Здравствуйте, читатели издания "Открытый текст".
Так уж устроен человек, что он, как правило, воспринимает мир частями. Многие мои коллеги педагогического устремления переключили свое внимание на стайки студентов, у других продолжается болдинская осень, третьи, не дожидаясь обновлений, сами заходят на сайт и смотрят рубрику "Обновление материалов".
Одолевшая администрацию сайта страсть к администрированию заметно ослабела. Сигаретным дымком размывается вопрос "Что бы еще сделать такого?". Ульянов переходного возраста по-якобински кратко (страниц на 300) ответил на вопрос "Что делать?". Мое же сердце все более и более ймет покоя и тишины, наблюдая, как рука тянется к перу, а перо к бумаге. Поскольку часть мира под названием "что-то сделать" ничем не лучше и не хуже части мира под названием "ничего не делать", то я приглашаю Вас к путешествию в часть мира под кодовым названием "все сделано давно и без нас".
Как всегда, работает Канцелярия Нижегородского Губернатора. Дела о денежных ссудах, экономическом положении города, беженцах, судебных передрягах... Суета сует. Дела за 1913 год (оп. №1), за 1914 г. (оп.№1), Дела за 1814-1917 годы (опись №3) предлагаются вниманию читателю, видящему за заголовком "Дело о наложении административного взыскания на Ивана Ваганова и Ивана Кулакова за уклонение от изготовления сапог для армии" разгар мировой войны, читающих накануне новогодних праздников газету мужиков... с вопросом "что делать?"...
Как всегда, к Канцелярии Губернатора прилагаются Губернаторы. Всякие представления о том, что они приходят ниоткуда и уходят в никуда приходится беспощадно отбросить - в справочнике "Нижегородские губернаторы XVIIIв.", созданном Ф.А.Селезневым, про них всё сказано:
В 1725 г. Ю.А.Ржевский был обвинён генерал-майором С.А.Салтыковым, руководившим проведением всеобщей ревизии (переписи населения) в Нижегородской губернии, в непорядках со сбором налогов. В январе 1726 г. Сенат отстранил Ю.А.Ржевского от должности. Он был вызван в Петербург, где находился до июля 1727 г., пока Пётр II своим указом не позволил ему вернуться к своим обязанностям. В 1728 г. следствие по делу Ржевского возобновилось. По поручению Сената его вёл князь Семён Гагарин. Ю.А.Ржевский был вынужден оставить свой пост и в конце 1728 г. покинул Нижний Новгород. Умер в Москве. Юрий Алексеевич Ржевский является прапрадедом Александра Сергеевича Пушкина.
Не только сбор налогов находился в центре интересов губернаторов, но и градостроительство. Про одного из выдающихся нижегородских архитекторов - Георга Кизеветтера- рассказывается в статье Т.Кучеровой "Первый среди равных".
Самое знаменитое произведение Георга Ивановича – дом городского головы Федора Петровича Переплетчикова, впоследствии чайная «Столбы» на бывшей «Миллионке», прозванная так из-за великолепной колоннады (ул.Кожевенная, 11). Дом построен в 1838-1840 годы, за него архитектор был удостоен высочайшей похвалы императора Николая I: «Кизеветтеру объявить Монаршее удовольствие за красоту сего фасада».
Над губернатором, как это принято, стоит император. Всякий император не чужд раздумьям, но не каждый оставляет после себя философкие откровения "Наедине с собой", как это сделал Марк Аврелий во II в н.э.
Помни, с каких пор ты откладываешь это и сколько уже раз, получив от богов отсрочку, ты не воспользовался ею. А пора уж тебе понять, какого мира ты часть и какого мироправителя истечение, и очерчен у тебя предел времени; потратишь его, чтобы так и не просветлиться душой -- оно уйдет, ты уйдешь, и уж не придется больше.
В отличии от Римских императоров, Российские не брезговали и цензурой для очищения нравов и противодействия дурным помыслам. Мы продолжаем знакомить читателей с кадровым составом цензурата, на сей раз Москвы XIX в. Предлагаем Вашему вниманию следующие биографические справки руководителей Московского цензурного комитета: С.Т.Аксакова, В.П.Мещерского, И.В.Росковшенко, Н.П.Мансурова.
Было в веках и такое, что автора запрещали и до революции, и после революции. Мы закончили публикацию справочника А.В.Блюма "Запрещенные книги русских писателей и литературоведов. 1917-1991" (буквы Щ-Я).
Юшкевич С.С. Эпизоды: Повесть. – М.; Л.: Земля и фабрика, 1926. Юшкевич Семен Соломонович (1868-1927) – прозаик, автор многочисленных произведений – в основном, из еврейской жизни. Печататься начал в 1897 г., активно сотрудничал в горьковском издательстве “Знание”, выпустившем в 1903-1908 гг. его собрание сочинений в 5-ти томах.
Автором предисловия к ней являлся критик Л.Авербах. Свою “рекомендацию”, между прочим, он начинает так: “Это книга о нашем враге. И это книга, врагом написанная. В этом ее двойная ценность (!)… Книга С.Юшкевича рисует нам нашего врага человеком, у которого вместо разума – страх, вместо бодрости – трусливый трепет… “Эпизоды” написаны им в 1922 г., книга вышла в Берлине в издательстве “Гамаюн”. Перо Юшкевича, против воли писателя, делает наше дело. Поистине, это международное лицо нашего врага”.
Так цензура демонстрирует, как трактовать текст. Однако есть и другой подход - просто читать его. С размышлениями великого музыканта Святослава Теофиловича Рихтера (из книги Бруно Монсенжона. Рихтер Диалоги. Дневники.) об этом мы знакомим наших внимательных читателей.
He люблю держать в руках партитуру, слушая музыку. Я слушаю ее не ради того, чтобы вершить суд над произведением, а чтобы наслаждаться ею. Мне кажется почти оскорбительным заведомое знание, что вот здесь должны вступить либо флейта, либо гобой. Меня это отвращает, ибо тогда все лишается прелести и тайны, в которую я не стремлюсь проникнуть, приобретает некий школярский оттенок. Кстати, я вообще против всякого изучения и анализа. Я никогда не заглядываю в оркестровые партитуры исполняемых мной концертов. Я не смотрю, я слушаю. Так все становится для меня неожиданностью, я могу держать в голове целиком всю партитуру и дать волю воображению.
Исполнитель есть в сущности исполнитель воли композитора. Он не привносит ничего, чего не содержалось бы в сочинении. Если он талантлив, то приподнимает завесу над истинным смыслом произведения - лишь оно гениально, и лишь оно в нем отражается. Он не должен подчинять музыку себе, но - растворяться в ней. Не думаю, что моя игра изменилась, а если изменилась, я этого не заметил. Может быть, я играл все более раскованно по мере того, как избавлялся от пут существования, от всего лишнего, всего, что отвлекает от главного. Я обрел свободу, замкнувшись в себе.
У меня могли зародиться сомнения относительно того, удастся ли мне сыграть то, что я слышал, но в отношении любого произведения я всегда с самого начала был уверен, что его следует играть именно так, а не иначе. Почему? По очень простой причине: я внимательно смотрел в ноты. Ничего другого и не требуется, чтобы стать зеркалом содержащегося в них.
Однажды Курт Зандерлинг так отозвался обо мне: «Он умеет не только хорошо играть, но и хорошо читать ноты».
Довольно верное замечание.
Путешествие по обновлениям сайта не закончилось. Оказывается, всё это сделано давно и нами. Вам увлекательного чтения, радости от встреч с богатством мира и приятного послевкусия.
Главный редактор самого себя Михаил Зеленов.
Разослано 13 сентября 2005 г. Размещено 24 июля 2007 г.