subscribe/archive/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Рассылка новостей  /  Архив рассылок

 Архив рассылок

Новости обновлений с 25 по 30 сентября 2007 г. (10.87 Kb)

Перед лицом смерти бессмысленно всё.

В том числе и жизнь, маленькая жизнь маленького человека. О смысле внешнего и внутреннего наша сегодняшняя рассылка.

Здравствуйте, уважаемые читатели ЭПИ "Открытый текст".  

Перед лицом реальности становится бессмысленным всё, что человек наделял смыслом. Если смыслом был наделен ритуал - он теряет свой смысл, если музыка - ее уже не понять, если собственный дом - его уже нет, если внутренний опыт - его не услышать. Тараканьи бега выигрывает таракан, который не может наделить смыслом ничего, ни свои бега, ни свою краткую, но очень насыщенную жизнь. Трудно потерять смысл, когда его нет.  Но человек... потому и человек, что...

 Как узнать, какой смысл вкладывали люди в свои действия в прошлом? Началось размещение книги О.М. Медушевской  "Источниковедение: Теория, История, Метод" в подразделе "Источниковедение". Читайте параграф 1.3. Основные понятия.

Источниковедение изучает не просто исторический источник. Оно изучает систему отношений: человек-произведение-человек. Эта триада выражает общечеловеческий феномен: один человек общается с другим не непосредственно, с помощью личного контакта, но опосредованно, с помощью произведения, созданного другим человеком и отражающего его личность. (...) События прошлого вплетаются в живую ткань современной реальности, и трудно отделить одно от другого. Новые работы психологов, исследователей проблемы восприятия свидетельствуют, что в данной ситуации речь идет не о часах, и даже не о минутах, но только о секундах. Человеческое сознание, по новейшим исследованиям, способно воспринимать целостную картину в течение 2,9 секунды. Что касается дальнейшего, то здесь уже необходимо обращаться к источникам фиксированной информации. Итак, с источниковедческой точки зрения непосредственный контакт весьма краток, и очень скоро становится необходимым обращение к письменной, графической, изобразительной фиксации только что промелькнувшего события.
В отличие от мгновенного сейчас и здесь, непосредственного наблюдения обращение к источникам делает общение независимым как от времени, так и от места действия. Созданное человеком произведение дает информацию о творце всякий раз, когда в этом возникает необходимость. Таким образом, через посредство созданного произведения человек дает знать о себе другим людям.

Что можно сказать о ритуалах, которые, потеряв свой сакральный смысл, стали вульгарными обычаями?  "Обычаи проводов в армию в Нижегородской области" представила Т.В. Гусарова в виртуальном "Этнологическом музее".

Рекрутская обрядность (проводы в армию новобранцев) в ХIХ в. носила явственно драматический характер, что объяснялось как продолжительностью срока службы, так и её опасностью, связанной с возможностью гибели солдата на войне или в иных обстоятельствах. Практически проводы рекрутов приобретали эмоциональную окраску, приближающуюся к похоронному обряду. Об этом свидетельствуют многие обычаи, связанные с обрядом: отторжение парней-рекрутов от привычной домашней жизни, крестьянских работ и этических нормативов, их обособление, запрет на общение с ними девушек и неженатой молодежи, тема прощания и безвозвратности, которая прослеживается во всех жанрах рекрутского фольклора, особенно в песнях самих рекрутов и причетах родных и близких.
Во субботу день ненастный,
Нельзя в поле, нельзя в поле работать,
Нельзя в поле работать.
Ни боронить, ни пахать,
Эх, ни боронить, ни пахать.
В поле пашинка сырая,
Яровое, яровое в поле зелено,
Яровое в поле зелено.
Прощайте, девки, прощайте, бабы,
Угоняют, угоняют нас от вас,
Угоняют нас от вас.
На ту сторону далёку,
На злосчастный, эх, да на Кавказ.
На Кавказе люди злые,
Не воротимся,
Эх, не воротимся назад.

Какой смысл вкладывал композитор в свое творчество? Новый материал о Д.Д. Шостаковиче в разделе "Текст музыки": Марк Арановский "Инакомыслящий"

Когда-то наступает момент, который переводит стрелку на часах истории, вводя новую систему ценностей, и тогда даже гению не удается уберечься от суда безжалостного времени. Но признавая закономерность такого «сдвига в историю», нельзя не заметить, что он может сопровождаться не только приобретениями, но подчас и досадными потерями. Вместе с ним порой утрачивается живое, непосредственное восприятие музыки, обрезается та пуповина, которая соединяла ее с современностью, и на смену выстраданному, и, в сущности, единственно верному пониманию, которое складывалось в те времена, когда эта музыка питала живое восприятие, приходит разнобой мнений, порой случайных, неточных, не проверенных личным опытом, а иногда чисто рассудочное конструирование, страдающее явными упрощениями. Неудивительно, что сегодня о Шостаковиче пишут и говорят по-разному: восторженно и скептически, почтительно и снисходительно, равнодушно и запальчиво. (...) Победа Шостаковича тем более удивительна и экстраординарна, что в конечном счете именно его искусство (как это теперь становится все более ясным) в течение долгих лет оставалось фактически едва ли не единственным художественным явлением, по всем своим параметрам (и общестилевым, и собственно содержательным) активно противостоящим тоталитарному режиму. Без риска преувеличения можно сказать, что инакомыслие было общей, интегрирующей чертой всего творчества великого музыканта.

28 сентября 2007 г. Третья часть фотогаллереи П.В. Чеченкова "Невосполнимые потери", посвященная улице Володарского, размещена в рубрике "Дома" (Нижнего Новгорода) раздела "Текст пространства". Это не памятники архитектуры и культуры. Нет. Это сама культура. Уходят люди, уходит их мир. Уходит смысл, который они вкладывали в создание этих улиц и домов. На месте этой улицы появилась другая, в новых домах живут новые люди, с новым смыслом.   

Вслед за ликвидаторами историко-культурного наследия мы переходим с улицы Загорского на соседнюю - улицу Володарского. Та и другая соединяют площадь Ошарскую с улицей Ковалихинской. В конце лета 2007 г. здесь была уничтожена историческая застройка на участке от улицы Варварской к Ошарской площади.

"Дискурсы внутреннего и внешнего в практиках себя" обнаружил С. Хоружий в разделе "Человек и текст".

О внутренней жизни говорит внутренний опыт. Это тривиальное высказывание нужно, чтобы напомнить о том, что у внутреннего опыта чрезвычайно дурная репутация, в силу которой его данные очень часто считают сомнительными и не заслуживающими внимания. Хуже всего эта репутация в естественных науках... (...) Тем не менее, анализ, взвешивающий всю критику внутреннего опыта, отнюдь не приходит к выводу о невозможности использования его свидетельств и об их бесполезности в качестве источника информации о внутренней жизни. Напротив, эта критика выполняет конструктивную роль: с ее помощью выявляются условия, которым должен удовлетворять внутренний опыт для получения из него общезначимых и достоверных выводов. Становится ясно, что в отношении возможностей получения таких выводов внутренний опыт очень неоднороден. Он может действительно быть чисто субъективным и некоммуникативным, и как таковой быть лишь симптомом, указанием на некоторые внутренние состояния или процессы. Но он также может нести и выражать самое насыщенное, осмысленное и достоверное содержание. (...) Как развитие и углубление предиката открытости, характеризующее антропологическую реальность как среду энергии Инобытия, в дискурсе духовной практики выступает концепт прозрачности. Что касается второй предпосылки, то она включается в сам процесс практики как его исходная ступень, открывающая его Духовные Врата. Синергетический характер этой ступени как радикального потрясения, разбалансирования, выхода из всех привычных режимов и стереотипов существования, особенно акцентирован в тех практиках, где данная ступень включает в себя ту или иную форму покаяния. Наиболее острую форму покаяния принимало в древнесирийском исихазме, где усиленно практиковались такие экстремальные проявления его как сокрушение и плач, и сам термин, обозначавший монаха, значил буквально "плачущий".

 - Реальность, а реальность, повернись ко мне передом, а к лесу задом!

- Чего тебе?

- Хочу посмотреть в твои глаза.

- Ну, посмотри.

- Посмотрел.

- И что?

- Ни-че-го!

- И что теперь будешь делать?

- Да что, мне делать что ли нечего? Вот попью вкусного чаю, выкурю сигарету и напишу рассылку с новостями обновления ЭПИ "Открытый текст".

- А смысл?

- Да... Со смыслом у тебя, как видно, напряженка...  Дак и не беда. Вложу в рассылку какой-нибудь смысл, например, знакомство читателей с новостями сайта.

- Ну и иди, мне все равно, все смыслы как пифагоровы штаны - во все стороны равны.

Ну и пошел.

Михаил Зеленов.

P.S. Если у кого-то проблемы с отсутствием смысла жизни, не горюйте, Вы не таракан. Бессмысленную жизнь можно прожить с таким же вкусом, ароматом и контрастом, как и осмысленную. Только в ней не будет смысла... А смысл, он как бородавка на одном месте - и другому не покажешь и сам не сразу увидишь, только когда начнет тревожить.


(0.3 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Зеленов М.В.
  • Размер: 10.87 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Зеленов М.В.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Места отпуска на сайте с 6 по 11 августа 2011 г.
Кадры на сайте "Открытый текст" с 1 по 5 августа 2011 г.
Соло истории на сайте с 25 по 30 июля 2011 г.
Провинциальные древности и актуальные вечности на сайте с 17 по 23 июля 2011 г.
Про стихи на сайте "Открытый текст" с 12 по 17 июля 2011
Люди и подобия на сайте "Открытый текст" с 7 по 12 июля 2011 г.
Расправа на сайте с 1 по 6 июля 2011 г.
Жизнь и смерть на сайте "Открытый текст" с 7 по 17 июня 2011 г.
День рождения цензуры на сайте с 1 по 6 июня 2011 г.
Мнимоси и Юмор в обновлениях "Открытого текста" с 1 по 6 апреля 2011 г.
Женщины на сайте "Открытый текст" с 4 по 8 марта 2011 г.
Чужие на станицах "Открытого текста" с 26 февраля по 2 марта 2011 г.
Мужчины в "Открытом тексте" с 20 по 24 февраля 2011 г.
Странники на страницах "Открытого текста" с 14 по 18 февраля 2011 г.
Материалы с 1 по 7 февраля 2011 г. Долгая пауза из рыбьей чешуи
Обновления сайта с 25 по 31 января 2011 г. Мастер и Маргарита.
Обновления на сайте "Открытый текст" с 19 по 23 января 2011 г. Парадоксы объяснения и нежность восприятия
Обновление с 13 по 17 января 2011 г. Что такое человечность
Обновления с 7 по 13 января. Как стать Домовым.
Обновления с 1 по 6 января 2011 г. Чудеса.
Обновление с 26 по 30 декабря 2010 г. Новогодние семейные сказки
Обновления с 20 по 24 декабря 2010 г. Разрыв с прошлым.
Обновление с 14 по 19 декабря 2010 г. Отчетный период
Обновление на сайте с 8 по 12 декабря 2010 г. Путешествие в 17 век
Обновление материалов сайта со 2 по 7 декабря 2010 г. Книжный рынок
Обновление на сайте с 26 ноября по 1 декабря 2010 г. Жизнь и смерть. Вечная тема.
Обновления на сайте "Открытый текст", посвященные цензуре, за июнь 2010 г.
Обновления на сайте с 30 мая по 4 июня 2010. Весна-Лето.
Обновления на сайте "Открытый текст", посвященные войне, за май 2010 г.
Материалы, посвященные апрельской Лениниане 2010 г.
Обновления на сайте "Открытый текст", посвященные Дню Памятников (апрель) и Дню Музеев (май) в 2010 г.
Материалы сайта с 1 по 6 апреля 2010 г.
Обновления с 26 по 30 марта 2010 г. Другие Берега
Обновления на сайте "Открытый текст" с 8 по 12 марта 2010 г.
Материалы, размещенные с 20 по 24 февраля 2010 г.
Материалы с 1 по 6 февраля 2010 г.
Обновления на сайте с 27 по 31 января 2010 г.
Обновления на сайте с 23 по 25 января 2010 г.
Материалы, размещенные с 16 по 21 января 2010 г.
Материалы сайта с 11 по 15 января 2010 г.
Обновления на сайте с 3 по 9 января 2010 г.
Обновления с 25 по 31 декабря 2009 г.
Обновления с 1 по 11 декабря 2009 г. Начало и Конец.
Материалы, размещенные на сайте с 1 по 5 октября 2009 г.
Материалы сайта с 25 по 30 сентября 2009 г.
Новости обновлений с 13 по 18 сентября 2009 г.
Обновления сайта с 7 по 12 сентября 2009 г.
Материалы с 1 по 6 сентября 2009 г.
Обновление на сайте с 25 по 30 августа 2009 г.
Обновления на сайте с 18 по 23 августа 2009 г.
Обновления на сайте с 12 по 17 августа 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 6 по 11 августа 2009 г.
Материал, размещенный на сайте с 1 по 5 августа 2009 г.
Материалы, разещенные на сайте с 25 по 29 июля 2009 г.
Новости обновлений с 19 по 23 июля 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 13 по 17 июля 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 5 по 11 июля 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 1 по 5 июля 2009 г.
Материалы, размещенные с 24 по 30 июня 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 19 по 24 июня 2009 г.
Материалы, размещенные с 13 по 17 июня 2009 г.
Обновления с 7 по 11 июня 2009 г.
Обновления на сайте с 1 по 6 июня 2009 г.
Материалы сайта с 25 по 30 мая 2009 г.
Материалы сайта с 19 по 23 мая 2009 г.
Материалы сайта с 13 по 17 мая 2009 г.
Материалы сайта с 6 по 11 мая 2009 г.
Новости обновлений с 1 по 6 мая 2009 г.
Материалы сайта с 25 по 30 апреля 2009 г.
Материалы сайта с 19 по 23 апреля 2009 г.
Материалы сайта с 13 по 17 апреля 2009 г.
Материалы сайта с 7 по 12 апреля 2009 г.
Материалы сайта с 1 по 5 апреля 2009 г.
Материлы сайта с 25 по 30 марта 2009 г.
Материалы сайта с 19 по23 марта 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 13 по 17 марта 2009 г.
Материалы сайта с 7 по 11 марта 2009 г.
Новости сайта с 25 февраля по 5 марта 2009 г.
Материалы сайта с 19 по 23 февраля 2009 г.
Новости сайта с 13 по 18 февраля 2009 г.
Новости с 6 по 11 февраля 2009 г.
Новости обнолений с 25 января по 5 февраля 2009 г.
Материалы с 18 по 23 января 2009 г.
Материалы сайта с 7 по 17 января 2009 г.
Новости обновлений с 1 по 5 января 2009 г.
Новости обновлений с 25 по 31 декабря 2008 г.
Новости обновлений с 13 по 23 декабря 2008 г.
Новости обноления материалов сайта с 1 по 11 декабря 2008 г.
Новости обновления материалов сайта с 19 по 29 ноября 2008 г.
Обновления материалов сайта с 6 по 17 ноября 2008 г.
Материалы сайта с 1 по 5 ноября 2008 г.
Материалы обновления сайта с 24 по 29 октября 2008 г.
Материалы с 19 по 23 октября 2008 г.
Новости обновлений с 12 по 17 октября 2008 г.
Материалы сайта с 7 по 11 октября 2008 г.
Новости обновления с 25 по 30 сентября 2008 г.
Новости обнолений с 19 по 24 сентября 2008 г.
Новости обновлений материала с 13 по 17 сентября 2008 г.
Новости сайта с 7 по 12 сентября 2008 г.
новости сайта с 1 по 5 сентября 2008 г.

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100