Здравствуйте, уважаемые читатели ЭПИ "Открытый текст"!
Редакция сайта сердечно поздравляет всех, кто ходил в школу, с Днем учителя! Сегодняшний выпуск рассылки посвящен именно этому дню. Надеемся, что Вы вспоминаете своих учителей с доброй улыбкой и благодарностью, если Вы, конечно, знаете своих учителей.
Кто же является субъектом учения, познания, что может быть его объектом? Что он познает? Продолжилось размещение книги О.М. Медушевской "Источниковедение: Теория, История, Метод" в подразделе "Источниковедение": 1.2 "Объект и субъект познания".
Резко возрос интерес к таким наукам, которые ставят процессы взаимодействия и общения в центр своих исследований (информационные науки и науки о языке, их интерпретационные аспекты). Выявилась главная теоретико-познавательная трудность гуманитарного познания: цель гуманитаристики - изучение человека, но ясно, что «человек как целое не объективируем... Нельзя спутать объективно предметное в человеке в эмпирическом смысле с ним самим как экзистенцией, открывающейся в коммуникации». (...)
Другая группа проблем обусловлена изучением картины мира индивида, его опыта. В интеракциональном мире, считал известный философ и социолог А. Шюц, — а мир именно таков, — представления индивидов изначально интерсоциализированы: в представлениях индивидов и их общении имеет место ряд факторов, формирующих различия структуры социального мира каждого из индивидов, способы типизации в конструктах повседневного мышления (я-мы-вы-они). В общении существуют различие и соотнесенность перспектив (то, что означает объект для одного индивида, не всегда то же самое в представлении другого; относительная адекватность системы релевантностей (совпадающие представления об объекте); различие способов обращения с вещами и людьми, привычек и нравов; социолизированность распределения знаний, поскольку объем знаний индивидов различен. Соответственно различны язык общения, имена, события. С помощью данного подхода становится очевидна необычайно сложность структуры повседневного мышления и неоднозначность ее интерпретаций.
У моего отца, Антона Андреевича судьба оказалась самой благосклонной в смысле продолжения рода, и, пожалуй, самой трудной. Перед первой мировой войной призвали в армию, попал служить во 2-ю армию генерала Самсонова. В начале войны вся армия была немцами разгромлена в Восточной Пруссии. 20 тысяч солдат погибло, 90 тысяч попало в плен, среди них и солдат Антон Перов. Находился в лагере близ польской границы, затем работал у Бауэра, сторожил пшеничные поля, зерно. Немки внутри юбок нашивали карманы, воровали зерно. Антон будто не замечал, за что Бауэр повесил его в сарае за ноги вниз головой. Висел долго, пока немка, с которой Антон встречался по ночам, не уговорила помещика освободить работника. В конце 1920 года Антон Перов возвратился в родную деревню, причем в один день с братом Федором. После плена работал в лесу, познакомился с Федосьей, полюбили друг друга и стали жить вместе.
В августе 1921 года неожиданно в Колпаково приехала та немка, которая спасла Антону жизнь, была заметно беременной. Звали её Матильдой. Жила месяц. Бабка Анна Афанасьевна велела уехать, несмотря на её просьбы и слезы остаться с её сыном, жить и быть верной женой.
Очень часто человек не может напрямую познакомиться с поведением другого человека непосредственно. Специалист, которого учили другие специалисты, познает бытовую сторону жизни предков специальными методами. Пополняются фонды "Библиотеки" подраздела "Археология". Знакомьтесь с книгой Т.Д. Пановой "Царство смерти. Погребальный обряд средневековой Руси XI - XVI веков": "Содержание. От автора. Введение"; Глава 1 " Принятие христианства на Руси и городской погребальный обряд". Учится ли человек у смерти?
Идея связи между мертвыми и живыми, не прерывающейся никогда, выражалась не только в простой заботе о посмертном благополучии сородичей древнего человека в стране мертвых, но и в более глубокой мысли о непременном их возвращении в страну живых. Эти представления на протяжении многовековой истории человечества получили дальнейшее развитие, что привело к появлению различных систем погребального обряда, порой очень сложных. Поэтому изучение ритуала захоронения имеет большое значение наряду с исследованием целого ряда других проблем из области религиозных верований.
Предлагаемая работа посвящена истории развития городского погребального обряда средневековой Руси XI-XVI вв.
В рубрике, посвященной нижегородским историкам, новая биографическая справка -
Киселева Евгения Георгиевна. Учится ли человек у своих учителей?
Из служащих. Окончила ГорькГУ, ист.-филол. ф-т (1952).
Канд. дисс: «КПСС — вдохновитель и организатор героич. труда речников Волги в годы Вел. Отеч. войны» (МИНХ, 1970). Докт. дисс: «Организаторская и идейно-политич. работа КПСС среди тружеников речного транспорта СССР в годы Вел. Отеч. войны (1941-1945 гг.)» (МГПИ, 1983). Проф. (1984).
С 1952 — на журн. работе; с 1967 — асе., ст. преп. (с 1970), доц. (с 1972), зав. каф. науч. комма (с 1975) ГорькГПИ.
Так уж было определено развитием гуманитарного знания в Нижнем Новгороде (г. Горьком), что у истоков Историко-Филологического факультета (далее – ИФФ) Горьковского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (далее – ГГУ) стояли ученые, уже имевшие за спиной багаж исследований и преподавания источниковедения и историографии. С.И. Архангельский, ученик П.Г. Виноградова, Д.М. Петрушевского, М.М. Богословского, А.Н. Савина, собрал под крышей своих однокашников разных лет: С.В. Фрязинова, Н.И. Привалову. Они, как и С.И. Архангельский, по окончанию Московского государственного университета могли сочетать штудии в области истории России и в сфере всеобщей истории на основе серьезного источниковедческого исследования проблемы.
Надеюсь, Вы учились и у людей, и у ситуаций, и у жизни, и у смерти, и у какой-то (научной ли, политической ли, или же какой-то иной) традиции, и, конечно же, у книг... И Вы вспомнили их с улыбкой и с добрым словом. Вспомните и себя - ведь Вы были учеником, ведь это Вы, именно Вы и являлись субъектом познания. И потом... в ком еще из нас не угас огонек страсти разобраться во всем этом мире, насладиться процессом промакивания чернил промокашкой, подтирания плохой оценки, гордости за пять с плюсом и бесконечного удивления от нового и загадочного знания?!
Человек самое бесконечное существо на земле, может быть для того, чтобы бесконечно познавать мир вокруг себя и мир внутри себя. А больше, по сути, и познавать-то нечего.
И такая большая-большая капля чернил падает-все-падает-падает с кончика пера на лист тетради. И такая большая-большая и белая-белая промокашка все впитывает-и-впитывает эту каплю.
Михаил Зеленов.