Бывает так, что человек идет в одну сторону, а попадает в другую, целится в другого, а попадает в себя...
Здравствуйте, уважаемые читатели ЭПИ "Открытый текст".
Редакция хотела познакомить Вас с XVII-м веком... Готовила, значит, подборку материалов, готовила... И приготовила. Такая вот история.
Статья "История" из издания "Большая энциклопедия" (В 62-х томах. М., 2006. Т. 19) в Глоссарии.
Мн. достижения человеч. знания можно считать рез-том коллективного творчества народов в ходе их историч. развития. Тенденцией, закономерностью всемирной И. является укрепление взаимосвязи отд. народов и стран, их взаимовлияние. Так, культурный обмен между разл. племенами, об-вами в эпоху палеолита совершался в радиусе до 800 км, ко времени появления первых цивилизаций (3-1-е тыс. до н. э.) — до 8 тыс. км, а в 1-м тыс. н.э. он охватил всю Азию, Европу и Африку. Налаживание связей между народами, гос-вами и т. д. имеет большое значение в И. человеч. об-ва. Эти связи между группами и народностями на протяжении человеч. И. принимали разл характер: миграции (напр., т. н. великое переселение народов, заселение островов Полинезии); культурные и др. влияния и заимствования; разл. социальные диффузии (распространение буддизма, христианства, ислама из мест первонач. их возникновения; влияние антич. культуры в эпоху Возрождения). До появления капитализма эти связи носили эпизодич. характер, легко нарушались под влиянием внешних причин, часто носили принудительный характер; народы жили в значит, степени изолированной жизнью, и нарушение связей нередко приводило к задержке в историч. развитии отд. народов. Лишь капиталистич. эпоха с её Великими географии, открытиями, всемирным обменом приводит к созданию всемирных связей и всемирной И. Общение народов превратилось из случайного, эпизодического в необходимое, постоянное, хотя в ряде случаев принудительный характер связей сохраняется и усиливается.
Помня о необходимости реализовать общий интерес к XVII-му веку, мы все-таки нашли материал о церкви оного века. "К истории открытия памятника деревянного народного зодчества – Казанской церкви в Юрино Балахнинского района Нижегородской области" в плотную подошел А.И. Давыдов в разделе "Текст пространства".
Церковь в Юрино – Вид Казанской церкви после реставрации
Деревянная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери в Юрине Балахнинского района Нижегородской области еще в XIX веке привлекла к себе исследователей. (...) приоритет открытия памятника принадлежит благочинному села Черного Балахнинского уезда священнику Василию Алексиеву, обратившему внимание духовных властей на эту церковь... (...) Благочинный в своем «репорте» в Нижегородскую духовную консисторию от 1 марта 1827 года сообщал следующее:
«Мною найдена заслуживающею внимания по древности в принадлежащем приходе к селу Бурцову сельце Юрине упраздненная деревянная церковь. Ибо оная церковь, по словам престарелых тутошних людей, строена назад тому около 200 лет князем Дмитрием Михайловичем Пожарским, жившем при том селении с боляры Озеровским и Богдановым, и близь 50 лет упразднена по малоприходству за вывезением людей в немалом количестве помещиками в другие разные места (...)». Таким образом, Василий Алексиев, не просто проинформировал о существовании, выражаясь современным языком, исторического памятника в Юрине, но и обратил внимание на архитектурную особенность Казанской церкви - отсутствие алтарного прируба, сближающее ее с деревянными часовнями. Важно отметить также осознание простым сельским благочинным небходимости сохранения реликвии, а предложенные для этой цели меры мы можем расценить как консервационные работы на памятнике (опять же, по современной терминологии).
Сохранилась ли преемственность с того самого века до сегодняшнего дня? Опубликована новая работа из материалов конференции "Семейные архивы и семейная память в жизни современного общества": В.В. Авдеева "Династия священно–церковнослужителей Травницких на юге Нижегородской области".
В «Воспоминаниях…» князя Сергея Волконского, внука декабриста Волконского, есть такие строки: «Мы не умеем пользоваться стариками. Когда они говорят о прошлом, молодежи скучно, а когда они говорят о настоящем, молодежь им дает понять, что они суются не в свое дело. А когда мы сами старимся, тогда жалеем, но уже поздно. Не сразу человек понимает, что обогащение жизни не в том, чтобы спорить по существу, а в том, чтобы возможно больше воспринять, собрать и сохранить». Я очень хорошо это поняла, когда не стало ни одного родного старика, а сама я стала пенсионеркой. Вот тогда я и решила, наконец, заняться историей моей семьи. (...) Дед мой родился в 1870 году в селе Михалков Майдан Лукояновского уезда (ныне Б - Болдинский район) в семье священника Павла Федоровича Травницкого. Учился сначала в Починковском Духовном училище, а затем в Лукояновском городском двуклассном училище, закончив которое, был определен учителем в церковно-приходскую школу. Ему было 18 лет. В 1889 году дед был определен псаломщиком в село Вергизай Княгининского уезда (ныне Бутурлинский район), где стал учителем школы грамоты. В этом селе жили его младшая сестра и мать. В 1891-1892 г.г. в Лукояновском уезде свирепствовал голод. Население питалось лепешками из высушенной и смолотой лебеды, которые внешним видом напоминали кусок асфальта. Употребляли в пищу отруби, клевер, крапиву, липовый лист. Так, наверное, питались и мои предки. И во время этого голода наблюдался один из парадоксов русской жизни. В 1892 году крестьянских свадеб было гораздо больше, чем в обычные годы. Оказалось, разгадка была проста: “девки подешевели” благодаря тому, что кормить их было нечем. Небогатые мужики спешили женить своих сыновей.
В общем... Где XIX век там и XVIII... Продолжается публикация описей фонда № 570 (Нижегородская духовная консистория) Центрального архива Нижегородской области в разделе "Архивы и текст": Оп. № 555 за 1773 г. Д. 1 - 97.
1 |
Указы Синода за 1773 год. |
за 1773 год |
|
|
2 |
Журналы присутствия Нижегородской Духовной Консистории за 1773 г. |
за 1773 год |
|
|
3 |
Протоколы Нижегородской Духовной Консистории за 1773 г. |
за 1773 год |
|
|
4 |
Дело по указу Синода о присылке сведений о государственных доходах, с приложением ведомостей за 1773 г. |
С 30 июля 1773 г. по 30 декабря 1773 г. |
|
|
5 |
Дело по указу Синода об отдаче на воспитание оставленных родителями младенцев в Москву или в С. Петербург в воспитательные дома. |
С 22 янв. 1773 г. по 13 августа 1773 г. |
|
|
6 |
Дело по указу Синода о наложении штрафа на священника г. Бежецка Матвея Леонтьева за погребение купчихи Первухиной не на отведенном кладбище, а близь приходской церкви. |
С 14 янв. 1773 г. по 27 марта 1773 г. |
|
|
7 |
Дело по указу Синода о сыске и поимке бежавших из разных епархий людей духовного чина. |
С 15 июня 1773 г. по 29 октяб. 1773 г. |
|
|
Уж если говорить о власти, то наша, конечно, будет лучше. А как было в старину? Повестки дня заседаний Секретариата Крайкома за 1930 г. опубликованы в рубрике "Нижегородская партийная организация".
Заседание секретариата от 55 января 1930 г. (протокол № 14)
1. О проверке работы временных КК на производстве.
2. О проверке выполнения решений бюро Крайкома по контрактации студентов.
3. Утверждение резолюции по реорганизации сельхозкооперации.
4. О ликвидации областного союза химиков в МАО.
5. О ходе реализации решения секретариата о посылке работников на низовую работу в счет «100».
6. О посылке на заочные курсы марксизма, ИКП и Институт Красной журналистики.
7. О т. Третьякове из Вотской области.
8. О т. Широбокове из Госбанка.
9. Об отзыве т. Фрейдсон в распоряжение ЦК.
Уж если говорить о старине, то промолчать было бы неприлично. Т.В.Гусева напоминает, что "В 2008 году исполняется 100 лет со дня рождения Бориса Борисовича Пиотровского". А у нас открыватся рубрика "Б.Б. Пиотровский и Кармир-блурская экспедиция". Читайте статью Е.Э. Лебедевой "Б.Б. Пиотровский и Кармир-блурская археологическая экспедиция (к 100-летию со дня рождения ученого)".
В 2008 году исполняется 100 лет со дня рождения Бориса Борисовича Пиотровского. Его имя прочно связано с крупнейшим музеем мира - Государственным Эрмитажем, который он возглавлял до конца своей жизни. Сложная и хлопотная работа администратора не смогла помешать его научным исследованиям. Он был выдающимся ученым, крупным специалистом- востоковедом. А еще у него была Кармир-блурская экспедиция. 30 лет раскопок уникального памятника на территории Еревана - урартийской крепости Тейшебаини не только вписали яркие страницы в книгу мировой археологии, но и стали частью жизни ученого, навечно соединив его имя с Кармир-Блуром.
Самое главное, конечно, выполнить обещание, данное самому себе неизвестно зачем. Мы отчаянно пытаемся рассказать читателям про XVII век. Хотя... за нас это сделали давно совершенно другие люди. Глава 16 второго тома книги Е.М. Браудо "Всеобщая история музыки" появилась в рубрике "Музыкальные эпохи".
Реформа фрорентинцев первоначально оказала только косвенное влияние на инструментальную музыку. Не могло быть, конечно, речи о непосредственном перенесении принципов речитативного стиля на инструменты, так как главный смысл вокального речитатива, корректная декламация не мог осуществиться в музыке, которая не была связана co словом. Если все же и в инструментальной музыке, начиная с 1600 года, замечается поворот, приведший к замене господствующего многоголосного стиля письмом для одного или двух голосов с цифрованным басом, то эти инструментальные «монодии» не могут сравниваться с речитативом Кавальери, Пери и Каччини, а имеют своим источником форму церковного концерта. Эта форма основана на выступлении нескольких голосов, соперничающих в блеске виртуозности исполнения. Самое слово «концерт» обозначает «сговор», состязание. Первыми образцами этой в высокой степени важной инструментальной формы, господствовавшей свыше 150 лет в эпоху расцвета музыкального индивидуализма, обусловливаемого ростом капиталистических сил, были концерты итало-еврейского композитора, мантуанского раввина Соломона Росси, автора первых в истории музыки сонат-трио. Не менее важен Росси, как один из первых мастеров инструментальной вариации, которая, как мы уже указали выше, играла такую большую роль в английских композициях для вирджинэля.
Читатель! Если отбросить речитатив, то можно смело говорить, что ты только что побывал на концерте. Стоило ли из-за этого совершать путешествие в недостижимый XVII-й век?! Если совершать некую историю в самом себе, т.е. "увеличивать общение", то конечно стоило, да. Ведь через речитатив и монодию, через "концерты" для себя и с самим собой есть шанс дойти до своего звучанию сегодня, сейчас.
Михаил Зеленов
Размещено 6 февраля 2008 г.