отклонения от этих общих целей будет она считать допустимыми и как она устраняет недопустимые заблуждения? Более полное понимание науки будет зависеть также и от ответов на другие вопросы. Они принадлежат к сфере, в которой требуется большая работа. Научное знание, подобно языку, по своей внутренней сути является или общим свойством группы, или ничем вообще. Чтобы понять его, мы должны понять специфические особенности групп, которые творят науку и пользуются ее плодами.
Всякая революция, в том числе в науке, сопровождается резким неприятием друг-друга двух противостоящих сторон, например, мартышки и зеркала. На помощь приходит идея безопасности, т.е. цензуры. Ограничить текст партнера, и ограничить читателя - это занятие требует профессионального подхода. Мы продолжаем знакомить читателей с цензорами дореволюционной поры. Представлены Галлер Г.И., Генц А.Р., Гиляров-Платонов Н.П., Двигубский И.А., Драшусов А.Н.
О различных технологиях этого процесса дают представление автореферат Т.Л. Полусмак "Цензурное законодательство дореволюционной России", и статья М.В. Зеленова "Спецхран и историческая наука в советской России в 1920 -1930-е гг."
На фоне начавшейся истерии в связи с "Шахтинским делом" по просьбе профсоюзных лидеров 30 октября 1929 г. секретариат ЦК (а вскоре и СНК) приняли постановления "Об улучшении библиотечной работы", в которых был тезис о необходимости разворачивания библиотечных чисток. Предполагалось изъятие книг, отражающих "взгляды оппозиционных течений в партии", а также общественно-политической литературы, "посвященной пройденным этапам нашего политического, хозяйственного и культурного строительства". Естественно, что при таких общих характеристиках набор книг, попадающих в спецфонд, мог быть совершенно произвольным, тем более что Главполитпросвет настаивал на изъятии 80% книжного состава библиотек. Поэтому с 1927 г. в библиотеках множились закрытые фонды. Их называли "запасной фонд", "архив", "фундаментальная библиотека", а также фонд "массам не давать". Главполитпросвет предлагал после проведенной чистки 2 экземпляра каждого названия изъятых книг передать в архив центральной окружной библиотеки, где они должны были храниться в специальном помещении в закрытых шкафах. Туда же поступали все массовые дореволюционные журналы, в том числе исторические и религиозные. В спецфонд включались книги, изданные до 1929 г., "книги малоактуальные, специальные, трудные, рассчитанные на ограниченный круг читателей" Вопрос о том, в каких районных библиотеках допускалась организация специального фонда, решался окружной библиотекой.
Подробности о запрещенных книгах читатель может узнать в четвертой части ("Библиографические и справочные издания") книги А.В. Блюма "Запрещенные книги русских писателей".
1231. Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей и ученых. Т.1. А-М. – М.; Л.: Academia, 1936. – 499 с. – (Гос. Центр. Книжная Палата). – 300 экз. Отношение Главлита в Центрархив. М., 1936. Возвр.: ВП-1974.
Масанов Иван Филиппович (1874-1954) – библиограф, автор капитальнейших библиографических работ; особенно прославился словарем псевдонимов, над составлением которого работал с 1900 г. Ю.И.Масанов (сын И.Ф.Масанова и сам крупный библиограф) писал в 1936 г.: “В 1936 г. издательство „Academia“ начало было осуществлять трехтомное издание „Словаря псевдонимов русских писателей и ученых“ под редакцией А.А.Боровского и Н.П.Киселева. Однако вышел из печати только первый том в крайне ограниченном количестве экземпляров, не поступивших в открытое пользование: распространялся только по научным учреждениям. Издательство „Academia“ в этом году прекратило свое существование, в связи с этим закончился выпуск словаря псевдонимов” (Масанов Ю.И. В мире псевдонимов, анонимов и литературных подделок. М, 1963. С.277). По цензурным условиям того времени, автор, знавший, видимо, об истинных обстоятельствах, не смог (или не захотел) рассказать о драматической подоплеке издания словаря 1936 г. Скорее всего, подавляющая часть его тиража была уничтожена, немногие оставшиеся – переданы в спецхраны. Публикуем отношение Главлита конца 1936 г., хранящееся в коллекции собранной известным знатоком советской цензуры профессором Мартином Дьюхерстом (Университет Глазго – пользуюсь случаем высказать ему глубокую благодарность за присылку мне ксерокопии этого документа): “Центрархиву. Не подлежит оглашению. Посылаем вам книгу И.Ф.Масанова „Словарь псевдонимов русских писателей и ученых“, том 1-й. Хранить необходимо в спецхранении или же на правах изданий, не подлежащих оглашению. И.о. начальника Оперативного сектора Главлита СССР (Давыдов)”. Причина изъятия, насколько можно понять, – обнародование сведений о так наз. “кремлевских псевдонимах” (Каменев, Зиновьев и др.), “разоблаченных” в это время как “враги народа”. К тому же в словарь вошли псевдонимы и многих писателей-эмигрантов и советских писателей, книги которых были запрещены к обращению.
Новая власть пыталась разрушить старые структуры, чтобы расчистить дорогу новым, молодым силам страны к "свелому будущему". Как это делалось на уровне губернии, какие решения принимались партийным аппаратом читатель узнает из повесток дня заседаний партийных структур. Перед их публикацией (впервые в мире) мы размещаем Предисловие к публикуемым материалам Губкома из Государственного общественно-политического архива Нижегородской области - повесткам дня Конференций, Пленумов, Бюро Президиума, Президиума и Губкома за 1917-1929 годы. Сейчас знакомим читателей с с обзором конференций Нижегородского губкома РСДРП(б) 1917 года.
Власть всегда структурирована и организована. Вместе весело шагать по просторам. Мы начинаем знакомить наших читателей со Справочно-информационным фондом Центрального архива Нижегородской области. Представлен список книг архивной библиотеки по рубрике "Высшие и местные органы власти и управления". Кроме этого, начинаем размещение Списка фондов Центрального архива Нижегородской области. Сегодня представляем первую часть: ФФ.№ 1 - 1500.
Возвращаясь к книге Куна. Дополнен материал в разделе "Человек и текст": в повесть Д.Гранина "Эта странная жизнь" помещены фотографии Д.Гранина и А.А.Любищева. Посмотрите на лицо ученого. Мог он стать во власти? Секретарем губкома, например? Свойственна ли его сознанию стая? Хотя наука делается сообществом, но ту или иную грань истины раскрывает человек в одиночку.
Являющееся настроение духа не есть новое, а уже испытайное или близко к нему подходящее, а потому есть как бы оживленная музыкой страничка прожитой психической жизни слушателя.
Другими словами, музыка дает предложение, в котором есть глагол или прилагательное, но нет подлежащего или существительного; это последнее дается лишь реакциею музыки на нервный аппарат слушателя.
Каждый человек — относительно музыкального впечатления — представляет как бы инструмент с большим запасом струн, настроенных известным образом, вследствие прожитой психической жизни. (...) Происшедшее в нервных центрах движение ощущается сначала как неопределенное настроение, которое мало помалу переходит в чувство, стремящееся в свою очередь разрешиться идеею, представлением или образом.
2. И Вечный Дух, обитающий в царстве полного покоя и высшего блаженства, возбудился и проявился на неопределенное время из Вечносущего,
3. чтобы, облекшись в человеческий образ, указать средство соединиться с Божеством и достигнуть вечного блаженства;
4. чтобы своим примером показать, как можно достигнуть нравственной чистоты, отделить душу от ее грубой оболочки, достигнуть ее совершенства, необходимого для восхождения в нескончаемое царство Неба, где царствует вечное блаженство.
(...)
15. "Вы утверждаете, что нужно поклоняться Солнцу, Духу Добра и Духу Зла; ваше учение - мерзость, говорю я вам. Солнце не действует произвольно, но по воле невидимого Творца, давшего ему начало".
16. "Он хочет, чтобы это светило сияло днем, согревало труд и посев человека".
17. "Вечный Дух - душа всего одушевленного, и вы совершаете тяжкий грех, разделяя его на Духа Зла и Духа Добра, ибо Он - исключительно только Бог Добра,
18. который, как отец семейства, делает только благо Своим детям, прощает им все проступки, если они раскаиваются".
19. "А Дух Зла живет на земле, в сердцах людей, которые столкнули детей Божиих с пути долга".
6. И Исса сказал им: "Человеческий род погибает по недостатку веры, ибо мрак и буря привели в заблуждение стадо людей, и они потеряли своих пастырей".
7. "Но бури не продолжаются постоянно, и мрак не всегда скрывает свет; небо вскоре станет ясным, небесный свет распространится по всей земле, и стадо, приведенное в замешательство, соберется вокруг пастуха".
8. "Не старайтесь искать прямых дорог в темноте под страхом упасть в какой-либо ров, но соберите ваши последние силы, поддержите друг Друга, возложите все упование на Бога и ожидайте первого появления проблеска света".
9. "Поддерживающий соседа укрепляет самого себя, и защищающий свой дом защищает свой народ и свою страну".
10. "Будьте уверены, что близок день, когда вы освободитесь от мрака; соберитесь в одну семью, и враг ваш задрожит от страха, так как он не знает, что есть милость Великого Бога".
На карте нет Солнца, нет тени, нет человека и птиц. Но они есть, их просто нет на карте.
Михаил Зеленов
Разослано 21 декабря 2005 г. Размещено 24 июля 2007 г.