Здравствуйте, глубокоуважаемые читательницы и читатели нашего журнала "Открытый текст".
Было в веках, что люди теряли и находили, что они надеялись на лучшее, а некоторые даже на отмщение. Мужчины мечтали о женщинах. А женщины... Пусть они сами скажут о себе, а мы расскажем вам о чаяниях мужчин, их поисках и находках.
Мужская надежда на изменение мира, более того - само изменение мира отражено в статье А.Ф. Лосева "Исторический смысл эстетического мировоззрения Рихарда Вагнера" .
Блок спрашивает: «Почему Вагнера не удалось уморить голодом? Почему не удалось его слопать, опошлить, приспособить и сдать в исторический архив, как расстроенный, ненужный более инструмент?». Оказывается, Вагнер, по Блоку, не только создавал красоту и не только любил ее созерцать. <...> Эстетика Вагнера и есть эстетика революционного пафоса, который он сохранил на всю жизнь и который с молодым задором выразил еще в 1849 году в статье «Искусство и революция». Идеалом Вагнера, несмотря ни на какие жизненные коллизии, всегда оставалось «свободное объединенное человечество», неподвластное, по словам композитора, «индустрии и капиталу», разрушающим искусство. Это новое человечество, по мнению Вагнера, должно быть наделено «социальным разумом», овладевшим природой и ее плодами для всеобщего блага. Вагнер мечтает о «будущих великих социальных революциях», путь к которым указывает преобразующая роль искусства. Он уповает - на человеческую природу, из глубин которой в необъятные просторы «чистой человечности» вырастает новое художественное сознание.
Подлинная революционность Вагнера в музыке наряду с этими, противоречивыми, но устойчивыми мечтаниями, а также его глубокий антагонизм с буржуазно-торгашеской действительностью привели к борьбе вокруг творчества великого композитора, не утихавшей более ста лет.
Мы также знакомим с работой самого композитора "О сущности немецкой музыки".
Что касается драматической музыки, то мы можем смело признать, что в настоящее время она у немца и француза едина; пусть ее произведения сначала создаются в какой-либо одной из этих стран, они различаются лишь по месту возникновения, а не по сути. Благодаря дружбе и обмену между обеими нациями подготавливается наступление одной из величайших эпох в истории искусства. Пусть этот прекрасный союз никогда не будет расторгнут: ведь никакое объединение двух народов не будет более плодотворным для искусства, чем братство французов и немцев, ибо гении обеих этих наций способны взаимно обогатить друг друга, восполнив то, что недостает каждой из них.
Драматическая музыка привлекала внимание и в Советской России, причем отношение к ней со стороны государства было сродни Вагнеровскому - разрушить границы частного владения мызыкой. О том, как это реализовывалось в 1919 г. свидетельствует очередная порция декретов СНК: О научных, литературных, музыкальных и художественных произведениях, О национализации нотных музыкальных магазинов, складов, нотопечатен и нотоиздательств, О порядке реквизиции библиотек, книжных магазинов и складов и книг вообще, О распределении бумаги.
Драматические, музыкальные и т. п. произведения, объявленные достоянием Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, могут быть публично исполняемы с разрешения Народного комиссариата просвещения и на условиях, им установленных, всеми лицами, учреждениями и предприятиями.
О тех настоящих мужчинах, которые реализовывали постановления СНК, посвященные цензуре, рассказывается в IV главе "Кадры решают все..." книги А.В. Блюма "Советская цензура эпохи глобального террора", которую мы также предлагаем вниманию читателей.
Волин принадлежал к типу тех самых "первых учеников", который выведен Евгением Шварцем в пьесе "Дракон". Любопытна и, возможно, не случайна перекличка пьесы с забытым и не издававшемся с 1929 г. фельетоном И.Ильфа и Е.Петрова "Три с минусом" в журнале "Чудак". В нем изображено коллективное, в виде урока в школе, инспирированное сверху осуждение писателями поступка Бориса Пильняка, издавшего за границей, причем без дозволения начальства, свой роман "Красное дерево" (как известно, тогда же, в 1929 г., разразился скандал по поводу издания за рубежом романа Е.Замятина "Мы"): "На этот раз, писателям был задан урок о Пильняке. - Что будет,-трусливо шептала Вера Инбер.-Я ничего не выучила.... Олеша испуганно писал шпаргалку...В общем писатели отвечали по политграмоте на три с минусом... И один только Волин хорошо знал урок. Впрочем это был первый ученик. И все смотрели на него с завистью. За это время ему удалось произнести все свои фельетоны и статьи, напечатанные им в газетах по поводу антисоветского выступления Пильняка... Кроме своих собственных сочинений, Волин прочел также несколько цитат из "Красного дерева". Публика насторожилась. Одни требовали ареста Пильняка. Другие просили прочесть "Красное дерево" целиком якобы для лучшего ознакомления с поступком писателя ..."
Читатель может сравнить судьбы советских цензоров с дореволюционными. Мы размещаем справки на цензоров: Бессомыкин И.И., Болдырев А.В., Булыгин В.И., Буслаев Ф.И., Драшусов А.Н.
Болдырев Алексей Васильевич (16 .03.1780 — 17. 08.1842) — востоковед.
7 августа 1833 г. утвержден сторонним цензором МЦК, уволен 22 октября 1836 за пропуск “Философического письма “ П.Я.Чаадаева, опубликованного в журнале “ Телескоп “ (1836. № 15). В 1838 г. получил Высочайшее прощение: Николай I распорядился “ уничтожить в формулярном списке отрешение его от должности” и позволил начислить пенсию по цензурному ведомству.
От себя добавим, что А.В.Болдырев был профессором (1815) и ректором Московского университета (1832—37). Положил начало изучению в университете арабского, древнееврейского, персидского и древних восточных языков. Составил первую на русском языке «Краткую арабскую грамматику» (1827).
Глубокоуважаемые читательницы электронного периодического журнала "Открытый текст"! Мы познакомили вас с представителями мужского мира за 2 века. Больше нам нечего вам сказать. И нам нечего вам пожелать. Редколлегия сайта может только сделать небольшое объявление: все мужчины из редколлегии принадлежат женщинам.
Михаил Зеленов
Разослано 22 ноября 2005 г. Размещено 24 июля 2007 г.