Всё происходящее - бессмысленно, всё действительное - прекрасно.
Здравствуйте, уважаемые читатели ЭПИ "Открытый текст".
Наша сегодняшняя рассылка посвящена XVIII веку. В определенном смысле это некий прорыв через века, некий шаг за горизонт... нашего мышления.
Накануне Нового года - новый экспонат для "Этнологического музея" подготовлен Т. Гусаровой: "Праздничный сарафан – клинник".
Этот тип женской одежды был широко распространен в южной части волжского правобережья Нижегородской области. Носили его по праздничным дням девушки, уже выходившие в хороводы, т.е. старше 15-16 лет, и молодые замужние женщины. Имеется информация, что такие сарафаны с соответствующими дополнениями служили также и свадебным нарядом невесты.
Новый кандидатский автореферат появился в подразделе "Источниковедение": Д.А. Черненко "Сельское расселение и землевладение центральных уездов России в XVII - XVIII вв. (по материалам писцовых книг и Экономических примечаний к Генеральному межеванию)".
Феноменальной устойчивостью отличались комплексы, образованные духовными вотчинами, которые вовсе не распадались. Согласно примечаниям, из 43 сел, 30 деревень и 8 упомянутых пустошей, принадлежавших монастырям и Суздальскому архиепископу и в первой трети XVII в., за полтора века только одна пустошь вышла за пределы духовного землевладения, оказавшись в совладении у нескольких помещиков. Показателен и второй пример перегруппировки монастырского землевладения, когда вотчина Спасо-Ефимьева монастыря (село и три деревни) почти целиком перешла Симонову монастырю, т.е. и при смене владельца монастырская вотчина не дробилась. Остальные монастырские и архиепископские вотчины на протяжении полутора веков оставались за прежними владельцами.
Развивается подраздел "Культовое зодчество" раздела "Текст пространства". Здесь опубликованы "Материалы паспорта памятника архитектуры – церкви Усекновения головы Иоанна Предтечи в селе Хирино Шатковского района Нижегородской области".
Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи находится в центре села Хирино на берегу большого живописного пруда. Кирпичное с оштукатуренными фасадами сооружение имеет протяженную по оси восток-запад композицию и состоит из четырехлепесткового в плане храма с высоко поднятым на подклете вторым (основным) ярусом и примыкающей к западному всходу квадратной в плане ярусной колокольни. (...) Церковь представляет собой интереснейший образец усадебной храмовой архитектуры второй половины XVIII в. Храм имеет редко встречающееся двухосное планировочное построение, яркие черты «московского барокко». Памятник сохраняет важное градостроительное значение, являясь высотной доминантой исторического поселения и обширной прилегающей территории.
Глава 19, посвященная роли И.С. Баха, из книги Е.М. Браудо "Всеобщая история музыки" размещена в подразделе "Музыкальные эпохи".
Искусство Баха есть могучий ствол, корнями своими глубоко уходящий в прошлое и органически связанный с ним. Поэтому нельзя порывать живую связь музыки Баха со многими ей предшествующими явлениями, при желании понять все историческое значение его творческой личности, которая светит и вглубь времен и бросает свои лучи на «музыку будущего», вплоть до наших дней. Бах не только завершитель прошлого, не только выразитель музыкального настоящего, каким был Гендель, но и пророк будущего. В его музыке мы улавливаем ту связь между историческим прошлым и будущими возможностями, которой определяется весь исторический процесс. Исторически Иоганн Себастьян Бах в своем творчестве опирался на музыкальные формы, выработанные протестантизмом, и потому для ознакомления с его искусством необходимо в нескольких словах коснуться главного аттрибута лютеранского богослужения, хорала, в высшей степени важного элемента всего баховского искусства как вокального, так и инструментального.
Новые поступления в "Библиотеке" цензурного раздела: Г.И. Смагина "Книга и цензура в России в XVIII в.".
Институт цензуры создавался в России постепенно в условиях господства церкви в духовной жизни общества. В начале XVIII в. контроль церкви над светским книгоиздательством был утрачен, и ее попытки выступить против какого-нибудь издания были проявлением того скрытого протеста, который она попыталась оказывать реформам Петра I. Однако в 30-50 гг. XVIII столетия духовная цензура активизировалась. Известны факты, когда подготовленное к печати произведение так и не увидело свет или вышло из печати в урезанном и искаженном виде: десять лет пролежала переведенная А. Кантемиром книга французского мыслителя Б. Фонтенеля «Разговоры о множестве миров» из-за того, что эту «богомерзкую книгу» отказался печатать директор Санкт-Петербургской типографии М. П. Абрамов; «Опыт о человеке» английского писателя А. Попа вышел не в первоначальном переводе Н. Н. Поповского, а с исправлениями Синода (эти исправления издатели хитроумно выделили другим шрифтом) и т. д. В 1734 г. Академия наук планировала издание древнерусских летописей, но Синод не дал разрешения на это, сославшись на «многие лжи в рукописях».
"Шаги за горизонт" Вернера Гейзенберга слышны в разделе "Человек и текст".
Физик Вольфганг Паули как-то говорил в данной связи о двух пограничных представлениях, которые оказались исключительно плодотворными в истории человеческой мысли, хотя ни одному из них ничего в реальной действительности не соответствует. Один предел — это представление об объективном мире, закономерно развертывающемся в пространстве и времени независимо от какого бы то ни было наблюдающего субъекта; на картину такого мира ориентируется новоевропейское естествознание. Другой предел — представление о субъекте, мистически сливающемся с мировым целым настолько, что ему не противостоит уже никакой объект, никакой объективный мир вещей; таков идеал азиатской мистики. Где-то посередине между этими двумя пограничными представлениями движется наша мысль; наш долг выдерживать напряжение, исходящее от этих противоположностей.
Напряжение жизни в напряжении между смыслами. Это как напряжение поверхности воды. А внутри смысла - свобода. Каждый смысл имеет свою плотность, свой вкус, свою глубину и своих обитателей. В смысле можно купаться, как в море. И если кто-то потерял свой смысл - можно съездить на море, принять ванну, постоять под душем, сходить в бассейн. И смысл обязательно к Вам вернется. Такой, как Вы хотите. Ведь оостается неизвестным, кто кого выбирает - Вы выбираете смысл, или смысл выбирает Вас, Вы встречаете Новый год, или Новый год встречает Вас.
Хорошего новогоднего настроения и приятных встреч, которые действительно прекрасны.
Михаил Зеленов