Здравствуйте, уважаемые читатели ЭПИ "Открытый текст".
Есть ли что-то увлекательнее чтения? Конечно. Слова, особенно произносимые вслух, завораживают сердца и приводят в движение рассудок. Слова становятся в нашей жизни чем-то большим, чем сам человек. О словоформах, о влияниях слов на людей - наша рассылка.
В разделе "Народная одежда" этнологического музея - статья Т.Гусаровой "Кокошник".
Кокошник – головной убор замужней женщины, обычно представлял собой твердую шапочку с плоским или выпуклым донышком, полностью закрывавшей волосы. Форма кокошников в разных регионах довольно разнообразна, как правило, она была обусловлена особенностями традиции укладывания волос, собранных в жгут или в две косы: вокруг головы, надо лбом, на затылке, на висках и т.д. (...) Поверх кокошника при выходе из дома надевался платок узорного ситца, шелковый или шерстяной с кистями и вышивкой.
В Глоссарии по музейному разделу добавлена статья из "Большой советской энциклопедии" (Т. 40. М., 1934).
Помимо обслуживании населения через постоянные экспозиции, М. развернута большая выставочная работа (за 4 года 1933-36 было создано 5.949 различных выставок). Посещаемость М. в среднем увеличилась больше чем в 3 раза по сравнению с количеством посещении до Великой Октябрьской социалистич. революции. В то время как в странах фашизма кривая посещаемости М. непрестанно падает, в СССР она стремительно идет вверх, отражая неуклонный рост культурных и художественных запросов широчайших масс населения, созидающих свою новую культуру-социалистическую по содержанию, национальную по форме, — культуру освобожденных народов СССР.
Глава IV "К интеллекту" из книги Леви-Стросса "Тотемизм сегодня" появилась в разделе "Человек и текст".
Мы уже отмечали, что Рэдклиф-Браун понял: в том, что касается структурального анализа, невозможно отделить форму от содержания. Форма не вне, а внутри.
Библиотека раздела "Цензура и текст" пополнилась статьей А.В. Усягина "Взаимоотношения власти, земств, цензуры и прессы в пореформенной России".
В недолгий период «либеральной весны» М.Т. Лорис-Меликов демонстрировал почтение к голосу общественности, собирая у себя редакторов петербургских газет, что было тогда в новинку в отношениях власти и общества. (...) В сентябре 1880 года редакторы петербургских изданий были им вызваны, как сказали бы мы сегодня, на брифинг, «с специальной целью разъяснить им, чтобы они не волновали напрасно общественных умов, настаивая на необходимости привлечения общества к участию в законодательстве и управлении – в виде ли представительных собраний на манер европейских, в виде ли наших бывших Земских соборов – что ничего подобного в виду не имеется и что ему, министру, подобные мечтательные разглагольствования прессы тем более неприятны, что напрасно возбуждаемые ими надежды в обществе связываются с его именем, хотя он, министр, никаких полномочий не получал на это и сам лично в виду ничего подобного не имеет».
Новые имена в рубрике "Цензоры" (до 1917 г.) раздела "Цензура и текст": А.А. Малоземов, В.К. Менгден, К.П. Мердер, З.М. Мсерианц.
Менгден Владимир Карлович ([1853]—?).
С 10 октября 1875 и. д. инспектора типографий в С.-Петербурге. 12 октября 1877 утвержден в должности. 15 октября 1881 уволен.
Арх.: РГИА. Ф. 776, оп. 11—1875, д. 93.
Справ.: АК.
Статья Генриха Лароша "Н.Г. Рубинштейн" размещена в подразделе "Музыкальные эпохи".
Всего этого, конечно, недостаточно, чтобы объяснить то чарующее действие, которое он производил на всех нас. «Gemeine Naturen zahlen mit dem, was sie tun, edle — mit dem, was sie sind». («О низменных натурах мы судим по тому, что они делают, и благородных — по их сущности» (нем.).) Ученики любили его не за те уроки, которые он им давал, и не за те вспомоществования, которые он им оказывал; точно также в московском обществе было немало людей, едва умевших отличить высокую ноту от низкой — и все-таки любивших Н. Г. Рубинштейна без ума. Как найти формулу этого действия на сердца? Как установить законы рождения и развития симпатии? Но чем таинственнее закон, тем несомненнее и очевиднее факт. Подобного увлечения личностью (помимо артиста, помимо начальника, помимо общественного деятеля), как увлечение Москвы Николаем Рубинштейном, я никогда не видал и, вероятно, никогда не увижу.
Есть ли что-то увлекательнее слова? Конечно. Это человек. Такое же слово. Такая же форма. Без отрыва от содержания. В начале был кокошник.
Михаил Зеленов