Здравствуй, Читатель периодического издания "Открытый текст".
Редакция сайта надеется, что Вам приходилось переживать одиночество. Оно может казаться страшным, оно может казаться радостным, оно может пугать, оно может притягивать. Кто-то бежит от людей, кто-то идет к людям. Читающий тексты, как закрытые, так и открытые, знакомится с опытом людей, переживающих одиночество. Мы предлагаем Вам открытый опыт - как отдельных людей, так и больших социальных групп, которые четко отделиляли "своих" от "чужих", ведь давно известно, что один в поле - не воин.
Защититься - первая реакция на осознание себя одним на поле битвы. В статье П.В. Чеченкова "Нижегородский кремль XIV - XV вв." рассказывается о том, как строительство Кремля отражало политическую борьбу в междуречье Оки и Волги.
Приведенные данные позволяют предполагать в XV в. на кремлевском холме наличие разнородных укреплений. Их появление тесно связано с развитием политической ситуации в Северо-Восточной Руси. Одна из составляющих, «Нижний Новгород старый», олицетворяла собой эпоху, постепенно отходящую в прошлое, - эпоху расцвета суверенного великого княжества Нижегородского. Другая, «меньшой город», выступала как форпост неуклонно утверждавшейся новой верховной власти. Символично и появление в Нижнем Новгороде «московского» кремля, и его исчезновение. В очередной раз грозно заявила о себе другая сила, разыгрывавшая нижегородскую карту- орда татарского хана. Представителям Москвы пришлось ретироваться. Василий II после Суздальского побоища оказался пленником Улу-Мухаммеда в Нижнем Новгороде.
Среди многих достопримечательностей Нижегородского кремля выделяются храм XVII в. с колокольней и художественный музей. В разделе "Цензура и текст" продолжена публикация декретов советской власти: Декрет о набатном звоне и Декрет о запрещении вывоза за границу предметов особого художественного и исторического значения.
Художественный музей размещен в здании губернаторского дворца, а мы заканчиваем размещение описи № 1 фонда Канцелярии нижегородского губернатора ЦАНО делами за 1917 г.
Один в поле не воин, это все знают точно. Но один может быть музыкантом. Мы представляем статью Н.И. Поспеловой о А.Н. Скрябине.
B период работы над «Поэмой экстаза» Скрябин формулирует одну из своих главных философских идей - идею свободного творчества: «Что же такое вся наша жизнь? Она только то, чего я желаю и добиваюсь, она игра, моя свободная игра, она для меня абсолютная ценность... Если мир есть мое творчество, то вопрос о познании мира сводится к вопросу о познании свободного творчества: как я создаю, или прежде, - что значит, что я создаю? В чем состоит процесс моего творчества?».
Действительность понимается композитором как одна из форм актуального переживания свободы. Главным ориентиром скрябинской «концепции творчества» (или, что то же - «концепции жизни») стала философско-поэтическая программа «Поэмы экстаза», насквозь пронизанная идеей творчества. Два понятия - Я и Дух, выступающий как не-Я - служили в ней выражением единой творческой деятельности. Я и не-Я - части единой всесозидающей силы, которые находятся в непрестанной борьбе самоутверждения. Согласно скрябинской теории жизни как свободной игры творческого духа, Я создает себе препятствия в процессе творческой деятельности и само же их преодолевает, причем преодолевается совершенно реальный комплекс сил: «предчувствия мрачного ритмы тревожные», «призраки страшные», «ужасов диких толпа безобразная - укусы пантер и гиен», «мученья любви» и т.п. С точки зрения Скрябина, творческий процесс непременно включает в себя момент преодоления всех трудностей и слабостей творческого акта.
Собственно, эти преодоления едины как для Я, так и для не-Я, оба пребывают в борьбе против одного «комплекса сил», чтобы, самостоятельно преодолев его, слиться (опять же одновременно) в желаемом Экстазе - магическом и тайнодействующем.
В тоже время раздел "Человек и текст" знакомит с повестью Даниила Гранина "Эта странная жизнь" об Александре А.Любищеве, "провинциальном" ученом, не стремящимся уехать в столицу.
Оставив свои дела, я следовал за ним, часами слушал его быструю речь с дикцией отвратительной, неразборчивой, как и его почерк. Я видел его без всякого ореола: плохо одетый, громоздкий, некрасивый старик, с провинциальным интересом к разного рода литературным слухам. Чем он мог пленить? Поначалу казалось, что привлекает еретичность его взглядов. Все, что он говорил, шло как бы вразрез. Он умел подвергнуть сомнению самые незыблемые положения. Всякий раз доказательно, неожиданно, думал оттуда, откуда никто не думал. Видно было, что он ничего не заимствовал, все было его собственное, выношенное, проверенное. И говорил он собственными словами, в их первородном значении.
- Я - кто? Я - дилетант, универсальный дилетант. Слово-то это происходит от итальянского дилетто, что значит - удовольствие. То есть человек, которому процесс всякой работы доставляет удовольствие. Еретичность была только признаком, за ней угадывалась общая система миропонимания, нечто непривычное, контуры уходящего куда-то ввысь грандиозного сооружения. Формы этого еще не достроенного здания были странны и привлекательны...
Не случайно у него почти не было учеников. Хотя это вообще свойственно многим крупным ученым, создателям целых направлений и учений. У Эйнштейна тоже не было учеников, и у Менделеева, и у Лобачевского. Ученики, научная школа - это бывает не так часто. УЛюбищева были поклонники, были сторонники, были почитатели и были читатели. Вместо учеников у него были учащиеся, т. е. не он их учил, а они учились у него - трудно определить, чему именно, скорее всего тому, как надо жить и мыслить. Похоже было, что вот наконец-то нам встретился человек, которому известно, зачем он живет, для чего... Словно бы имелась у него высшая цель, а может, даже открылся ему смысл его бытия. Не просто нравственно жить и добросовестно работать, нет, он понимал сокровенное значение всего того, что делал. Ясно, что это годилось только для него одного. Альберт Швейцер не призывал никого ехать врачами в Африку. Он отыскал свой путь, свой способ воплощения своих принципов. Тем не менее пример Швейцера затрагивает совесть людей.
У Любищева была своя история. Не явная, большей частью скрытая как бы в клубнях. Они начали обнажаться лишь теперь, но присутствие их ощущалось всегда. Что б там ни говорилось, интеллект и душа человеческая обладают особым свойством излучения - помимо поступков, помимо слов, помимо всех известных законов физики. Чем значительнее душа, тем сильнее впечатление...
Что происходит, когда "свои" чувствуют запах "чужих"? Они могут защититься, построить крепость, Кремль (и там держать оборону). А могут нападать, изгонять чужих, чтоб духу их не было. Чтобы никто не знал, что на поле может быть кто-то Один. Как это происходило на поле литературы повествует раздел 3.3. Книги об отдельных писателях третья часть книги А.В. Блюма "Запрещенные книги русских писателей".
1088. Крученых А.Е. Гибель Есенина. Продукция № 134. – М.: Изд-во Всерос. Союза Поэтов, 1926. – 16 с. – 1 000 экз.
Алф. список – 1948. Св. список – 1961. Возвр.: Приказ № 24. 30.04.1987.
1094. Он же. Черная тайна Есенина. – М.: изд автора, 1926. – 24 с. – 5 000 экз.
Библиогр. указатель № 7(17). М., 1952. Св. список – 1957. Возвр.: Приказ № 15. 02.04.1987.
Об авторе см. № 930. Все книги арестованы за “излишнее педалирование” есенинской темы, факта его самоубийства, цитирование запрещенных авторов. Например, в первой из указ. книг (“Гибель Есенина”) Крученых, говоря о предчувствиях поэтов, в стихах предсказавших свою гибель (Пушкин, Лермонтов и другие), добавляет: “Есть общая судьба у поэтов, вне зависимости от времени их жизни. На нашей памяти Гумилев писал о том, что рабочий отливает пулю для него – и ведь сбылось” (с.4) Следует заметить, что это стихотворение Гумилева “Рабочий” написано еще до революции, в 1916 г., и навеяно событиями Первой мировой войны, участником которой был он сам. Речь в нем идет о немецком рабочем, хотя трагическая участь Гумилева заставляла многих думать иначе. Подозрительными, с цензурной точки зрения, оказались, возможно, и некоторые утверждения Крученых, например такое: “У Есенина всегда выходило – чем революционнее, тем слабее. Стихи о Ленине вызывают недоумение. Полно, Есенин ли это?… И вся революция не впору Есенину, не по нем”, и т.п.
Глубокоуважаемый читатель! У редакции сайта нет никакого рецепта, как противостоять одиночеству, да и желания противостоять тоже нет. Однако мы настоятельно напоминаем Вам, что Один в поле - не воин. Он - Творец.
Михаил Зеленов.
Разослано 14 ноября 2005 г. Размещено 24 июля 2007 г.