Новости обновлений с 6 по 11 ноября 2007 г. (11.07 Kb)
Здравствуйте, уважаемые читатели ЭПИ "Открытый текст".
Революция - не повод ее не замечать. Наш сегодняшний выпуск посвящен 90-летию революции 1917 г.
Рубрика "Дома" Нижнего Новгорода пополнилась "Домом, в котором была провозглашена Советская власть".
«Согласно постановлению Второго Всероссийского Съезда Советов власть в Нижнем Новгороде и губернии переходит к Советам рабочих и солдатских депутатов (принято 157 голосами, против 52)», - так гласит протокол заседания Нижегородского Совета рабочих и солдатских депутатов, соостоявшегося 2 (15) ноября 1917 года. ... в зале Общественного собрания, находившемся в доме № 39 на Большой Покровке.
Сам зал, спроектированный известным архитектором Ф.О. Шехтелем как концертный в 1912 году, разместился во вновь возведенном пристрое к уже существовавшему двухэтажному зданию. Оно было построено еще в 1864 – 1865 годах управляющим Сормовским заводом А.И. Узатисом, затем выкуплено известным нижегородским промышленником И.М. Рукавишниковым. После его смерти здесь разместилось Общественное собрание, ставшее одним из центров культурной (прежде всего музыкальной) жизни Нижнего Новгорода.
Центральный архив Нижегородской области продолжает публикацию обзоров Справочно-информационного фонда: 34С2 постановление СТО протоколы СНК. распоряжения госстроя СССР. распоряжения СНК и СМ СССР. распоряжения СНК и СМ РСФСР...
34С2 |
C-23 |
2920 |
|
Сборник Законов и Распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства с 25 октября по 12 декабря 1917 г. № 1-4 |
|
бг |
1917 |
"Обзор источников истории КПСС" продолжается в источниковедческом разделе: Лекции 9 - 10. Источники по теме: "Партия - вдохновитель и организатор победы Великой Октябрьской социалистической революции (март - октябрь 1917 г.)".
Большевистская печать как ценный исторический источник приобретает еще большее значение при изучении периода подготовки и проведения Великой Октябрьской социалистической революции.
Если в предыдущий период большевистская печать в силу нелегального существования партии не имела возможности широко освещать ее многогранную революционную деятельность, то в 1917 г. появилась возможность отражать руководящую роль партии в борьбе масс за победу революции.
Два документа 1917 г. в разделе "Цензура и текст": Из протокола вечернего заседания Военно-революционного комитета (22 ноября), О выступлении Сталина на заседании ВЦИК по вопросу об арестованных и о свободе печати (6 ноября).
Товарищ Сталин вносит дополнение в сообщение Карелина: меньшевики требовали освобождения всех арестованных и свободы не только для социалистической, но и для буржуазной печати.
Ввиду этого товарищ Сталин предлагает принять следующую резолюцию:
Заслушав доклад комиссии, ЦИК постановляет:
Предварительные условия для переговоров о соглашении, изложенные на известном заседании согласительной комиссии Абрамовичем и повторенные во вчерашнем номере «Рабочей газеты»[2], а именно: освобождение всех без исключения арестованных по политическим делам и свобода печати (всей печати) — эти условия неприемлемы.
Раздел "Человек и текст" представляет книгу В.Я. Проппа "Исторические корни Волшебной Сказки".
Мы рассмотрели сказку в последовательности составных частей ее композиции.
Эти составные части композиции одинаковы для разных сюжетов. Они последовательно вытекают одна из другой и составляют некое целое. Мы рассмотрели источники для каждого такого мотива. Но мы еще не сопоставили этих источников в их отношении друг к другу. Другими словами, мы знаем источники отдельных мотивов, но мы еще не знаем источника их последовательности в ходе действия, не знаем источника сказки как целого. Беглый ретроспективный взгляд на рассмотренные источники показывает, что многие из сказочных мотивов восходят к различным социальным институтам, среди них особое место занимает обряд посвящения. Далее мы видим, что большую роль играют представления о загробном мире, о путешествиях в иной мир.. Эти два цикла дают количественно максимальное число мотивов. Кроме того, некоторые мотивы имеют иное происхождение. (...) Мы нашли, что композиционное единство сказки кроется не в каких-нибудь особенностях человеческой психики, не в особенности художественного творчества, оно кроется в исторической реальности прошлого. То, что сейчас рассказывают, некогда делали, изображали, а то, чего не делали, представляли себе. Из этих двух циклов первый (обряд) отмирает раньше, чем второй. Обряд уже не производится, представления о смерти живут дольше, развиваются, видоизменяются уже без всякой связи с данным обрядом. Исчезновение обряда связано с исчезновением охоты как единственного или основного источника существования.
"Путь к новой музыке" прокладывает Антон Веберн в разделе "Текст музыки" (Лекции 5 - 8).
Это было время, когда из церковных ладов развился диатонический ряд. Исходной точкой этого процесса была одна определенная последовательность тонов в этих ладах. Что такое церковные лады? Как от них пришли к диатоническому ряду? Церковные лады строятся на каждой ступени семиступенного звукоряда и, следовательно, всегда содержат в себе этот ряд. Ионийский лад — это семиступенный ряд от с, дорийский — от d, фригийский — от е, лидийский — от f, миксолидийский — от g, эолийский — от а, гипофригийский — от h. Особенностью ионийского церковного лада — нашего C-dur — было то, что он имел перед возвращением основного тона с полутон, так называемый вводный тон. Скоро было замечено, что окончание через переход вводного тона в основной дает особый эффект, и поэтому в других звукорядах перед возвращением основного тона также появился полутон. А это привело к слиянию церковных тонов в две группы – мажорную и минорную - и тем самым к исчезновению этих ладов. Таким образом, исчезновение церковных ладов было вызвано включением чуждых им вводных тонов, так называемых альтераций. В нашем примере мы везде видим те же семь тонов: но с введением вместо натурального седьмого тона повышенного тона (отсюда название "альтерация") появился элемент, ведущий к хроматизму, а именно еще один тон. Тот момент, когда в музыке остались лишь мажор и минор, совпал с началом эпохи Иоганна Себастьяна Баха. (....)
Хотя и хорошо было бы вновь оказаться на насиженном месте, но в конце концов решили, что возвращаться к основному тону не так уж необходимо. До Бетховена и Брамса никто от него, в сущности, и не отрывался. Но тут явился человек, взорвавший все: Вагнер, - а потом пришли и Брукнер, и Гуго Вольф, за ними – Рихард Штраус, который тоже приложил руку - и весьма искусно! - потом еще многие другие, и в результате системе мажора и минора пришел конец.
Подводя итог, можно сказать: подобно тому как исчезли церковные лады, уступив место лишь двум ладам, так потом исчезли и эти два лада, уступив место одному-единственному звукоряду - хроматической гамме. Опора на основной тон - тональность - была утрачена. Но это отразилось и на другой стороне дела: выражении мыслей. - Опора на основной тон давала сочинениям основательный фундамент. Она была средством формообразования, в известном смысле - средством связи. Она составляла существо тональности. Но в результате всех названных мною сдвигов эта опора сперва стала менее необходимой, а потом и вовсе отпала. Многозначность некоторых аккордов сделала ее излишней. Так как звук есть закономерность, воспринимаемая слухом, а в музыке появились вещи, которых в предшествующие века не было, и, с другой стороны, так как некоторые связи отпали - без ущерба для слуха, - то, очевидно, должны были проявиться какие-то другие закономерности Сегодня мы уже можем кое-что о них сказать. Возникли гармонические комплексы такого рода, что опора на основной тон стала беспредметной. Это произошло в период между Вагнером и Шёнбергом, первые произведения которого еще были тональными. Но в созданной им гармонии опора на основной тон стала ненужной и таким образом рухнуло то, что в период от непосредственных предшественников Баха и до наших дней составляло основу музыкального мышления: мажор и минор исчезли. Шёнберг образно выразил так: из двуполости возник сверхпол!
Что мы (простите, я обобщаю) нашли в революции? Мы нашли исторические корни, которые находятся в реальности. Мы нашли, что революционные эпохи отказываются от основного тона, а вместе с ним - от средства формообразования и средства связи. Мы нашли, то есть возможность вызреть такой гармонической связи, когда деление мира на мажор и минор становится беспредметной.
Так что основная революция - внутри. Но, знаете ли, отказаться от средства формообразования и основного средства связи... это ведь революция, батенька.
Михаил Зеленов
(0.3 печатных листов в этом тексте)
|