subscribe/archive/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Рассылка новостей  /  Архив рассылок

 Архив рассылок

Новости обновлений с 15 по 21 августа 2007 г. (14.53 Kb)

На берегу Океана во время отпуска собралась теплая компания: блистательные представители пустоцвета местной интеллигенции и самые красивые запасные игроки известной сборной. Их всех объединяло совместное переживание некоторого количества выпитого и причастность к чему-то прекрасному и высокому, кажется, к памятнику поэту.

Здравствуйте, читатели ЭПИ "Открытый текст". Оставим на время теплую компанию и обратим внимание на тот материал, который был размещен на сайте в середине августа. Материал отражает отпускное настроение редакции - мы все были в разных местах, более того - в разных пространствах.

Редактор раздела "Пространство" был в Нижнем Новгороде и опубликовал 5-й том ("Достопримечательное место Благовещенская слобода") научно-исследовательской документации "Выявление историко-культурной ценности и определение предмета охраны объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) – ансамблей и достопримечательных мест, расположенных в границах исторической территории «Старый Нижний Новгород»"

Достопримечательное место «Благовещенская слобода» расположено в границах исторической территории «Старый Нижний Новгород», установленной Решением Нижегородского областного Совета народных депутатов от 30.11.1993 г. № 370-М.  (...) Начало освоения данной территории связано с Благовещенским монастырем, основанным почти одновременно с возведением первых укреплений Нижнего Новгорода. Первоначальный период существования монастыря был краток – уже в 1229 году он был сожжен при набеге одного из мордовских князей и полностью смог восстановиться гораздо позднее. (...) Наиболее интенсивное хозяйственное освоение участков по правому берегу Оки фиксируется в письменных источниках с середины – второй половины XVII века.
Занимая особое положение, Благовещенская слобода территориально составляла единое целое с собственно Нижним Новгородом, а с конца XVIII века фактически вошла в его состав. Застройка слободы с самого начала носила линейный характер, обусловленный особенностями рельефа – узким вытянутым пространством между береговой линией и резко поднимающимися вверх склонами холмов, изрезанных сетью оврагов. (...) В советский период времени планировочная структура Благовещенской слободы, сделавшись периферийным участком города, достаточно быстро пришла в упадок. Это привело к постепенной утрате застройки, особенно по линии Предтеченской (Гаршина) улицы. Дальнейшая деградация инфраструктуры происходит после закрытия Арзамасского (бывшего Ромодановского) вокзала Казанской железной дороги. В конце 1960-х годов были осуществлены мероприятия по расширению развязки транспортного узла перед окским мостом. В ходе проведения этих работ была уничтожена историческая застройка по восточной границе бывшей Нижне-Благовещенской площади и на начальном отрезке улицы Черниговской (бывшей Нижнеокской набережной), снесены часовни, а также здание бывшей электростанции.
Наименование памятника: Дом П.Е. Кубаревой
Адрес: Черниговская, 5 (литер А)
Архитектор: арх. Г.И. Кизеветтер
Датировка: 1837-1905 гг.
Категория охраны: Р
Документ о принятии на государственную охрану: 559 330

 
Наименование памятника: Дом И.А. Вяхирева
Адрес: Черниговская, 12 б/2 (литер Б)
Архитектор: арх. Г.И. Кизеветтер
Датировка: 1838 – 1839 г.
Категория охраны: Р
Документ о принятии на государственную охрану: 559 330

 
Статья В.Н. Топорова "Пространство и текст" появилась в разделе "Текст пространства".
Естественно, что проблема соотношения пространства и текста не решается одинаково для всех видов пространства и особенно всех видов текста. Наиболее ценным (и одновременно наиболее сложным) представляется определение этого соотношения, когда речь идет о текстах «усиленного» типа — художественных, некоторых видов религиозно-философских, мистических и т. п. Таким текстам соответствует и особое пространство, которое, перефразируя известное высказывание Паскаля, можно назвать «пространством Авраама, пространством Исаака, пространством Иакова, а не философов и ученых», или мифопоэтическим пространством. Именно оно наиболее резко противостоит геометризованному и абстрактному пространству современной науки, имеющему и свой «стандартно-бытовой» вариант в представлениях о пространстве, свойственных значительной части современного человечества. Этому научному (или бытовому) пространству наиболее адекватно отвечают тексты, так или иначе описывающие это пространство, — как специальные (географические, картографические, геодезические, тексты, восходящие к жанру итинерариев, физические описания Вселенной и ее частей и т. п.), так и усредненно-бытовые, имеющие дело с «нейтральным» пространством.
  В дальнейшем основное внимание будет уделено именно мифопоэтическому пространству (и его основным элементам — прежде всего его центру и пути) и соответственно мифопоэтическим текстам, описывающим указанное пространство. Без определения модуса пространства в этих текстах тщетны были бы попытки решить и всю проблему соотношения пространства и текста. Понятно, что в этой статье могут быть затронуты лишь некоторые стороны проблемы, притом в довольно обобщенном плане.
В музыкальном разделе размещена "ОРКЕЗОГРАФИЯ, или Трактат о танце в форме диалога, с помощью которого каждый может легко изучить благородное искусство танца и практиковаться в нем, написанный Туано Арбо, жителем Лангра" в середине XVI в. Оказвается, за средневековым рисунком средневекового танца стоит удивительное пространство взаимоотношений благоодных людей.
Практически все ученые придерживаются той точки зрения, что танец — род немой риторики, посредством которой «оратор» одними движениями может заставить себя слушать и дать понять зрителям, что он весел, достоин похвалы, любви и почитания. Не кажется ли вам, что танец является способом речи, выраженной в движениях ног танцующего? Не говорит ли он мысленно своей возлюбленной (которая наблюдает, как он танцует с благородством и изяществом): «Любите ли вы меня? Желаете ли вы, чтобы я был с вами?» А когда разыгрываются маскарады, танец способен возбуждать аффекты: иногда гнев, иногда жалость или скорбь, иногда ненависть, иногда любовь. (...) Занимайтесь танцами добросовестно, и вы станете подходящим партнером для планет, которые танцуют сообразно своей собственной природе, и для тех нимф, о которых Марк Варрон говорит, что видел их в Лидии выходящими из источника и танцующими под звуки флейт, а затем возвращающимися в воду. А после того, как вы потанцуете со своей возлюбленной, обратитесь к неисчерпаемому источнику своих занятий, чтобы преуспеть в них. Я молю Бога, чтобы он удостоил вас этой милости.
Новый экспонат,  подготовленный Н.П. Грановской и П.Г. Грановской, в зале "Народная одежда" виртуального "Этнологического музея": "Полуплатье". Пространство одежды - самое загадочное из всех доступных.
Полуплатье, или, по другой терминологии, крестьянское платье, - вид женской народной одежды, появившейся на селе в конце 19 – начале 20 века. В Нижегородской области оно было распространено повсеместно. Носили его, как правило, девушки и молодые женщины.
Полуплатье представляет собой форму, промежуточную между крестьянским прямым (круговым) сарафаном и городским платьем, хотя конструкция его всё-таки ближе к сарафану: отсутствуют рукава и воротник, полотнища стана прямые, обильно сосборены по линии пришива, передняя часть стана обычно начинается на уровне груди или чуть ниже, задняя – по линии талии. Надевали полуплатье поверх рубахи, верхняя часть которой – «рукава» -выполняла роль блузки.
 
 

И строит дома, и танцует, и носит одежду - человек. Пространство понятия "Человек" раскрывает "Большая советская энциклопедия" (Т. 61. М., 1934).

По своей физической организации Ч. принадлежит к надтипу многоклеточных животных, к типу хордовых, к подтипу позвоночных, к классу млекопитающих, к подклассу плацентарных, к отряду приматов (см.). В отряде приматов человек входит в состав надсемейства узконосых (Catarrhina) из подотряда обезьяно-образных (Pithecoidea, или Anthropoidea, или Simiae) в качестве семейства «гоминид» (Ноminidae—от лат. homo—человек, id—сходный, родственный), т. е. «людей в широком смысле слова», причем одни авторы объединяют сем. гоминид с сем. человекообразных обезьян (кроме гиббона) в особое надсемейство. другие же (Вейнерт)—с африканскими человекообразными (гориллой и шимпанзе) в группу наивысших приматов (Summoprimates). Ч.-обр. о. (гиббон., оранг, горилла, шимпанзе) действительно по совокупности черт сходства в строении и функциях тела стоят ближе к Ч., чем к низшим обезьянам (т. н. правило Гексли). Вместе с ними Ч. образует единую группу, характеризующуюся общностью строения и происхождения от третичных обезьян. Поэтому оба семейства— гоминид и человекообразных обезьян—целесообразно объединить в надсемейство Anthropo-morpha (человекообразных приматов) в отличие от Cynomorpha—низших узконосых обезьян. Из Ч.-обр. о. ближе всего к человеку африканские человекообразные: горилла и шимпанзе. Из них шимпанзе по особенностям черепа, мозга, физиологии размножения, форме сперматозоидов, биохимическому и морфологическому составу крови и т. д. является ближайшим родичем Ч. Большее сходство с шимпанзе в устройстве черепа относится и к ископаемым гоминидам. (...) В результате длительной эволюции Ч. достиг современного уровня развития своего тела, которое продолжает эволюционировать. Но прогрессивное развитие тела Ч., его физических и психических способностей, тормазится в условиях капиталистического общества. Только в коммунистическом обществе, когда «...человек окончательно выделится из царства животных и из животных условий существования перейдет в условия действительно человеческие» (Энгельс), Ч. будет гармонично развиваться, совершенствуя не только свои умственные способности. но и физические органы.

Кроме внешнего к человеку пространства, кроме пространства внешности человека есть еще и пространство внутреннее.  "Речь о достоинстве человека" в исполнении Джованни Пико делла Мирандола (1463-94) - итальянского мыслителя эпохи Возрождения, слышна на весь раздел "Человек и текст".

 Я прочитал, уважаемые отцы, в писании арабов, что когда спросили Абдаллу Сарацина, что кажется ему самым удивительным в мире, то он ответил, что ничего нет более замечательного, чем человек. Этой мысли соответствуют и слова Меркурия: "О Асклепий, великое чудо есть человек!" Когда я размышлял о значении этих изречений, меня не удовлетворяли те многочисленные аргументы в пользу превосходства человеческой природы, которые приводят многие: человек есть посредник между всеми созданиями, близкий к высшим и господин над низшими, истолкователь природы в силу проницательности ума, ясности мышления и пытливости интеллекта, промежуток между неизменной вечностью и текущим временем, узы мира, как говорят персы, Гименей, стоящий немного ниже ангелов, по свидетельству Давида.

Все это значительно, но не главное, что заслуживает наибольшего восхищения. (...) Если ты увидишь кого-либо, ползущего по земле на животе, то ты видишь не человека, а кустарник, и если увидишь подобно Калипсо кого-либо, ослепленного пустыми миражами фантазии, охваченного соблазнами раба чувств, то это ты видишь не человека, а животное. И если ты видишь философа, все распознающего правильным разумом, то уважай его, ибо небесное он существо, не земное. Если же видишь чистого созерцателя, не ведающего плоти и погруженного в недра ума, то это не земное и не небесное существо. Это – самое возвышенное божество, облаченное в человеческую плоть.

Теплая компания сидела на берегу Океана. Она была занята собой. Океан был близок, но не познан, так как компания была от него далеко.

О мой внутренний Океан, я твоя кожа, ушедшая в отпуск в поисках полуплатья для собственного памятника. Обожди, пока натанцуюсь.

Дежурный пространстволюб

Михаил Зеленов

Размещено 8 сентября 2007 г.


(0.4 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Зеленов М.В.
  • Размер: 14.53 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Зеленов М.В.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Места отпуска на сайте с 6 по 11 августа 2011 г.
Кадры на сайте "Открытый текст" с 1 по 5 августа 2011 г.
Соло истории на сайте с 25 по 30 июля 2011 г.
Провинциальные древности и актуальные вечности на сайте с 17 по 23 июля 2011 г.
Про стихи на сайте "Открытый текст" с 12 по 17 июля 2011
Люди и подобия на сайте "Открытый текст" с 7 по 12 июля 2011 г.
Расправа на сайте с 1 по 6 июля 2011 г.
Жизнь и смерть на сайте "Открытый текст" с 7 по 17 июня 2011 г.
День рождения цензуры на сайте с 1 по 6 июня 2011 г.
Мнимоси и Юмор в обновлениях "Открытого текста" с 1 по 6 апреля 2011 г.
Женщины на сайте "Открытый текст" с 4 по 8 марта 2011 г.
Чужие на станицах "Открытого текста" с 26 февраля по 2 марта 2011 г.
Мужчины в "Открытом тексте" с 20 по 24 февраля 2011 г.
Странники на страницах "Открытого текста" с 14 по 18 февраля 2011 г.
Материалы с 1 по 7 февраля 2011 г. Долгая пауза из рыбьей чешуи
Обновления сайта с 25 по 31 января 2011 г. Мастер и Маргарита.
Обновления на сайте "Открытый текст" с 19 по 23 января 2011 г. Парадоксы объяснения и нежность восприятия
Обновление с 13 по 17 января 2011 г. Что такое человечность
Обновления с 7 по 13 января. Как стать Домовым.
Обновления с 1 по 6 января 2011 г. Чудеса.
Обновление с 26 по 30 декабря 2010 г. Новогодние семейные сказки
Обновления с 20 по 24 декабря 2010 г. Разрыв с прошлым.
Обновление с 14 по 19 декабря 2010 г. Отчетный период
Обновление на сайте с 8 по 12 декабря 2010 г. Путешествие в 17 век
Обновление материалов сайта со 2 по 7 декабря 2010 г. Книжный рынок
Обновление на сайте с 26 ноября по 1 декабря 2010 г. Жизнь и смерть. Вечная тема.
Обновления на сайте "Открытый текст", посвященные цензуре, за июнь 2010 г.
Обновления на сайте с 30 мая по 4 июня 2010. Весна-Лето.
Обновления на сайте "Открытый текст", посвященные войне, за май 2010 г.
Материалы, посвященные апрельской Лениниане 2010 г.
Обновления на сайте "Открытый текст", посвященные Дню Памятников (апрель) и Дню Музеев (май) в 2010 г.
Материалы сайта с 1 по 6 апреля 2010 г.
Обновления с 26 по 30 марта 2010 г. Другие Берега
Обновления на сайте "Открытый текст" с 8 по 12 марта 2010 г.
Материалы, размещенные с 20 по 24 февраля 2010 г.
Материалы с 1 по 6 февраля 2010 г.
Обновления на сайте с 27 по 31 января 2010 г.
Обновления на сайте с 23 по 25 января 2010 г.
Материалы, размещенные с 16 по 21 января 2010 г.
Материалы сайта с 11 по 15 января 2010 г.
Обновления на сайте с 3 по 9 января 2010 г.
Обновления с 25 по 31 декабря 2009 г.
Обновления с 1 по 11 декабря 2009 г. Начало и Конец.
Материалы, размещенные на сайте с 1 по 5 октября 2009 г.
Материалы сайта с 25 по 30 сентября 2009 г.
Новости обновлений с 13 по 18 сентября 2009 г.
Обновления сайта с 7 по 12 сентября 2009 г.
Материалы с 1 по 6 сентября 2009 г.
Обновление на сайте с 25 по 30 августа 2009 г.
Обновления на сайте с 18 по 23 августа 2009 г.
Обновления на сайте с 12 по 17 августа 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 6 по 11 августа 2009 г.
Материал, размещенный на сайте с 1 по 5 августа 2009 г.
Материалы, разещенные на сайте с 25 по 29 июля 2009 г.
Новости обновлений с 19 по 23 июля 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 13 по 17 июля 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 5 по 11 июля 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 1 по 5 июля 2009 г.
Материалы, размещенные с 24 по 30 июня 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 19 по 24 июня 2009 г.
Материалы, размещенные с 13 по 17 июня 2009 г.
Обновления с 7 по 11 июня 2009 г.
Обновления на сайте с 1 по 6 июня 2009 г.
Материалы сайта с 25 по 30 мая 2009 г.
Материалы сайта с 19 по 23 мая 2009 г.
Материалы сайта с 13 по 17 мая 2009 г.
Материалы сайта с 6 по 11 мая 2009 г.
Новости обновлений с 1 по 6 мая 2009 г.
Материалы сайта с 25 по 30 апреля 2009 г.
Материалы сайта с 19 по 23 апреля 2009 г.
Материалы сайта с 13 по 17 апреля 2009 г.
Материалы сайта с 7 по 12 апреля 2009 г.
Материалы сайта с 1 по 5 апреля 2009 г.
Материлы сайта с 25 по 30 марта 2009 г.
Материалы сайта с 19 по23 марта 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 13 по 17 марта 2009 г.
Материалы сайта с 7 по 11 марта 2009 г.
Новости сайта с 25 февраля по 5 марта 2009 г.
Материалы сайта с 19 по 23 февраля 2009 г.
Новости сайта с 13 по 18 февраля 2009 г.
Новости с 6 по 11 февраля 2009 г.
Новости обнолений с 25 января по 5 февраля 2009 г.
Материалы с 18 по 23 января 2009 г.
Материалы сайта с 7 по 17 января 2009 г.
Новости обновлений с 1 по 5 января 2009 г.
Новости обновлений с 25 по 31 декабря 2008 г.
Новости обновлений с 13 по 23 декабря 2008 г.
Новости обноления материалов сайта с 1 по 11 декабря 2008 г.
Новости обновления материалов сайта с 19 по 29 ноября 2008 г.
Обновления материалов сайта с 6 по 17 ноября 2008 г.
Материалы сайта с 1 по 5 ноября 2008 г.
Материалы обновления сайта с 24 по 29 октября 2008 г.
Материалы с 19 по 23 октября 2008 г.
Новости обновлений с 12 по 17 октября 2008 г.
Материалы сайта с 7 по 11 октября 2008 г.
Новости обновления с 25 по 30 сентября 2008 г.
Новости обнолений с 19 по 24 сентября 2008 г.
Новости обновлений материала с 13 по 17 сентября 2008 г.
Новости сайта с 7 по 12 сентября 2008 г.
новости сайта с 1 по 5 сентября 2008 г.

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100