Надо ли доказывать, что ты живешь, товарищь?!
Здравствуйте, уважаемые читатели электронного периодического издания "открытый текст".
Сегодняшний выпуск посвящен достоверности и недостоверности наших знаний - о прошлом, настоящем и будущем.
Блез Паскаль в разделе "Человек и текст". В.М. Богуславский "Паскаль о достоверности наших знаний". Б. Паскаль "Предисловие к трактату о пустоте" и "Соображения относительно геометрии вообще. О геометрическом уме и искусстве убеждать"
Во всех этих случаях сомневаться не приходится. Но есть другие случаи, когда то, чему хотят побудить нас верить, хорошо установлено на основании истин известных, но в то же время противно удовольствиям, всего больше затрагивающим нас. Эти положения находятся в большой опасности; самый обычный опыт покажет то, что я утверждал вначале: эта властная душа, которая хвалилась, что действует только по указаниям разума, на деле, следуя позорному и безрассудному выбору, поступает так, как того хочет испорченная воля, какое бы сопротивление не оказывал ей самый просвещенный разум.
Тогда-то и возникает то сомнение, колебание между истиной и наслаждением, когда познание первой и ощущение второго вступают в битву, исход которой является неопределенным, поскольку, чтобы судить о нем, нужно познать все, что происходит в самой глубине человека, чего сам этот человек почти никогда не знает.
Стоит ли доверять письменным источникоам, если археологические данные их опровергают? Закончилось размещение на полках "Библиотеки" подраздела "Археология" книги Т.Д. Пановаой "Царство смерти. Погребальный обряд средневековой Руси XI-XVI веков" (М., 2004): Глава 3 "Погребальный инвентарь средневековых захоронений" и Заключение.
Анализ вещевого материала городских захоронений средневековой Руси дает возможность проследить то, о чем умалчивают письменные источники, — наличие значительного числа черт языческого ритуала похорон в христианских погребениях. Археологические данные позволяют проследить на протяжении длительного времени всю динамику развития такой детали обряда захоронения, как инвентарь, выявить признаки и проявления синтеза языческих и христианских верований в погребальной культуре средневековья.
Стоит ли доверять каким-то фотографиям домов, если этих домов уж нет? Фотогалерея
П.В. Чеченкова "Невосполнимые потери" в ближайшее время не останется без пополнений. См. сегодня
часть пятую.
556 |
|
Дело о подрыве Княгининского откупа продажей вина в соседних откупах по сниженным ценам |
8 окт.
12 дек. 1829 |
25 |
|
557 |
|
Дело по предложению гражданского губернатора о проведении ревизии казны и документов в городовом магистрате |
19 июля 1829 |
24 |
Архив (от греч. слова άρχειον т.е. прочное здание), склад официальным путем собранных и сохраняемых документов, которые могут служить как свидетельством прошлого, так и источником исторических знаний. А. бывает: государственный, городской, церковный, семейный и т.д. Древние культурные народы хранили свои А. вместе со священными предметами в храме. В Афинах оригиналы решений народного собрания сохранялись в Метроопе, тогда как копии на бронзовых, каменных и мраморных досках выставлялись на рынке или в крепости.
Перед источниковедением стоят две основные задачи. Эвристическая задача — это ориентирование в многообразии исторических источников, их классификация, изучение совокупности источников, отложившихся в ходе исторического процесса как в целом, так и в частности — для отдельных исторических эпох конкретных стран или регионов. Аналитическая задача — это разработка методов анализа исторических источников, получения из них достоверной и возможно более полной информации, а также методов оценки источников с данной точки зрения. Ясно, что учение об источниках, ставящее столь масштабные цели, может и должно опираться на весь комплекс современного знания о человеке и обществе. В то же время источниковедение как наука, изучающая исторические источники (т. е. произведения, созданные людьми целенаправленно и используемые для получения данных об этих людях), выступает как необходимый компонент каждой науки о человеке и обществе.
Стоит ли доверять всему эту сонму информации, которая, аки гидра многоголовая, шипит и плюется, мотает головою вкривь и впрямь. И вот ходишь годами и доказываешь, какой ты умный. Потом доказываешь, какой ты добрый. Потом - какой ты сякой. Вот собствено и всё, на чем жизнь и закончилась. Все сделали вид, что поверили.
Но послушай, товарищь, как может тебе поверить человек, если он не верит самому себе? Если ты сам себе не веришь?
Хотя, я слышал, есть такие люди, которые колют дрова, пьют воду и (неужели правда?!) ходят в туалет, не стараясь чего-то доказать своим близким. Они даже читают или не читают, нечего не стараясь доказать. Сведения о таких людях относятся к разряду недостоверных. Но если ты их увидишь, читатель, напиши нам в редакцию, что анонимка не подтвердилась.
Михаил Зеленов