Здравствуйте, уважаемые читатели ЭПИ "Открытый текст".
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию материалы, которые демонстрируют творческий акт человека разумного, превращая его в человека творческого.
Открылась новая рубрика в "Персоналиях" "Текста музыки". Она посвящена Артуру Онеггеру. Читайте "Я – композитор" (избранные главы из книги).
По правде говоря, я поступаю следующим образом. Сперва стараюсь представить себе общую схему и характер всего симфонического произведения в целом. Это выглядит примерно так, словно среди необычайно плотного тумана передо мною постепенно начинают вырисовываться очертания какого-то подобия дворца. Порой луч солнца внезапно освещает одно крыло, и, окруженное еще лесами, оно становится тогда моей моделью. Затем подходит время обобщить все наблюдения такого рода, и я устремляюсь на поиски своих средств для постройки. В моих черновиках появляются заметки... (...) Как только мне приходит в голову какой-либо мотив или ритмическая формула, либо целая фраза, я их сейчас же записываю. (...) Обычно я просматриваю свои тетради для заметок в надежде обнаружить в них какой-нибудь мелодический или ритмический рисунок, или пригодные к употреблению сочетания аккордов. Подчас мне мнится, что все искомое мной уже найдено, и я принимаюсь за работу. Но нередко также меня запутывает ложный след. Поняв это, я начинаю вновь перебирать свою корзину наподобие тряпичника, охотясь за более подходящими средствами. И снова подвергаю их проверке. Затем, дав время созреть какой-либо мелодии, прикидываю мысленно все то, что из нее можно извлечь. И сколько тут бывает разочарований! Требуется немало мужества для того, чтобы начинать все сызнова по три, четыре, по пять раз...
Как-то, отвечая на одну анкету, я определил талант таким образом: «Мужество начинать все сызнова».
Случается иной раз, что ключ к решению проблемы дает некая деталь. Такой-то ритм, такая-то мелодия, которые казались мне сперва банальными, внезапно предстают передо мной в их истинном значении, захватывают меня полностью, и я уже не отступаю от них ни на единую пядь...
Закончено размещение книги М.Д. Полубояриновой "Украшения из цветных камней Болгара и Золотой Орды" в библиотечной коллекции подраздела "Археология": глава III, глава IV, заключение.
Перстни - очень распространенное украшение с глубокой древности до наших дней, их носят и женщины, и мужчины, и дети. Перстни изготовляли и изготовляют из металлов, из стекла, из кости, из камня. На мусульманском Востоке перстням придавалось исключительное значение. Об этом говорит четверостишие Омара Хайяма: «Каждое украшение, которое имеют люди, может быть, а может не быть, кроме перстня. Никогда не следует быть без него…». Перстни считались знаком власти и вместе с тем им придавалось магическое значение. По сообщению Г.Ф.Чурсина, у кавказских народов кольцо считается оковами для духов, поэтому ношение кольца или перстня на руке препятствует общению с духами. По толкованию некоторых мусульманских мудрецов, один намаз с серебряным или медным кольцом на мизинце правой руки равен шестидесяти, совершенным без кольца. Л.Л.Галкиным приводятся этнографические данные о ритуальном значении перстней в Средней Азии и у казанских татар в недалеком прошлом.
Красота и, вероятно, магия перстня возрастала, если он был украшен камнем или целиком из него сделан. Подобных перстней, сделанных из различных пород полудрагоценных камней в нашей коллекции довольно много.
Опубликованы повестки дня заседаний Бюро Крайкома за 1933 г. в рубрике "Нижегородская партийная организация". Продолжена публикация описи 4 фонда 2 (Канцелярия Нижегородского Губернатора) Центрального архива Нижегородской области. Появился фрагмент за 1817 - 1828 гг. Импульс без времени и места приобретает ритм, законченность формы, музыкальность темпа.
20. О награждении строителей Окского моста у г.Горького.
21. Об отпуске секретарю Чувашского обкома ВКП(б) тов. С.П.Петрову.
22. О командировании на посевную кампанию тов. Петрова.
23. О прополочной кампании.
24. Об улучшении общественного питания нач. состава 17 дивизии и школы им. Сталина.
25. Вопрос по инструкции ЦК ВКП(б) и СНК от 8 мая с.г.
1824 год |
415 |
|
Указы Сената |
1 янв.
28 марта 1824 |
|
|
416 г |
оц |
Дело по просьбе Латухина о новом соляном заводе |
1824 |
|
|
417 |
|
Дело по предписанию Нижегородского гражданского губернатора об определении в чиновники особых поручений князя Кугушева |
20 сент. 1824 |
|
|
В разделе "Текст пространства" 6-й том ("Достопримечательное место Започаинье") научно-исследовательской документации "Выявление историко-культурной ценности и определение предмета охраны объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) – ансамблей и достопримечательных мест, расположенных в границах исторической территории «Старый Нижний Новгород»"
Започаинская часть города, отделенная от его центра – Нижегородского кремля – Почаинским оврагом, образованным протекавшей здесь речкой Почайной, была заселена уже, по крайней мере, с XIV века. В это время осваивается историческое ядро Започаинья – площадка Ильинской горы, где на участке, известном как «Щепотный двор», возводится деревянный храм Жен Мироносиц, ставший архитектурной доминантой района.
Ильинская церковь (1655 г.), также как и Успенская, является сравнительно небольшой посадской церковью того времени, расположенная на Ильинской горе. Ее молельный зал представляет собой кубическое пространство и имеет один световой барабан и четыре ложных (надстроенных в конце XIX века). К нему с востока примыкает алтарь с одной полукруглой апсидой, а с запада такой же величины, как молельный зал, трапезная. Над главным входом в нее высится шатровая колокольня, архитектура которой примечательна и в то время характерна именно для нижегородского храмового зодчества XVII века. От основания она поднимается прямоугольным объемом и лишь вверху имеет открытую двумя большими арочными проемами в стороны света площадку, над которой располагался восьмистенный ярус звона и шатер с одним рядом слухов.
Третья книга "Опытов" Мишеля Монтеня появилась в разделе "Человек и текст".
Если бы мне было дано вытесать себя по своему вкусу, то нет такой формы, – как бы прекрасна она ни была, – в которую я желал бы втиснуться, с тем чтобы никогда уже с нею не расставаться. Жизнь – это неровное, неправильное и многообразное движение. Неукоснительно следовать своим склонностям и быть настолько в их власти, чтобы не мочь отступаться от них или подчинять их своей воле, означает не быть самому себе другом, а тем более господином; это значит быть рабом самого себя. Я сейчас вспомнил об этом, потому что мне не так-то легко отделаться от одного несносного свойства моей души: обыкновенно ее захватывает только то, что для нее трудно и хлопотно, и лишь этому она предается с горячностью и целиком. Сколь бы несложен ни был предмет, которым ей предстоит заниматься, она охотно усложняет его и придает ему такое значение, что ей приходится тратить на него все свои силы. По этой причине ее незанятость для меня крайне мучительна и вредно отзывается на моем здоровье. Большинству умов, чтобы встрепенуться и ожить, нужны новые впечатления; моему, однако, они больше нужны для того, чтобы прийти в себя и успокоиться, vitia otii negotio discutienda sunt. "Пороки праздности необходимо преодолевать трудом" (лат.), ибо его главнейшее и наиболее ревностное занятие – самопознание. Книги для него своего рода отдых, отвлекающий его от этого всепоглощающего дела. Первые же явившиеся ему мысли сразу возбуждают его, он стремится самым различным образом проявить свою мощь: он старается блеснуть то остротой, то строгостью, то изяществом; он сдерживает, соразмеряет и укрепляет себя. В себе самом обретает он побуждения к деятельности. Природа дала ему, как и всем, достаточно поводов к полезным раздумьям и широкий простор для открытий и рассуждений.
Для всякого, кто умеет как следует оценить свои возможности и в полной мере использовать их, размышление – могущественный и полноценный способ самопознания; я предпочитаю самостоятельно ковать себе душу, а не украшать ее позаимствованным добром.
Если бы был творческий акт, был бы итог. Если бы я мог подвести итог творческому акту, я бы его подвел. Поскольку всё очевидно, небо остается голубым, а земля покоящейся на трех китах, то редакция расстается с читателям до следующей рассылки без итогов.
И какие могут быть итоги, если лучшее творчество - застольная беседа с друзьями, которая растворяется в небе, хотя и покоилась ранее на трех китах.
михаил зеленов