Любите ли Вы XVI-й век так, как люблю его я?
Здравствуйте, уважаемые читатели ЭПИ "Открытый текст".
XVI-й век полон музыки... Правда, правда. Она другая, чем сейчас, так как стояла перед Ликом. Размещена глава 12 первого тома книги Е.М. Браудо "Всеобщая история музыки" в разделе "Текст музыки".
Две силы определяли собой духовную жизнь XVI столетия. Одна заключалась в возрождении сильного религиозного чувства, и в связи с ним - стремление церкви излечиться от своих внутренних недугов; другая — в глубоком влиянии античного искусства, поэзии и науки, изучение которых началось еще в предыдущем столетии. На музыке это увлечение античностью сказалось в стремлении ни приблизиться к античной простоте. Но музыканты находились в данном случае в гораздо худшем положении, чем их события, поэты и ваятели, так как не сохранилось никаких образцов античной музыки Известны были лишь античный эпос и лирика, и только в метре и ритме последним, можно было найти элемент, общий поэзии и музыкальному искусству. (...) Еще разностороннее и глубже, чем в Германии, изучение классиков отразилось на музыки Италии, где в конце XVI столетия оно повлекло за собой создание новой отрасли музыкального искусства, имевшей впоследствии чрезвычайно важное значение, а именно оперы. Этот переворот в музыкальном искусстве был подготовлен развитием новой художественной формы на итальянской почве, а именно мадригала (...) Эта новая форма оказалась чрезвычайно привлекательной для музыкантов, проникнутых новыми веяниями, так как она давала возможность осуществить то, что часто оказывалось совершенно не совместимо с господствующим характером церковного письма, а именно возможность простой естественной музыкальной выразительности и совершенной отчетливости при произнесении слов текста.
О том, что такое "Музыка" можно узнать из соответствующей статьи издания "Культурология: энциклопедия" (Т. 1. М., 2007) в нашем Глоссарии.
Во всех древних и более поздних культурах традиционного типа М, является связующим звеном между словом (пением) и жестом (движением). Более того, др.-греч. понятие «М.» включало в себя и искусство стиха, и искусство танца. Указанное единство было обусловлено существованием М. в контексте тех или иных религ. ритуалов и обрядов. Иррац., магическая сила М. получила тем самым мощное культурное обоснование. Согласно представлениям цивилизаций древнего мира, М. — часть мироздания, некое объективное начало, выражающее порядок (ритм и гармонию) природы. Так, отд. элементы М. могли ставиться в символическую взаимосвязь с временем года, временем суток и т.п. Примером космологического понимания М. является пифагорейско-платоническое учение о «гармонии сфер», согласно к-рому небесные тела, движущиеся математически упорядоченно, издают соответствующие (числовым соотношениям расстояний между орбитами) муз. тоны. Возникающая в рез-те этого, никем не сочиненная М. космоса, не слышимая людьми в силу их несовершенства, есть М. высшая, вечная и божественная. (...) Совершенно особый, исключительный облик М. обрела в европ. культуре Нового времени. Начиная с эпохи Возрождения развивается индивидуальное композиторское творчество, гл. целью к-рого было создание произведений, демонстрирующих мастерство и богатство изобретательности авторов, как бы соревнующихся с самим Богом — Творцом мироздания. В эпохи барокко и классицизма (17—18 в.) европ. М. оформляется как автономное, самодостаточное искусство, что проявилось, во-первых, в интенсивном развитии чисто инструментальных жанров (соната, концерт, симфония, квартет и др.), и во-вторых, в возникновении оперы — принципиально нового вида театр, искусства, в к-ром М. играет гл. ведущую роль. Понятая в эту эпоху как язык аффектов, чувств, человеч. страстей...
XVI-й век полон непонятных для современного читателя текстов. Сообщение Б.М. Пудалова о подготовленном сборнике документов "Нижегородский край в конце XVI - первой половине XVII в. Документы приказного делопроизводства", а также отрывки из него читайте в подразделе "История государственного управления до 1917 г.".
Академик С.Б.Веселовский, выдающийся знаток приказной документации, редактируя издание актов писцового дела, отмечал: «Что касается однообразия некоторых актов, то оно кажется редактору не отрицательным, а положительным элементом… Дело в том, что понимание приказных актов XVII века не так просто, как это кажется на первый взгляд. В них много слов, вышедших уже из употребления, еще больше таких, значение которых изменилось, есть своеобразные обороты речи, обычные всегда и везде неточности, описки, обмолвки и т.п. Еще важнее то, что склад жизни и понятий людей XVII века настолько отличен от современного, что в большинстве случаев совершенно недостаточно истолковать текст по правилам грамматики и синтаксиса. Чтобы перейти от отдельного текста, как отражения в представлении его автора современных ему фактов, к познанию самих фактов, необходима сложная работа сопоставления текстов и фактов. В этой трудной задаче сходства и однообразие актов могут оказать большую пользу. Тщательное сопоставление сходных текстов помогает понять их буквальный смысл, темные и неправильные обороты речи, отличить существенное от несущественного, привычные формулы от особенностей данного случая, словом, дает возможность понять все изгибы языка и мысли авторов, чтобы перейти затем к истинному познанию фактов».
"О некоторых особенностях говора жителей сел Нижегородского Поветлужья (с. Ильинское и с. Ветошкино Краснобаковского р-на, с. Докукино Воскресенского р-на)" рассказывает А. Саянова в "Этнологическом музее". В общем-то не средневековье, но не без этого.
Уже первое знакомство с разговорной речью коренных жителей Поветлужья дает представление о своеобразии местного выговора: высокий темп речи с оттягиванием концов фраз, богатая интонация, охватывающая широкий диапазон. Обращают на себя внимание и некоторые фонетические особенности, встречающиеся настолько постоянно, что можно принять их как определенную закономерность:
- употребление «и» вместо «е» (вмИсте, Исть, здИсь, пИсня);
- употребление «ё» вместо «е», при этом «ё» в конце слов тянется нараспев (совремЁнная, ходитЁ. набратоЁ, стреляЁт, приятноЁ, мешаЁшь, с постелЁй, с одЁжой)
- употребление «з» вместо «ж»; «ф» вместо «х»; «шт» вместо «щ» (зоское тесто, панаФида, ШТи).
Характерным для названных сёл Воскресенского района можно считать произношение слов «помидор» и «огурец» как «помАдор» и «Угурец».
поставиться – построить дом
ходить по лавкам – ходить на несколько посиделок в течение вечера
шунтовАть – бегать (в ограниченном пространстве)
усупОнить – привести в порядок (одежду), постирать(?)
подрОшша – сверстники
в послествЕ – потом
бУчить – стирать, класть на бук
потипОрошняя – очень старая, допотопная
посетители – гости
плетешОк – тамбурный шов
буравО – штопор
осматривать – навещать
коклюшка – куплет
топтАнка – картофельное пюре
бедИть – приносить беду, наносить урон (о погоде)
Тоже, конечно, не средневековье, но не без этого... На территории ансамбля Амвросиева Дудина монастыря уничтожены остатки колокольни 16 века...
Как стало известно редакции, при строительных работах на территории архитектурного ансамбля Амвросиева Дудина монастыря, расположенного на берегу Оки (Богородский район Нижегородской области), варварски были уничтожены остатки колокольни 16 века, снесена часовня начала 20 века, нарушен культурный слой с остатками захоронений. (...) Амвросиев Дудин монастырь упоминается в летописях как уже существующий в 1445 году. Первой каменной постройкой монастыря стала колокольня, возведенная в 1593 году. Об этом свидетельствовала выбитая на ней надпись: «Лета 7101 году достроена колокольня при игумене Евфимии». Своей архаичной архитектурой колокольня привлекла внимание изучавшего средневековое русское зодчество академика Л.В. Даля, который в 1870-е годы выполнил ее обмеры.
Дудин монастырь. Успенская церковь в процессе ремонтно-реставрационных работ. Слева – монастырская колокольня.
Фото 1911 года из личного архива С.Л. Агафонова
В XVI-м веке не было понятия индивидуальности, не было понятия личности, не было своей, неповторимой и единственной, жизни. Отрывки из книги Л.М. Баткина "Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности" размещены в разделе "Человек и текст". Я прошу прощения у читателей за слишком длинные цитаты, надеясь всё же, что чтение отрывков будет не пыткой, а удовольствием общения с книгой.
Идея «индивидуальности», как это ни кажется странным, была неизвестна всем традиционалистским обществам, включая и греко-римскую Античность. Само это слово, как и слово «личность», появилось каких-то двести—триста лет тому назад, хотя языковые корни стары, как мир (...)
Ну а мы — мы входим в окоём прошлой культуры?
Нет, разумеется, — поскольку у истории есть вектор и, например, в наш опыт решительно не входит та культура, которая будет через тысячу лет, через сто лет, через десять лет, да что там — завтра. И предки обходились без знания и включения в себя последующей культуры. Да, разумеется,— уже в том значении, что последующее вышло из них, и мы не могли бы сейчас интересоваться античной трагедией или заслушиваться Бахом, если бы некоторым образом не были причастны им, не обнаруживали бы для себя некое место, некую позицию внутри их мира. (...)
Жизнь и смерть потрясают отныне не повторяемостью («то участь всех»,—говорит Гертруда Гамлету), а уникальностью. Всякое человеческое существование не только единично и подобно другим существованиям, но — единственное. Каждый раз это целая неповторимая вселенная, вполне соразмерная той, общей для всех вселенной. Поэтому индивид огромен, как мир, и бессмертен, как мир. Если он все-таки определенно умирает, это очень трудно и даже невозможно вместить и разгадать. В это трудно поверить.(...)
Если «индивидуальность», т. е. единичность, доведенная до единственности, и особость, дорастающая до оригинальности и суверенности, взятая со стороны общественно-исторических корней, утверждается через «свободу», то она же, взятая со стороны культурной, предстает в качестве «личности». Как только возникает такое самостоятельное, беспредпосылочное Я, иными словами, своеобразие индивида признается самоценным жизненно-духовным состоянием, полагается началом, человеку сразу же приходится задумываться над новым его отношением к самому себе и ко всеобщему. Существование индивидуальности, как и встарь, состоит в непрерывном выборе и требует высшего обоснования, по теперь уже не через абсолютное, надличное, тотальное Всеобщее, а через свое, индивидуальное и особенное всеобщее, через «Я-вселенную», на внутренней границе его с другими Я. (...)
Принцип индивидуальности и принцип личности только в культуре — и во всей совокупности жизненных проявлений, поскольку они озаряются культурным смыслом — обретают всемирно-человеческие основания и созидают новую социальность. Здесь столкновение «индивидуализма» и «коллективизма» теряет значение. Высшая коллективность культурного общения, диалога — свободное объединение людей ради обмена Собою.
Дык, любите ли вы XVI-й век? Любите ли вы себя, пространство, в котором вы живете, которым обмениваетесь? Есть ли в Вашей жизни диалог, обмен Собою? Есть ли Вы, индивидуальный и неповторимый читатель? Если нет - Вы живете в XVI веке, и эта рассылка посвящена Вам. Мы Вас любим, и не только в день Святого Валентина.
Поздравляем всех, любящих жизнь и творчество, с днем влюбленных в жизнь и творчество.
Михаил Зеленов
Размещено 15 февраля 2008 г.