Новости обновлений с 15 по 21 августа 2007 г. (14.53 Kb)
На берегу Океана во время отпуска собралась теплая компания: блистательные представители пустоцвета местной интеллигенции и самые красивые запасные игроки известной сборной. Их всех объединяло совместное переживание некоторого количества выпитого и причастность к чему-то прекрасному и высокому, кажется, к памятнику поэту.
Здравствуйте, читатели ЭПИ "Открытый текст". Оставим на время теплую компанию и обратим внимание на тот материал, который был размещен на сайте в середине августа. Материал отражает отпускное настроение редакции - мы все были в разных местах, более того - в разных пространствах.
Редактор раздела "Пространство" был в Нижнем Новгороде и опубликовал 5-й том ("Достопримечательное место Благовещенская слобода") научно-исследовательской документации "Выявление историко-культурной ценности и определение предмета охраны объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) – ансамблей и достопримечательных мест, расположенных в границах исторической территории «Старый Нижний Новгород»"
Достопримечательное место «Благовещенская слобода» расположено в границах исторической территории «Старый Нижний Новгород», установленной Решением Нижегородского областного Совета народных депутатов от 30.11.1993 г. № 370-М. (...) Начало освоения данной территории связано с Благовещенским монастырем, основанным почти одновременно с возведением первых укреплений Нижнего Новгорода. Первоначальный период существования монастыря был краток – уже в 1229 году он был сожжен при набеге одного из мордовских князей и полностью смог восстановиться гораздо позднее. (...) Наиболее интенсивное хозяйственное освоение участков по правому берегу Оки фиксируется в письменных источниках с середины – второй половины XVII века.
Занимая особое положение, Благовещенская слобода территориально составляла единое целое с собственно Нижним Новгородом, а с конца XVIII века фактически вошла в его состав. Застройка слободы с самого начала носила линейный характер, обусловленный особенностями рельефа – узким вытянутым пространством между береговой линией и резко поднимающимися вверх склонами холмов, изрезанных сетью оврагов. (...) В советский период времени планировочная структура Благовещенской слободы, сделавшись периферийным участком города, достаточно быстро пришла в упадок. Это привело к постепенной утрате застройки, особенно по линии Предтеченской (Гаршина) улицы. Дальнейшая деградация инфраструктуры происходит после закрытия Арзамасского (бывшего Ромодановского) вокзала Казанской железной дороги. В конце 1960-х годов были осуществлены мероприятия по расширению развязки транспортного узла перед окским мостом. В ходе проведения этих работ была уничтожена историческая застройка по восточной границе бывшей Нижне-Благовещенской площади и на начальном отрезке улицы Черниговской (бывшей Нижнеокской набережной), снесены часовни, а также здание бывшей электростанции.
Наименование памятника: Дом П.Е. Кубаревой
Адрес: Черниговская, 5 (литер А)
Архитектор: арх. Г.И. Кизеветтер
Датировка: 1837-1905 гг.
Категория охраны: Р
Документ о принятии на государственную охрану: 559 330

Наименование памятника: Дом И.А. Вяхирева
Адрес: Черниговская, 12 б/2 (литер Б)
Архитектор: арх. Г.И. Кизеветтер
Датировка: 1838 – 1839 г.
Категория охраны: Р
Документ о принятии на государственную охрану: 559 330

Естественно, что проблема соотношения пространства и текста не решается одинаково для всех видов пространства и особенно всех видов текста. Наиболее ценным (и одновременно наиболее сложным) представляется определение этого соотношения, когда речь идет о текстах «усиленного» типа — художественных, некоторых видов религиозно-философских, мистических и т. п. Таким текстам соответствует и особое пространство, которое, перефразируя известное высказывание Паскаля, можно назвать «пространством Авраама, пространством Исаака, пространством Иакова, а не философов и ученых», или мифопоэтическим пространством. Именно оно наиболее резко противостоит геометризованному и абстрактному пространству современной науки, имеющему и свой «стандартно-бытовой» вариант в представлениях о пространстве, свойственных значительной части современного человечества. Этому научному (или бытовому) пространству наиболее адекватно отвечают тексты, так или иначе описывающие это пространство, — как специальные (географические, картографические, геодезические, тексты, восходящие к жанру итинерариев, физические описания Вселенной и ее частей и т. п.), так и усредненно-бытовые, имеющие дело с «нейтральным» пространством.
В дальнейшем основное внимание будет уделено именно мифопоэтическому пространству (и его основным элементам — прежде всего его центру и пути) и соответственно мифопоэтическим текстам, описывающим указанное пространство. Без определения модуса пространства в этих текстах тщетны были бы попытки решить и всю проблему соотношения пространства и текста. Понятно, что в этой статье могут быть затронуты лишь некоторые стороны проблемы, притом в довольно обобщенном плане.
В музыкальном разделе размещена " ОРКЕЗОГРАФИЯ, или Трактат о танце в форме диалога, с помощью которого каждый может легко изучить благородное искусство танца и практиковаться в нем, написанный Туано Арбо, жителем Лангра" в середине XVI в. Оказвается, за средневековым рисунком средневекового танца стоит удивительное пространство взаимоотношений благоодных людей.
Практически все ученые придерживаются той точки зрения, что танец — род немой риторики, посредством которой «оратор» одними движениями может заставить себя слушать и дать понять зрителям, что он весел, достоин похвалы, любви и почитания. Не кажется ли вам, что танец является способом речи, выраженной в движениях ног танцующего? Не говорит ли он мысленно своей возлюбленной (которая наблюдает, как он танцует с благородством и изяществом): «Любите ли вы меня? Желаете ли вы, чтобы я был с вами?» А когда разыгрываются маскарады, танец способен возбуждать аффекты: иногда гнев, иногда жалость или скорбь, иногда ненависть, иногда любовь. (...) Занимайтесь танцами добросовестно, и вы станете подходящим партнером для планет, которые танцуют сообразно своей собственной природе, и для тех нимф, о которых Марк Варрон говорит, что видел их в Лидии выходящими из источника и танцующими под звуки флейт, а затем возвращающимися в воду. А после того, как вы потанцуете со своей возлюбленной, обратитесь к неисчерпаемому источнику своих занятий, чтобы преуспеть в них. Я молю Бога, чтобы он удостоил вас этой милости.
Новый экспонат, подготовленный Н.П. Грановской и П.Г. Грановской, в зале "Народная одежда" виртуального "Этнологического музея": "Полуплатье". Пространство одежды - самое загадочное из всех доступных.
Полуплатье, или, по другой терминологии, крестьянское платье, - вид женской народной одежды, появившейся на селе в конце 19 – начале 20 века. В Нижегородской области оно было распространено повсеместно. Носили его, как правило, девушки и молодые женщины.
Полуплатье представляет собой форму, промежуточную между крестьянским прямым (круговым) сарафаном и городским платьем, хотя конструкция его всё-таки ближе к сарафану: отсутствуют рукава и воротник, полотнища стана прямые, обильно сосборены по линии пришива, передняя часть стана обычно начинается на уровне груди или чуть ниже, задняя – по линии талии. Надевали полуплатье поверх рубахи, верхняя часть которой – «рукава» -выполняла роль блузки.
И строит дома, и танцует, и носит одежду - человек. Пространство понятия "Человек" раскрывает "Большая советская энциклопедия" (Т. 61. М., 1934).
По своей физической организации Ч. принадлежит к надтипу многоклеточных животных, к типу хордовых, к подтипу позвоночных, к классу млекопитающих, к подклассу плацентарных, к отряду приматов (см.). В отряде приматов человек входит в состав надсемейства узконосых (Catarrhina) из подотряда обезьяно-образных (Pithecoidea, или Anthropoidea, или Simiae) в качестве семейства «гоминид» (Ноminidae—от лат. homo—человек, id—сходный, родственный), т. е. «людей в широком смысле слова», причем одни авторы объединяют сем. гоминид с сем. человекообразных обезьян (кроме гиббона) в особое надсемейство. другие же (Вейнерт)—с африканскими человекообразными (гориллой и шимпанзе) в группу наивысших приматов (Summoprimates). Ч.-обр. о. (гиббон., оранг, горилла, шимпанзе) действительно по совокупности черт сходства в строении и функциях тела стоят ближе к Ч., чем к низшим обезьянам (т. н. правило Гексли). Вместе с ними Ч. образует единую группу, характеризующуюся общностью строения и происхождения от третичных обезьян. Поэтому оба семейства— гоминид и человекообразных обезьян—целесообразно объединить в надсемейство Anthropo-morpha (человекообразных приматов) в отличие от Cynomorpha—низших узконосых обезьян. Из Ч.-обр. о. ближе всего к человеку африканские человекообразные: горилла и шимпанзе. Из них шимпанзе по особенностям черепа, мозга, физиологии размножения, форме сперматозоидов, биохимическому и морфологическому составу крови и т. д. является ближайшим родичем Ч. Большее сходство с шимпанзе в устройстве черепа относится и к ископаемым гоминидам. (...) В результате длительной эволюции Ч. достиг современного уровня развития своего тела, которое продолжает эволюционировать. Но прогрессивное развитие тела Ч., его физических и психических способностей, тормазится в условиях капиталистического общества. Только в коммунистическом обществе, когда «...человек окончательно выделится из царства животных и из животных условий существования перейдет в условия действительно человеческие» (Энгельс), Ч. будет гармонично развиваться, совершенствуя не только свои умственные способности. но и физические органы.
Кроме внешнего к человеку пространства, кроме пространства внешности человека есть еще и пространство внутреннее. "Речь о достоинстве человека" в исполнении Джованни Пико делла Мирандола (1463-94) - итальянского мыслителя эпохи Возрождения, слышна на весь раздел "Человек и текст".
Я прочитал, уважаемые отцы, в писании арабов, что когда спросили Абдаллу Сарацина, что кажется ему самым удивительным в мире, то он ответил, что ничего нет более замечательного, чем человек. Этой мысли соответствуют и слова Меркурия: "О Асклепий, великое чудо есть человек!" Когда я размышлял о значении этих изречений, меня не удовлетворяли те многочисленные аргументы в пользу превосходства человеческой природы, которые приводят многие: человек есть посредник между всеми созданиями, близкий к высшим и господин над низшими, истолкователь природы в силу проницательности ума, ясности мышления и пытливости интеллекта, промежуток между неизменной вечностью и текущим временем, узы мира, как говорят персы, Гименей, стоящий немного ниже ангелов, по свидетельству Давида.
Все это значительно, но не главное, что заслуживает наибольшего восхищения. (...) Если ты увидишь кого-либо, ползущего по земле на животе, то ты видишь не человека, а кустарник, и если увидишь подобно Калипсо кого-либо, ослепленного пустыми миражами фантазии, охваченного соблазнами раба чувств, то это ты видишь не человека, а животное. И если ты видишь философа, все распознающего правильным разумом, то уважай его, ибо небесное он существо, не земное. Если же видишь чистого созерцателя, не ведающего плоти и погруженного в недра ума, то это не земное и не небесное существо. Это – самое возвышенное божество, облаченное в человеческую плоть.
Теплая компания сидела на берегу Океана. Она была занята собой. Океан был близок, но не познан, так как компания была от него далеко.
О мой внутренний Океан, я твоя кожа, ушедшая в отпуск в поисках полуплатья для собственного памятника. Обожди, пока натанцуюсь.
Дежурный пространстволюб
Михаил Зеленов
Размещено 8 сентября 2007 г.
(0.4 печатных листов в этом тексте)
|