новости обновлений с 1 по 6 сентября 2007 г. (14.05 Kb)
Здравствуйте, уважаемые читатели ЭПИ "Открытый текст". Сегодняшний выпуск рассылки посвящен 1 сентября - Дню Знаний, началу нового учебного года. Мы открываем самую страшную тайну: Человек рожден, чтобы учиться.
Если Вас эта тайна веселит - значит, ну... не знаю, что это значит. Если страшит - значит, ну... опять не знаю, что это значит. Представьте себе: тысячи поколений людей жили себе мирно, никого не трогали, пахали землю, пили водку, били друг друга от избытка радости в крови... и вдруг им всем сказать, что они жили зря, что им нужно было учиться! Что тогда начнётся на земле? Все бросят пахать, перестанут гоняться за длинным рублем, искать удовольствия в решении квартирного вопроса, который перестал стоять напрочь еще в прошлом столетии и валяется как последний нищий под забором... И все станут друг-друга учить. Впрочем, редкий сосед откажет себе в этой страсти, поскольку страсть эта, аки комариный укус, так и тянет к себе...
Вот и редакция сайта поддалась сладкому искусу отметить День Знаний каким-нибудь этаким романтическим образом. Мужская часть редакторов в самом разгаре этого романтического образа получила, правда, замечание от жены хозяина дома, но смело отвечала настырной женщине, что она, мужская часть редакции, рождена не для того, чтобы посуду мыть, а чтобы учиться. Сия магическая фраза произвела произвол в женском поведении, так как обезумевшая от внезапной догадки женщина обратилась к своему супругу с какой-то невнятной речью: "О, хозяин моей головы, может быть и я рождена не для того, чтобы мыть посуду, а учиться?!" Хозяин ея головы вынужден был совершить настоящий мужской поступок и решил проблему так: "О, жизнь моя, успокойся, ты еще не рождена".
На этом праздник знаний закончился, но обязательтва перед читателями вынуждают кратко познакомить их (вас) с материалами, размещенными на сайте в период полураспада истины на неимеющие к ней отношения части.
Лао Цзы "Дао Дэ Цзин" в разделе "Человек и текст".
5
Небо и земля не обладают человеколюбием и предоставляют всем существам возможность жить собственной жизнью. Совершенномудрый не обладает человеколюбием и предоставляет народу возможность жить собственной жизнью. (...)
8
Высшая добродетель подобна воде. Вода приносит пользу всем существам и не борется [с ними]. Она находится там, где люди не желали бы быть. Поэтому она похожа на Дао.
[Человек, обладающий высшей добродетелью, так же как и вода,] должен селиться ближе к земле; его сердце должно следовать внутренним побуждениям; в отношениях с людьми он должен быть дружелюбным; в словах должен быть искренним; в управлении [страной] должен быть последовательным; в делах должен исходить из возможностей; в действиях должен учитывать время. Посклоьку [он], так же, как и вода, не борется с вещами, [он] не совершает ошибок. (...)
15
В древности те, кто был способен к учености, знали мельчайшие и тончайшие [вещи]. Но другим их глубина неведома. Поскольку она неведома, [я] произвольно даю [им] описание: они были робкими, как будто переходили зимой поток; они были нерешительными, как будто боялись своих соседей; они были важными, как гости; они были осторожными, как будто переходили по тающему льду; они были простыми подобно неотделанному дереву; они были необъятными подобно долине; они были непроницаемыми подобно мутной воде. Это были те, которые, соблюдая спокойствие, умели грязное сделать чистым. Это были те, которые своим умением сделать долговечное движение спокойным содействовали жизни. Они соблюдали Дао и не желали многого. Не желая многого, они ограничивались тем, что существует, и не создавали нового. (...)
41
Человек высшей учености, узнав о Дао, стремится к его осуществлению. Человек средней учености, узнав о Дао, то соблюдает его, то нарушает. Человек низшей учености, узнав о Дао, подвергает его насмешке. Если оно не подвергалось бы насмешке, не являлось бы Дао. Поэтому существует поговорка: кто узнАет Дао, похож на темного; кто проникает в Дао, похож на отступающего; кто на высоте Дао, похож на заблуждающегося; человек высшей добродетели похож на простого; великий просвещенный похож на презираемого; безграничная добродетель похожа на ее недостаток; распространение добродетели похоже на ее расхищение, истинная правда похожа на ее отсутствие.
Великий квадрат не имеет углов; большой сосуд долго изготовляется; сильный звук нельзя услышать; великий образ не имеет формы.
Новые списки книг Справочно-информационного фонда Центрального архива Нижегородской области по рубрике "Народное образование. Педагогика": "37(09) История педагогики"; "373 Начальное и среднее образование". Списком "33(05) Бюджет времени" открылась рубрика "Экономика. Экономические науки".
373 |
К-29 |
39433 |
|
Каталог учебных руководств и пособий, допущенных к употреблению в низших учебных заведениях. |
|
СПб. |
1910 |
91 |
|
373 |
К-95 |
39102 |
Кутше Н.-сост. |
Елабужское городское трёхклассное училище. (1809-1896 г.) |
|
Казань |
1896 |
264 |
Историческая записка. |
373 |
Л-52 |
29658 |
|
Летние колонии. |
|
М. |
1919 |
160 |
Сборник, составленный отделом реформы школы и отделом единой школы народного комиссариата по просвещению. |
Новые статьи в Глоссарии: "Человек" из идания "Русский энциклопедический словарь, издаваемый профессором С.-Петербургского университета Н.И. Березиным" (СПб., 1873–1879) и "Музеи" из издания "Большая энциклопедия: словарь общедоступных сведений по всем отраслям знания", под ред. С.Н. Южакова (СПб., 1900–1909).
Человек (Homo sapiens), в естественно-историческом отношении: первое, самое разумное млекопитающее животное, обладающее такими же органами, как и прочие млекопитающие и в одинаковом с ними числе. Он отличается от них только высшею или низшею степенью развития отдельных органов или особенным видом их. (...) В духовном отношении человек почитается посредствующим звеном между двумя мирами: природою и духом, в противоположность животному, может руководить своими инстинктами. Познание общего и подчинение частного общему в мышлении доказывает разумность человека. Отсюда инстинкт хотения превращается у человека в разумную волю. Разумная воля избирает доброе, нравственно-прекрасное, духовное. Нравственное действование возносит человека в область чисто-духовного, высочайшего разума, по законам коего движется весь мир, область, до полного познания коей человеческий дух надеется достигнуть по окончании земной жизни. Учение это, имеющее источником своим библейское учение о двойственности человеческой природы, в первоначальном виде своем изложено в священном писании ветхого завета и, в связи с учением новозаветным, стало основанием всего догматического христианского учения о человеке.
Опубликована вторая часть "Прогулки по Кирилло-Белозерскому монастырю" с П.В. Чеченковым.

Водяным воротам с надвратной церковью Преображения. расположены почти в середине крепостной стены, обращенной к Сиверскому озеру и входят в систему монастырской ограды Старого города. Обе постройки относятся к XVI в. Но ворота возникли ранее храма, возведение которого датируется 1595 г. Они имеют, как обычно, два арочных проезда разной величины и палаты хозяйственного назначения по сторонам: с востока — кладовую, с запада — калачную и просвирную. Декоративная обработка ворот со стороны двора очень близка к убранству Святых ворот: килевидные архивольты арок проездов и прямоугольные, иногда с острым верхом ниши на устоях.
Церковь Преображения над Водяными воротами строили, видимо, по образцу ранее возведенного надвратного храма Иоанна Лествичника. Она по формам аналогична своему прототипу, только несколько грубее, приземистее. Это невысокий четверик с пониженными прямоугольными пристройками с двух сторон: алтарем и папертью, первоначально имевшей открытые арочные проемы (еще в XVII в. превращены в окна). Северный и южный фасады ее также расчленены лопатками на три прясла, украшенные нишками с остроугольными верхами. Сходство довершает венчающая церковь пирамида из трех ярусов кокошников, сплошь украшенных традиционным для местных памятников декором из рядов поребрика, прямоугольных нишек и бегунца.
Четвертая глава первой части книги Е.М. Браудо "Всеобщая история музыки" размещена в музыкальном разделе. Она посвящена музыке древних христиан, восточной и западной церковям, григорианскому хоралу, певческим школам.
В те далекие времена, когда церковь была единственной силой, способной создать истины всемирного значения, история музыкальной культуры тесно связывается с историей самой церкви. Представляя собой единственный центр идейной жизни, церковь всецело владела музыкальным искусством, но догматически суженное религиозное миросозерцание сделалось впоследствии тяжелым препятствием на пути его свободного развития. Всей силой своего авторитета церковной власти вступили в борьбу с представителями народного творчества, развившегося независимо от их опеки, и в результате этой борьбы получился тот раскол между церковной и светской музыкой, который после тысячелетней истории разрешил задачи искусства путем утверждения полной его свободы от гнета церковного авторитета. (...) Тесная связь алтаря и музыки в ранние средние века заставляла церковь с особенной тщательностью хранить традиции церковного пения. Еще на заре христианства исполнение священных псалмов, в виде повторения стихов за кантором, было несомненно всенародным, как в древнееврейской синагоге. Но по мере выработки музыкальных форм литургии, освященных высшим авторитетом церкви и теснейшим образом связанных со всем ритуалом богослужения, музыкальное исполнение от народа стало переходить к особому кругу посвященных или назначенных лиц. Еще в 367 году Лаодикийский собор постановил, чтобы «никто, кроме певцов, восходящих на ступени и читающих по книге в церкви, не пел», таким образом каждая церковь должна была взять на себя заботу о подготовке хора литургических певцов. Несомненно, что и до реформы Григория Великого были сделаны попытки установления таких церковно-музыкальных институтов. Введение антифонии само собой разумело уже существование хорошо подготовленного хора. Такие хоры существовали в Риме при папе Сиксте (432-440) и его преемнике Льве Великом (440-451). Последним основан был монастырь, обитатели которого исполняли все литургические молитвы и песнопения папской службы. Из этих скромных начатков развилась та могущественная римская певческая школа, слава которой заполнила собой весь христианский мир.
Виноград рожден, чтобы его ели, вино рождено, чтобы его пили, песня рождена, чтобы её пели... Человек рожден, чтобы учиться? Даже как-то не верится.
Михаил Зеленов.
Размещено 12 сентября 2007 г.
(0.3 печатных листов в этом тексте)
|