subscribe/archive/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Рассылка новостей  /  Архив рассылок

 Архив рассылок

Новости сайта с 7 по 14 августа 2007 г. (14.39 Kb)

Здравствуйте, уважаемые читатели Электронного периодического издания "Открытый текст".

Представляем Вам материал, который условно можно объединить словосочетанием "Голос человека".

О "Свободе от известного" написал Дж. Кришнамурти, а прочитать это можно в разделе "Человек и текст"

На протяжении столетий мы нуждались в постоянной опеке наших учителей, нашего авторитета, наших книг, наших святых. Мы говорим: «Расскажите мне о том, что лежит за этими холмами и горами, этой землей». И мы удовлетворяемся полученными описаниями. Это означает, что мы живем со слов, наша жизнь поверхностна и пуста, мы люди "со вторых рук". Мы живем так, как нам говорят, либо следуем нашим склонностям, нашим стремлениям, либо подчиняемся обстоятельствам и окружающей среде. Мы - результат всякого рода влияний, и в нас нет ничего нового, ничего, что мы раскрыли сами, ничего оригинального, чистого, светлого.
(...) Я думаю, есть различие между человеком и индивидуумом. Индивидуум - это локальная сущность, живущая в определенной стране, принадлежащая к определенной культуре, к определенному обществу, к определенной религии. Человек не локальная сущность - он везде. Если индивидуум действует только в отдельном уголке обширного поля жизни, то его деятельность совершенно не соотносится с целым. Таким образом, надо помнить, что мы говорим о целом, а не о какой-то части, потому что большее включает меньшее, тогда как в меньшем большее не содержится. Индивидуум - это маленькая, несчастная, терпящая неудачи сущность, удовлетворяющаяся своими богами и узкими традициями, тогда как человек озабочен всеобщим благом, всеобщим страданием и всеобщим смятением в мире.
Мы - люди - остались такими же, какими были на протяжении миллионов лет, - бесконечно жадными, завистливыми и агрессивными, подозрительными, полными тревог и отчаяния, со случайными вспышками радости и любви. Мы - страшная смесь ненависти, страха и доброты, насилие и мир одновременно. Внешне достигнут большой прогресс - от повозки, запряженной волами, до реактивного самолета, но психологически индивидуум все же не изменился, а структура общества всюду в мире создана индивидуумами. Внешняя социальная структура - результат внутренней психологической структуры наших человеческих отношений, так как индивидуум - результат совокупного опыта, знаний и поведения человека, каждый из нас - это склад всего прошлом. Индивидуум - это человек, который представляет собой все человечество; вся история человека записана в нас.

Подраздел "Семейные архивы" начал размещение известной книги Пола Томпсона "Голос прошлого": содержание, Глава 1. История и общество , Глава 2. Историки и устная история , Глава 3. Достижения устной истории, Глава 4. Источники. Книга размещается со значительными сокращениями.

Когда я говорю «устная традиция», я имею в виду национальную традицию, складывающуюся из мнений отдельных людей: то, что говорили и повторяли все — крестьяне, горожане, старики, женщины, даже дети; то, что можно услышать, если как-нибудь вечером заглянуть в деревенскую таверну; то, что можно почерпнуть, если, встретив на дороге праздного путника, затеять с ним разговор о дожде, о времени года, потом о высоких ценах на продукты, потом о временах Императора, а потом о Революции. (...) Ян Вансина в своем классическом труде «Устная традиция: исследование исторической методологии» (1965) выделил в африканской устной традиции пять категорий запоминаемого. Во-первых, это формулы: заучивание формулировок, ритуалов, лозунгов и титулов. Во-вторых, географические названия и имена. Затем официальная и неформальная поэзия — историческая, религиозная или личная. Четвертую категорию составляют рассказы — исторические, дидактические, художественные или личные. И, наконец, пятую — юридические и иные комментарии. Не во всех африканских обществах эти категории встречаются в полном наборе. Официальная поэзия и историческая проза, например, возникают лишь на относительно высоком уровне политической организации общества. Тем не менее в большинстве обществ, как правило, существует значительный спектр устных источников. Социальное значение некоторых разновидностей устной традиции привело также к выработке надежных механизмов для ее передачи из поколения в поколение с минимумом искажений. Так, на практике коллективные свидетельства относительно исполнения ритуалов, разрешения споров, передачи знаний и декламации при вступлении в должность позволяли веками сохранять точные формулировки текстов, иногда устаревших настолько, что их уже никто не понимал. Традиции такого рода напоминают юридические документы или священные книги, а их носители при многих африканских дворах становятся высококвалифицированными специалистами-чиновниками. В Руанде, например, за сохранение разных традиций отвечали генеалоги, хронисты, придворные певцы и абииру. Генеалоги, абакурахвенге, должны были помнить списки королей и королев-матерей; хронисты, абатеекерези, — важнейшие события разных правлений; придворные певцы, абасизи, были хранителями панегириков королям, а абииру — тайн династии. «Без нас имена королей канули бы в небытие, мы — память человечества», — справедливо утверждали «поющие славу»: «Я учу королей истории их предков, чтобы жизни древних могли послужить им примером, ведь мир стар, но будущее вырастает из прошлого».

В разделе "Глоссарий" размещены  термины "Архив" и "Архивы в России" из Русского энциклопедического словаря, издаваемого профессором С.-Петербургского университета Н. И. Березиным. – СПб.: тип. И. Мордуховского, Отд. 1. Т. 2. – 1874.
Архив – место склада старинных документов и дел разных ведомств. Как собрание важных исторических источников, архивы должны удовлетворять в особенности следующим условиям: 1) рукописи и дела должны быть в низ предохранены от влияния сырости, от возможностей пожара и т. под. 2) Приведение в стройный порядок исторических материалов, а также описание их необходимо требуют ученой подготовки в лицах, на которых возложено заведывание подобными учреждениями, а потому вообще следует избирать в хранители их людей, знакомых с требованиями исторических наук и палеографией. 3) Сокровища архивов должны быть доступны лицам, которые посвятили себя серьезному изучению истории и, следовательно, в состоянии более, чем кто-либо, знать, что пользование материалами предоставляется не в виде извлечения из них разного сора и хлама, а с целью обогатить науку сведениями о жизни и подробностях целого народа в данную эпоху. Если некоторые факты и не подлежат обнародованию по каким-либо постановлениям, то они должны быть во всяком случае известны историку для общих выводов.

Рубрика "Цензоры" пополнилась именами цензоров Санкт-Петербургского цензурного комитета: Юз Вильям Вильямович ([1836](1838?)—4.05.1888), Штюрмер Владимир Вильгельмович.

Продолжается публикация описей Ф. 4254 Центрального архива Нижегородской области (Управление по охране государственных тайн в печати при Горьковском Облисполкоме). Размещена оп. № 1 и предисловие к публикации, подготовленное М.В. Зеленовым.

2
3
Сводки важнейших вычерков предварительной цензуры
январь 1938 январь 1939
133
 
3
1
Циркуляры, руководящие инструктивные указания Главлита
январь
декабрь 1937
90
 
4
2
Руководящие инструктивные указания отдела военной цензуры СССР и циркуляры
январь
декабрь 1937
157
 
5
3
Материалы обследования работы цензуры и инструктаж работников
январь
август 1937
316
 

Статья М.А. Сапонова "Устная культура как материал медиевистики" появилась в рубрике "Музыкальные эпохи"

В контексте европейских историко-культурных проблем понятие устного музыкально-поэтического профессионализма все еще режет слух, хотя признание самой возможности процветания в прошлом высокой бесписьменной традиции застало бы врасплох скорее филологов, чем историков музыки. Любой музыкант знает, что полная «скриптуализация» его искусства нереальна. Наша вера во всесилие письменности тенденциозна, порождена общеевропейским самовнушением, парадоксально позволяющим забыть о роли исполнительско-педагогической преемственности, без которой нотопись осталась бы загадкой, подлежащей дешифровке. Правда, и живущая устная традиция выдвигает много проблем, особенно для историков, не верящих в почтенность ее возраста. (...) Кодексоцентристское мышление исходит из негласного постулата о том, что письменный памятник функционирует в Средние века точно так же, как партитура в Новое время, а работа средневекового книгописца, соответственно, приравнивается к писательскому или композиторскому труду. По той же логике и прочие артистические профессии жонглерских времен притягиваются к нашей номенклатуре, подвергаясь делению на специализированных исполнителей, аккомпаниаторов и т. п., а высшей целью всех этих экспертов объявляется при этом создание шедевров, «вершинных явлений», по которым предписывается изучение истории музыки. Одним словом, в создаваемой ныне модели достаточно исказить лишь один параметр — коммуникативный (подменить устность письменностью) — и одно это потянет за собой все структуры музыкальной жизни и мгновенно превратит наши рассуждения о Средневековье в половинчатый самокомментарий вместо аутентичного портретирования далекой эпохи. Ведь устность — не просто один из способов передачи информации, а признак особого состояния художественной культуры. Для его понимания и изучения необходимо преодолеть столетиями укорененные в нас книжные критерии и методологические установки аристократизированной историографии вообще. (...) Упомянув основное и слегка затронув один — игровой — аспект менестрельной поэтики, замечу лишь, что в наше время реликты фольклорного, популярного, устно-профессионального и т. п. творчества Средневековья обнаруживаются в памятниках и даже в сохранившейся устной традиции. Результаты поисков поражают не столько тем, что этих реликтов оказалось больше, чем предполагали, сколько выдвигаемыми в такой ситуации новыми методологическими задачами и перспективами. Выясняется, например, что устные практические критерии интенсивнее, чем думалось, пронизывают все западное наследие от латинских секвенций до ансамблевых табулатур раннего барокко; что степень нотированной фиксации светской монодии (песни «трубадуров» и т. п.) в средневековых рукописях вполне достаточна для исполнения» и не нуждается в привносимых априористских схемах, вроде ритмических модусов по пресловутой системе Людвига-Бека-Обри и т. д.

Редакция желает всем читателям хорошей погоды и приятного чтения.

Михаил Зеленов


(0.3 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Зеленов М.В.
  • Размер: 14.39 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Зеленов М.В.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Места отпуска на сайте с 6 по 11 августа 2011 г.
Кадры на сайте "Открытый текст" с 1 по 5 августа 2011 г.
Соло истории на сайте с 25 по 30 июля 2011 г.
Провинциальные древности и актуальные вечности на сайте с 17 по 23 июля 2011 г.
Про стихи на сайте "Открытый текст" с 12 по 17 июля 2011
Люди и подобия на сайте "Открытый текст" с 7 по 12 июля 2011 г.
Расправа на сайте с 1 по 6 июля 2011 г.
Жизнь и смерть на сайте "Открытый текст" с 7 по 17 июня 2011 г.
День рождения цензуры на сайте с 1 по 6 июня 2011 г.
Мнимоси и Юмор в обновлениях "Открытого текста" с 1 по 6 апреля 2011 г.
Женщины на сайте "Открытый текст" с 4 по 8 марта 2011 г.
Чужие на станицах "Открытого текста" с 26 февраля по 2 марта 2011 г.
Мужчины в "Открытом тексте" с 20 по 24 февраля 2011 г.
Странники на страницах "Открытого текста" с 14 по 18 февраля 2011 г.
Материалы с 1 по 7 февраля 2011 г. Долгая пауза из рыбьей чешуи
Обновления сайта с 25 по 31 января 2011 г. Мастер и Маргарита.
Обновления на сайте "Открытый текст" с 19 по 23 января 2011 г. Парадоксы объяснения и нежность восприятия
Обновление с 13 по 17 января 2011 г. Что такое человечность
Обновления с 7 по 13 января. Как стать Домовым.
Обновления с 1 по 6 января 2011 г. Чудеса.
Обновление с 26 по 30 декабря 2010 г. Новогодние семейные сказки
Обновления с 20 по 24 декабря 2010 г. Разрыв с прошлым.
Обновление с 14 по 19 декабря 2010 г. Отчетный период
Обновление на сайте с 8 по 12 декабря 2010 г. Путешествие в 17 век
Обновление материалов сайта со 2 по 7 декабря 2010 г. Книжный рынок
Обновление на сайте с 26 ноября по 1 декабря 2010 г. Жизнь и смерть. Вечная тема.
Обновления на сайте "Открытый текст", посвященные цензуре, за июнь 2010 г.
Обновления на сайте с 30 мая по 4 июня 2010. Весна-Лето.
Обновления на сайте "Открытый текст", посвященные войне, за май 2010 г.
Материалы, посвященные апрельской Лениниане 2010 г.
Обновления на сайте "Открытый текст", посвященные Дню Памятников (апрель) и Дню Музеев (май) в 2010 г.
Материалы сайта с 1 по 6 апреля 2010 г.
Обновления с 26 по 30 марта 2010 г. Другие Берега
Обновления на сайте "Открытый текст" с 8 по 12 марта 2010 г.
Материалы, размещенные с 20 по 24 февраля 2010 г.
Материалы с 1 по 6 февраля 2010 г.
Обновления на сайте с 27 по 31 января 2010 г.
Обновления на сайте с 23 по 25 января 2010 г.
Материалы, размещенные с 16 по 21 января 2010 г.
Материалы сайта с 11 по 15 января 2010 г.
Обновления на сайте с 3 по 9 января 2010 г.
Обновления с 25 по 31 декабря 2009 г.
Обновления с 1 по 11 декабря 2009 г. Начало и Конец.
Материалы, размещенные на сайте с 1 по 5 октября 2009 г.
Материалы сайта с 25 по 30 сентября 2009 г.
Новости обновлений с 13 по 18 сентября 2009 г.
Обновления сайта с 7 по 12 сентября 2009 г.
Материалы с 1 по 6 сентября 2009 г.
Обновление на сайте с 25 по 30 августа 2009 г.
Обновления на сайте с 18 по 23 августа 2009 г.
Обновления на сайте с 12 по 17 августа 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 6 по 11 августа 2009 г.
Материал, размещенный на сайте с 1 по 5 августа 2009 г.
Материалы, разещенные на сайте с 25 по 29 июля 2009 г.
Новости обновлений с 19 по 23 июля 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 13 по 17 июля 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 5 по 11 июля 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 1 по 5 июля 2009 г.
Материалы, размещенные с 24 по 30 июня 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 19 по 24 июня 2009 г.
Материалы, размещенные с 13 по 17 июня 2009 г.
Обновления с 7 по 11 июня 2009 г.
Обновления на сайте с 1 по 6 июня 2009 г.
Материалы сайта с 25 по 30 мая 2009 г.
Материалы сайта с 19 по 23 мая 2009 г.
Материалы сайта с 13 по 17 мая 2009 г.
Материалы сайта с 6 по 11 мая 2009 г.
Новости обновлений с 1 по 6 мая 2009 г.
Материалы сайта с 25 по 30 апреля 2009 г.
Материалы сайта с 19 по 23 апреля 2009 г.
Материалы сайта с 13 по 17 апреля 2009 г.
Материалы сайта с 7 по 12 апреля 2009 г.
Материалы сайта с 1 по 5 апреля 2009 г.
Материлы сайта с 25 по 30 марта 2009 г.
Материалы сайта с 19 по23 марта 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 13 по 17 марта 2009 г.
Материалы сайта с 7 по 11 марта 2009 г.
Новости сайта с 25 февраля по 5 марта 2009 г.
Материалы сайта с 19 по 23 февраля 2009 г.
Новости сайта с 13 по 18 февраля 2009 г.
Новости с 6 по 11 февраля 2009 г.
Новости обнолений с 25 января по 5 февраля 2009 г.
Материалы с 18 по 23 января 2009 г.
Материалы сайта с 7 по 17 января 2009 г.
Новости обновлений с 1 по 5 января 2009 г.
Новости обновлений с 25 по 31 декабря 2008 г.
Новости обновлений с 13 по 23 декабря 2008 г.
Новости обноления материалов сайта с 1 по 11 декабря 2008 г.
Новости обновления материалов сайта с 19 по 29 ноября 2008 г.
Обновления материалов сайта с 6 по 17 ноября 2008 г.
Материалы сайта с 1 по 5 ноября 2008 г.
Материалы обновления сайта с 24 по 29 октября 2008 г.
Материалы с 19 по 23 октября 2008 г.
Новости обновлений с 12 по 17 октября 2008 г.
Материалы сайта с 7 по 11 октября 2008 г.
Новости обновления с 25 по 30 сентября 2008 г.
Новости обнолений с 19 по 24 сентября 2008 г.
Новости обновлений материала с 13 по 17 сентября 2008 г.
Новости сайта с 7 по 12 сентября 2008 г.
новости сайта с 1 по 5 сентября 2008 г.

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100