Обновления на сайте с 15 августа по 13 сентября 2005 г. (Часть 2) (4.5 Kb)
Дорогой читатель электронного периодического издания "Открытый текст".
Всё, что можно передать через текст, мы вам передаем именно через текст. Всё, что текстом не передается, мы передаем вам с помощью слов: проблема перевода текста на текст необыкновенно заботила цензурных работников всегда, особенно, если это касалось таких официальных текстов, как Конституция. Грустные и веселые истории, рассказанные Главлитом о себе в своих же Бюллетенях 1930-х годов, предалагает вам Арлен Блюм в работе "Советская цензура эпохи Большого террора: по материалам секретных бюллетеней Главлита СССР":
В газете "Советский Туркменистан" (на туркменском языке) за 16 июня обнаружены следующие искажения проекта Конституции: "Ст.12. Слова "Кто не работает, тот не ест" переведены "Кто не работает, тот не укусит".
В газете "Хурурданн Айстан" 27 апреля с.г. напечатана заметка В. Тотовенца о проекте Конституции, в которой автор пишет: вместо "каждый гражданин имеет право на охрану здоровья" - "каждый гражданин имеет право быть больным".
В журнале "Литературный критик" (1936, N2) в статье Луначарского "Литература шестидесятых годов" сказано: "Чернышевский почти не знал Маркса, по его пути пойти не сумел и остался народником-утопистом". Снято слово "народник", как противоречащее ленинской оценке Чернышевского, и заменено словом "социалист".
А в 1860-х, понятно, свирепствовала тьма, люди выходили на улицу со свечками и запросто сбивались с дороги. Вот, например, Чернышевский, не смог пойти по пути Маркса, остался Чернышевским, т.е. собой. Об атмосфере и остаточном смысле тех лет повествует автореферат П.С. Рейфмана "Отражение общественно-литературной борьбы на страницах русской периодики 1860-х годов".
Один из яростных "опровергателей" революционных демократов, А.Незлобии (А.А.Дьяков), был в значительной степени прав, утверждая, что распространению "нигилизма" в обществе "содействовали тысячи имен, более или менее ничем не примечательных, таившихся в журналах под скромными двумя буквами, а в них-то и была вся сила пропаганды. Через них новые идеи проникали в общество, находили в нем поклонников и последователей". Хотя на пути распространения демократических идей воздвигались всяческие препоны, эти идеи оказалось невозможным уничтожить» Правительству не удалось ликвидировать вольнолюбивую журналистику. Рассеянные силы сплачивались вновь.
В то время, как правительство страдало от надоедливых журналистов, оно же не забывало строить больницы, дома призрения, в чем ему и помогало созданное в 1860-х земство. Каким образом это происходило в Нижегородской губернии вы можете узнать, пройдясь по фондам ЦАНО: ФОНДЫ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ПРЕЗРЕНИЯ, ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА О НАРОДНОЙ ТРЕЗВОСТИ
Со времен Салтыкова-Щедрина известно, что любимая затея губернаторов - игра с территорией, градостроительство. Да и не только губернаторам это свойственно, борьба за свою территорию очень часто определяет жизнь людей с рождения и до... Мы рассказываем Вам об Архитекторе Яковлеве, который мыслил скорее не территориями, а пространством: Татьяна Кучерова. Преобразователь городской среды: архитектор Александр Александрович Яковлев (1879-1951)
И вслед за этим предлагаем познакомиться с пространством одной из улиц Нижнего Новгорода, улицей Славянской.
Редколлегия сайта желает Вам чистого пространства, радости и открытия наших текстов.
Михаил Зеленов
Разослано 15 сентября 2005 г. Размещено 24 июля 2007 г.
(0.1 печатных листов в этом тексте)
|